Черный Лукич




Черный Лукич

Черный Лукич стоял у самых истоков российского, а точнее, Сибирского панк-прорыва, когда как из-под земли (а, может, даже с неба) заиграла музыка Егора Летова, Янки Дягилевой, Олега Манагера, Романа Неумоева и многих-многих других сибирских панков. Хотя сольно Лукич панк-рок и не играл, но был очень важной частью этого рассказа.

В 1964 году, когда весь Союз застыл в холодце Брежневского застоя, в рабочей советской семье на свет появился мальчик со Славянским именем Вадим. Его мама, Людмила Ивановна Кузьмина, воспитывала его одна, параллельно зарабатывая на хлеб для своей семьи в Новосибирском «Почтамте». Несмотря на то, что будущий Черный Лукич (а тогда еще Вадим Петрович, или даже маленький Вадим) воспитывался без отца, он хорошо учился в школе, был ответственным и талантливым ребенком. По окончанию школы поступил в Новосибирский электротехнический институт, хотя с самого детства был пристрастен к морской тематике. Он много читал о кораблях и путешествиях, и даже клеил модели кораблей. Любовь к морю Лукич сохранил на всю жизнь.

Однако море – не единственное затянувшееся детское увлечение Вадима Петровича. Играть на гитаре он научился еще в детстве. Помог ему в этом его старший брат Александр Пестов. Он был не родным – двоюродным братом Лукича, но Вадим не любил называть братьев двоюродными (и другими -юродными). Он считал, что близкие люди не могут быть двоюродными – они родные.

Черный ЛукичСам брат Лукича не захотел связывать жизнь с музыкой и не вышел на большую сцену, хотя, по словам его родных, у него большой талант в «искусстве муз». А вот песни Вадима Кузьмина теперь знают и любят люди всех возрастов, полов и складов ума во многих странах бывшего Союза.
За свою недолгую жизнь Вадим Кузьмин успел стать участником многих проектов, сильно отличавшихся друг от друга: «Гражданская оборона», «Спинки Мента», «Мужской танец», «Адольф Гитлер». Однако вся сущность творчества Вадима лучше всего проявляется именно в «Черном Лукиче».

«Как-то после записи первого альбома, мы сидели и прослушивали, что получилось, и после записи я сказал: «Всё, буду играть детские песенки». Так по сей день играю. Я бы большинство своих песен именно так и назвал. Но я, наверное, единственный человек из всех наших ребят, который играл то, что действительно хотел. Я не ограничиваю себя рамками. Когда-то играл панк, но теперь это стало неинтересно. Просто играю то, что хочу и всё» - из интервью с Черным Лукичом для Insurgent.ru

Сибирский панк-рок выделяют как отдельный вектор в общепринятом понятии панка. Тут не было ни «запилов», как у «Metallica», ни «качных» рифов, как у «The Offspring », ни вокала в четыре октавы. Не было и профессиональных музыкантов с хорошими инструментами. Это была, несложная, зачастую даже «грязная» музыка. Но она была самой правдивой и искренней. Сибирский панк-рок - это самый большой феномен в истории Русского рока.

«Мы, кемеровские художницы, встретились с парнями из Новосибирска и Омска на рок-концерте в Новосибе. Там выступал «Наутилус» и «Калинов мост». На концерт пришли Дима, Летов, Манагер. Вечером был квартирник у Жени Данилова на Березовой роще, на нем пели Егор с Димой. Дима тогда исполнял песни «ДК», «Спинок мента» и «Кино».

Я тогда тоже любила рок, да и сейчас люблю. Мы тогда и сочиняли вместе, и пели. Например, все думают, что на квартирнике в 88-ом у Егора «Кончились патроны» поет Янка и Дима - так нет: я и Дима. Ту запись сделала Юля Шерстобитова на свой магнитофон. Тогда музыка не была коммерцией» - рассказывает первая жена Дмитрия Кузьмина Оксана Жукова.

