Вспоминаем Егора Летова. Своими воспоминаниями и мнением о нем с нами делятся:
Вадим Кузьмин (Чёрный Лукич), лидер группы «Сионизм» Игаль Розенберг, Илья Мамонтов группа «Эпидемия», лидер группы «Гулаг» Павел Григорьев,а также Валентин (Джек) Сохарев (группа «Медведь Шатунъ»).
Солдатами не рождаются…
В детстве он 14 раз перенёс клиническую смерть. Он никогда не боялся смерти, она шла с ним нога в ногу. Он знал её в лицо. Для кого-то он был великим музыкантом, для кого-то поэтом, писателем, философом… У него было много талантов. Для меня Игорь Фёдорович Летов был солдатом, который воевал в мирное время. Хотя почему был? Егор продолжает жить, он остался в сознании тысяч людей. Ведь тот, кто не боится смерти, не может умереть! И чтобы он оставался живым хотя бы для меня и ещё нескольких человек, прочитавших мои размышления, я решил написать о нём. «Что ещё можно писать о Летове?! ВСЁ уже сказано!» - скажут многие из вас. Можно. Можно писать о нём бесконечно, и всё равно всего не раскрыть. Он был очень неординарной личностью, постоянно противоречил своим словам, менял взгляды во всём: в политике, в музыке, в жизненной позиции. Но неизменным оставался один принцип: «Я всегда буду против!» Он был против идеалов, стереотипов, системы, против себя самого. Из-за этого принципа многие пытались сломать его, но ни психиатрическая лечебница, ни непонимание, ни даже угроза смерти не сломали его. Он оставался всё тем же солдатом, что и был раньше.
На песнях Егора выросли и воспитаны многие рок музыканты, может даже благодаря Егору они и стали таковыми. Я решил узнать у этих самых музыкантов, кто же такой Летов для них. Конечно, многие из них просто проигнорировали мою просьбу, но некоторые любители «Гр.об.» согласились немного поговорить об Игоре Фёдоровиче.
Никто не мог так точно сказать о Егоре, как человек, знавший его лично, это хороший поэт, музыкант, ну и просто замечательный человек - Вадим Кузьмин, также известный, как Чёрный Лукич.
-Скажите, как Игорь Фёдорович и «Гражданская оборона» повлияли на молодёжь, ведь его слушали тысячи?
-Мне сложно судить как он повлиял на молодёжь того времени, так как я уже не был молодёжью. Одно могу сказать: панки, которые слушали Летова, переняли у него много нигилизма. Хотя он и не был таковым. Наши ребята вообще были очень добрыми. Могу сказать про себя. Очень сильно повлиял. Потому что многие коллективы, если их можно так назвать, поиграли, надоело и бросили. А Егор был «одержим» музыкой. Он был готов творить днями и ночами, что меня в нём, как в музыканте, очень привлекало. Упорство и талант сделали своё дело. Из него «выросло» очень много групп. Мы сотрудничали с ним, но, в конце концов, разбежались. Но, я считаю, хорошо, что так случилось, так как наше творчество сильно отличалось от музыки Летова. Это как в букете: если все цветы одинаковые, то букет не будет таким красивым, как с разными цветами.
-Егор часто противоречил себе. Менял взгляды. С чем это связано?
-Очень интересный вопрос. Менял взгляды он, наверно, потому, что был человеком сильно увлечённым. Ему было достаточно прочитать одну книгу, чтобы поменять свою точку зрения. Так, например, в политике. В юности был ярым анархистом. Позже стал одним из основателей НБП. Я тоже поддерживал национал-большевиков, но не верх партии, а простых ребят, которые борются за права народа. Но все наши ребята всегда поддерживали советскую власть и очень хорошо к ней относились. Я вообще считаю, что СССР развалили воры и предатели. Но как сказал Черчилль: «Кто в молодости не был радикалом — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума.»
--А какие отношения были у вас с Летовым? Вы были друзьями или просто сотрудниками по цеху?
-А как у него было с алкоголем и наркотиками?
-В юности он вообще не пил. В то время как мы с манагером курили, да и Кузя покуривал, он даже к сигарете не притронулся. Позже немножко выпивал, но это не было постоянно, это были единичные случаи. Что касается наркотиков, то, как мне кажется, он больше говорил об этом. Может, когда он начал играть психоделику, он попробовал несколько раз, чтобы почувствовать, что это такое, но это тоже были единичные случаи. Но это чисто моё мнение, не знаю, как было на самом деле. Помню, мы давали концерт толи в Москве, толи в Питере, и после концерта зашли в бар отдохнуть, выпить. Так в то время как все выпивали, Егор просто сидел за столиком. За вечер одну бутылку пива выпил. А вообще, мы больше пили.
-Что насчёт вас? Как ваша музыка изменилась за это время? Понятно, что с возрастом вкусы меняются, но в какую сторону?
-Даже не знаю. Как-то после записи первого альбома, мы сидели и прослушивали, что получилось, и, после записи, я сказал: «Всё, буду играть детские песенки». Так вот, по сегодняшний день играю. Я бы большинство своих песен именно так бы и назвал. Но я, наверно, единственный человек из всех наших ребят, который играл то, что действительно хотел. И по сей день играю. Я не ограничиваю себя рамками. Когда-то играл панк, но теперь это стало неинтересно. Просто играю то, что хочу и всё.
-Не менее интересно сказал лидер группы «Сионизм» Игаль Розенберг:
-Игаль, скажи, кто для тебя Егор Летов?
