Русский Рок



russian-rockО роке можно писать много. Мы тут написали всякого о разных направлениях в рок-музыке, и наверняка не лишним будет упомянуть о таком интересном понятии как «русский рок». Надеюсь, многие уже поняли, что данное словосочетание не обозначает какой-то особый стиль в рок-музыке. Термин «русский рок» употребляется по отношению к рок-музыке, которая появилась в СССР во второй половине прошлого века и впервые ндачала исполняться на русском языке. Поэтому в большинстве случаев русский рок – это, прежде всего, советский рок.

На заре 1960-х в СССР появились первые группы, которые исполняли кавер-версии известных западных хитов. Это движение битников базировалось в Москве и Ленинграде – в тех городах, где можно было достать западную музыку. Первыми группами, которые стали играть рок, были «Сокол», «Скифы», «Славяне» и «Скоморохи». Группы «Славяне» и «Скоморохи» были созданы Александром Градским, который сейчас носит звание народного артиста России, а тогда стоял у истоков рок-музыки в СССР. На фоне повальной битломании, которая затронула и крупные советские города, подобные кавер-коллективы создавались почти в каждой школе. Среди таких школьных групп была и «Машина времени», основанная в 1969 году в школе №19 в Москве. Тогда группа называлась «The Kids» и часто выступала на школьных концертах. Были и другие школьные коллективы, которые уже в 1970-х образовали советскую рок-сцену. Среди таких коллективов - «Рубиновая атака», «Удачное приобретение». Однако большинство групп, которые начинали свою творческую деятельность со школьной скамьи, распались. Впрочем, некоторые музыканты продолжили музыкальную карьеру уже в профессиональных вокально-инструментальных ансамблях.


В 1970-х начались первые попытки записать музыку рок-коллективов на пленку. Еще в 1969 году такую попытку сделала группа «Скифы», однако первым полноценным магнитоальбомом считается альбом «Рассуждения» группы «Оловянные солдатики», записанный в Москве в 1972 году. В Ленинграде в это время учился и колдовал над домашней студией Юрий Морозов. Он впервые начал работать с многоканальной записью и тогда, в 1971-1973 годах сделал первые записи своих произведений. В этот период на советской сцене выступали официальные и очень популярные вокально-инструментальные ансамбли типа «Самоцветы», «Веселые ребята» и т.д. Это были профессиональные музыканты, которые получали гонорары за выступления, издавали пластинки и давали большие концерты. В их репертуар входили не только песни, написанные кем-либо из Союза композиторов, но и кавера на песни The Beatles и известные зарубежные хиты. Тогда же, в 1970-х, начали свой творческий путь группы «Аквариум», «Воскресение» и «Автограф».

Следующее десятилетие ознаменовалось переходом русского рока на новый уровень. С открытием Ленинградского рок-клуба в 1981 году многие команды вышли из подполья и получили возможность открыто давать концерты, ездить на гастроли и записывать пластинки. Спустя 4 года начала свою деятельность и Московская рок-лаборатория – аналог питерского рок-клуба. В 1086 году появился и Свердловский рок-клуб. С чем были связаны эти события? Ведь еще пару лет назад рок-группа могла получить срок за концерты и «предпринимательскую деятельность». Ну с Московской рок-лабораторией вроде всё понятно – перестройка и гласность. А вот Ленинградский рок-клуб был организован под присмотром КГБ и всячески контролировался спецслужбами. Хорошо это или плохо? Конечно, это противоречило идеям отечественных рок-музыкантов, которые своими песнями пытались бороться против «системы». С другой стороны, как ни крути, это способствовало развитию рок-музыки в СССР. Еще один важный момент – в 1980-х появились и рок-фестивали «Литуаника», «Подольск», «СыРок». Кроме того, именно тогда появились первые рок-журналисты, которые писали о рок-музыке, концертах, фестивалях и роковой жизни в целом. В этот период особой популярностью пользовались «Наутилус Помпилиус», «Центр», «Зоопарк» и «Бригада С». К концу 1980-х советские рок-музыканты получили возможность ездить с концертами за пределы СССР. «Кино», «Звуки Му», «Аквариум» одними из первых потоптали концертные залы и студии звукозаписи за бугром.

В 1990-е русский рок окончательно выбрался из подполья, обнаружив немало талантливых исполнителей. Однако вместе с этим он утратил свой протестный дух, благодаря которому и стоял особняком для многих отечественных слушателей. Рок-сцену 1990-х заполнили маргинальные коллективы с песнями галлюциногенного характера. Долгое время бешеной популярностью пользовались группы «Агата Кристи» и «Ногу свело». В силу ряда причин распались столпы советского рока – «Кино», «Парк Горького», «Секрет», «Круиз». В новом тысячелетии понятие «русский рок» постепенно сошло на нет. Рок-группы постсоветского пространства стали использовать наследие западной музыкальной культуры, чем сократили отставание, казавшееся невосполнимым. Современные отечественные рок-группы полностью переняли западный опыт, и даже если и поют на русском языке, то не относят себя к «русскому року». Эпоха, когда ждали «Перемен», закончилась. Закончился и русский рок.


Назад в раздел


Poloneya