Как и большинство андеграундных музыкантов, Лукич не был музыкантом по профессии. Он был самым обычным советским инженером. Таким же инженером, только на другом Новосибирском заводе, работал его институтский товарищ Роник Вахидов. С ним-то Вадим и собрал свою первую группу “Спинки Мента”.
Если сегодня найти репитиционную точку и инструменты особого труда не составляет (пара серебрянников за аренду и можно идти играть), то в 1986 году позволить себе такое удовольствие могли далеко не все советские панки. В принципе, квартирниками у друзей все казалось бы и кончалось.

Летов и Черный ЛукичНо через некоторое время Лукич случайно знакомится с Егором Летовым, с которым они в результате трехдневного затворничества записывают сразу три(!) альбома. «…Это просто МАНИФЕСТ шального, бунтарского, незримого и необозримого, безобразно-крамольного воинства. Изобилие больной и перекошенной психоделии, наивного, незамысловатого панка и просто - хороших песенок» - говорил о записях Летов.

Название «Спинки Мента» музыканты посчитали слишком уж несерьезным и после выпуска первого альбома название сменили на «Черный Лукич».
Многие его песни были исполнены «Гражданской обороной». Хоть с конца 80-х общение с Летовым свелось к нулю, они успели многое сделать за этот непродолжительный период.

«Мы сотрудничали с ним, но, в конце концов, разбежались. Но, я считаю, хорошо, что так случилось, так как наше творчество сильно отличалось от музыки Летова. Это как в букете: если все цветы одинаковые, то он не будет таким красивым, как букет из разных цветов» - рассказывал Лукич.

На этом кончилась жизнь «Спинок Мента», но не творческий путь Вадима. Вскоре он познакомился с лидером группы «Промышленная архитектура» и основателем группы «Калинов мост» Дмитрием Селивановым. Однако очень скоро Селиванова не стало, а Вадим с бывшим составом «Промышленной архитектуры» создает новую команду – «Мужской танец». Проект был чисто студийным и концертов не давал, но публике очень нравился и даже был признан новосибирским радио лучшей группой в городе.

Вадим часто переезжал, но связь с сибирско-панковской тусовкой Лукич не терял. До самой смерти он поддерживал отношения с Олегом Судаковым, Романом Неумоевым, Липатовым (гр. «Беловодье»), Кирсановым (гр. «Лес», «Беловодье»).

О жизни Вадима Кузьмина нам рассказал один из его самых близких друзей Олег Судаков (Манагер)

- Вадим оставался вашим другом до самой смерти или дружба осталась в панковской молодости?

- Да, до самого ухода. Были периоды охлаждения отношений, но всегда дружба брала верх. Последний раз примирились в сентябре 2012-го. Это по песням Димки видно – дружбе уделено большое значение. Товарищ и друг – это важные понятия для него. Например – «этот мир не безнадёжен, если есть надежные друзья», или в «Бабьем лете» вся песня этим пропитана…

Черный Лукич- Лукич в жизни был таким же добродушным как его песни?

- В общем-то, да. Конечно, он был очень горячим, порой и заносило круто, но всегда здравомыслие брало верх, и негатив всегда погашал. Если надо и извинялся, но все, кто с ним общался на перегонах концертов, помнят его отзывчивым, великодушным и очень веселым. Это в нём было всегда – шутил, рассказывал, мечтал и каждый раз – очень душевно.

- Как считаете, почему его творчество не было таким популярным как, например, Егора Летова, хотя «росли они в одном огороде»?

- Народ надо спросить. ГО – это феномен, некий рок-пробой, такое бывает редко, а Лукич и все остальные рокеры андеграунда – на чистом таланте и своей харизме. И здесь Дима был на высоте – один из первых, к тому же совсем иной подход – от нежности, красоты и добра. На такое не многие исполнители решаются. Егор был иным в творчестве, агрессия и вой души свойственны большинству, вот и аудитория раз в 5-ть шире была, но для качества песен такой количественный подход роли не играет.

- Вы считаете творчество Лукича профессиональным? Вам нравились его песни?

- Рок и профессионализм мало созвучны: иной ракурс и средства. Конечно, минимум техники важен, но на одном искусстве исполнения или правильном применении гармоник убойный хит не родится. Здесь энергия, драйв и откровение гораздо важнее, чем в симфонической или поп-музыке. Да конечно, так как иначе – мы в братском родстве, а значит – про одно говорим.

- Вадим умер очень неожиданно и довольно рано. У него не было проблем с алкоголем или наркотиками?

- С нарко – нет, и алко – в пределах общего представления о музыканте в гастролях. У Димки, скорее, по здоровью были вопросы. И диагноз об этом. Понятно – четверть века на сцене, перегрузки, переезды, разводы, влюбленности для организма без последствий не проходят, а в роке средний возраст, наверное, 45-46 лет. Кому-то везёт подольше, а кого-то уносит ранее…

- Вы проводили ряд благотворительных концертов для семьи Вадима. Этих денег достаточно, чтобы хоть как-то облегчить жизнь его родным? В ближайшее время не планируете ничего подобного?

- Достаточно или нет – семье решать, но общая сумма за год была внушительной. Сколько знаю – первые расходы она помогла погасить. В России жить дорого, а сумма шла на все три семьи, а еще памятник ставить на могиле. Но и Ленка (вдова), и остальные были очень благодарны, даже растроганы, когда вдруг такая помощь. Почти с того света. В общем, все было вовремя и спасибо всем слушателям, кто пришел поддержать детей и родных Димы на концертах.

Черный Лукич- Заработать на хлеб для такой большой семьи, как у Вадима не так-то просто. Кем Вадим был по профессии?

- Не помню, кем по диплому числился – НЭТИ закончил. А в жизни подрабатывал то монтажником, то осветителем, то редактором, еще раньше – бизнесменом, и в офисе сидел. Свои университеты прошёл, если по Горькому брать.

- Почему в последние годы Лукич выступал в одиночку, а не собирал группу?

- Всех прокормить тяжело, а народу ходило не много, чтобы 4-5 человек смогли на это по минимуму жить, нужна аудитория от 150 человек, а не всегда и половина собиралась. Хотя в последний год (перед смертью) наметился явный подъём. А может и нравилось одному играть – к людям ближе и общительнее концерт. Я прямо не спрашивал.

- Почему многие называли Вадима Дмитриевича Димой?

- От традиции и дружелюбия: с юности так повелось. По-русски душевнее и благозвучнее – Дима, нежели Вадя, в Вадиме есть чуток от официоза. Ну а после все привыкли, и это стало вторым псевдонимом, что ли.

Кроме того, что Дмитрий своими песнями приносил луч света в жизни своих слушателей, он в прямом смысле подарил жизни семи(!) своим детям. Они были от четырех разных жен, но он очень любил и воспитывал всех своих потомков. Об этом нам рассказал Старший сын Вадима Евгений Кузьмин:
Черный Лукич
«Отец поддерживал отношения и с моей матерью, и с другими бывшими женами и их детьми. Всем помогал в меру сил. Гастроли чаще бывали в холодное время года, с осени по весну. Они были источником средств, путешествий и вдохновением для отца, мне так кажется.

Друзья отца провели ряд благотворительных концертов в честь памяти Лукича. Я не особо осведомлен по вопросам касательно денег, но знаю, что полученные средства шли на помощь семьи, детей, а так же на расходы связанные с изготовлением и установкой памятника.

Мне всегда нравилась его музыка. С детства слушаю его песни. Нравится, как раннее, так и позднее творчество. Любимый альбом – «Ледяные каблуки». Сам слушаю разную музыку, к каким-то конкретным жанрам не привязан. Главное, чтобы в музыке было что-то оригинальное.
Сам творчеством занимаюсь только в качестве увлечения.

В жизни отец был очень увлекающийся человек, много интересовался политикой и историей, было интересно с ним обсуждать эти вопросы. Иногда отец мог вспылить, но быстро отходил, и стремился сгладить острые углы».

Дмитрий Кузьмин умер всего в 48 лет. Такого не ожидал никто… Хотя... по-другому, наверное, и не бывает. Маленький тромб, закупоривший сосуд, убил такого Большого ЧЕЛОВЕКА. За свою короткую, но насыщенную жизнь, Черный Лукич записал больше 20 альбомов, состоящих из самых добрых и искренних песен.

Вадим похоронен на Воронежском кладбище, где ему, силами родных и друзей, установлена надгробная плита


Могила Черного Лукича

Авторы правды: Мелеховец Дмитрий