-Прежде всего - самый оригинальный и влиятельный рок музыкант пост советского пространства. Человек, равного которому по масштабам творчества не только в экс СССР, но и во всём мире очень мало. Лично же для меня Егор - очень важный духовно человек, повлиявший на меня как на музыканта и вообще как человека. Ну и, конечно, я Игорю Фёдоровичу благодарен за затыкание рта всем технарям и формалистам от рока. Он доказал, что даже если ты не умеешь особо технично играть на музыкальных инструментах, ты можешь многого добиться.
-Как он повлиял на молодёжь тех лет?
-Я вообще-то с трудом представляю, как Летов влиял на вашу молодёжь? Могу сказать про тех, с кем я рос. Влияние, конечно, было большим. В основном у подобающей молодёжи. Гопота у нас Летова не слушала, больше Круга. В музыкальном плане Летов - фигура тотальная. Трудно быть фанатом «Гражданской Обороны» и, допустим, ДДТ.
-Можно ли его музыку считать панк-роком? И Егора – панком?
-Не знаю. Вопрос из серии "был ли Боб Дилан хипом?". На основании что хипари его любят и сам Дилан любил ЛСД и траву. Летов видимо поначалу сам хотел быть панком. Потом это стало, наверное, не актуально. В любом случае между Гражданской Обороной и, допустим, Грин Дей ничего общего нет...
-Какой вклад он внёс в советский (русский) рок?
-Я не знаю что такое русский рок. Если я, например, - еврей, израильтянин, напишу песню на русском языке, будет ли это русским роком? Считаю Егора фигурой международного масштаба, значение которого ещё предстоит осмыслить. Он внёс огромный вклад в рок музыку. Но если смотреть шире, то Егор Летов - это редкое оправдание существования рок музыки в вашей стране.
-А почему его слушало столько молодёжи?
-Не думаю, что большое количество молодёжи его слушало. Думаю, Летовские рейтинги были пониже, чем у Алисы или даже у Юры музыканта. Это вот как раз и создавало эксклюзивный клуб любителей "ГО".
-Очень интересная точка зрения у Ильи Мамонтова (группа «Эпидемия»)
-Услышал его еще в школе, под начало спада пика популярности - год 92й-93й, наверное. Явление было настолько сильным, что его имя и фамилия стали именем нарицательным практически сразу. Не менее нарицательным стало и известное изображение ("Все идет по плану"), так же как и символика и имидж и даже детали имиджа. Это было настолько ни на что не похоже и влиятельно, что часто поглощало знакомых полностью. Я знал обладателей огромных коллекций его бесчисленных записей, так же людей, слушавших его песни ежедневно, или начинавших творить под влиянием его творчества. Однозначно можно сказать, что единожды послушав Егора, его невозможно ни с кем перепутать. Я даже не могу определить его стиль. Панк же, - скорее, описание образа жизни или модное слово, которое привлекало молодежь, тем более, в конце 80-х этот термин стал очень обсуждаться. Думаю, что если они и называли себя так, то только по началу. Прожив какое-то время и послушав музыки, я пришел к выводу, что суть подавляющего большинства советско-российского рока в музыке - это заимствование из западной культуры, которое зачастую оторвано от реальности, в силу своей инородности. Так вот, Егор Летов - это одно из немногих явлений, отражающих именно советско-российские реалии, явление по настоящему показывающее, каким является рок в СССР и России. Даже по части оборудования и продюссирования - это 100% отечественное явление. Говорить о вкладе бессмысленно, так как, по сути, он и является олицетворением советско-русского рока. О влиянии «ГО» сложно сказать, я его представляю скорее неким транслятором, рупором эпохи и ярким представителем и создателем жанра. По этому, каждый находил свое в его творчестве, которое часто служило катализатором для переживаний. Кроме того, его сложно воспринимать буквально, это скорее энергетический посыл, в первую очередь и передача атмосферы, причем ограниченным набором средств. Я считаю Егора человеком, которому уделили внимание меньше, чем следовало. И совершенно точно самым ярким и оригинальным представителем именно отечественной рок-музыки.
-Несколько строчек написал лидер группы «Гулаг» Павел Григорьев:
-Для меня Егор Летов - талантливейший музыкант, поэт и художник. Его музыка насквозь пропитана духом бунтарства 90х. Такие люди, как Егор, рождаются раз в сто, а может и в тысячу лет... Он не просто за кем -то повторял, он основал свой стиль - сибирский панк рок. На почве творчества Игоря Фёдоровича, мы создали панк проект "ГУЛАГ". Молодежь его любила и продолжает любить. Наверно, за бунтарский дух. На мой взгляд, Летов - это самый яркий представитель русского рока, абсолютно не похожий ни на одну группу.
-Но среди рок музыкантов не все так думают о Егоре Летове. Так, например, считает Валентин (Джек) Сохарев (группа «Медведь Шатунъ»):
-Я Летова не любил. Не как автора, а как феномен. Янка на его фоне была гораздо харизматичнее. Но "Мышеловку" и "Прыг-скок" я всегда считал шедеврами, до которых многим и мне ещё очень и очень далеко. Для меня Егор Летов никем не являлся. Может только одним из немногих авторов, чьими парой-тройкой альбомов я был вполне доволен. Да, какой-то вклад в музыку он внёс, но величину этого вклада обсуждать дело неблагодарное. Да и на молодёжь он повлиял сокрушительно. Больше половины моих друзей и знакомых, слушали и боготворили "ГО". За 20 лет из-за алкоголя, наркотиков и самоубийств я потерял 17 человек. Но он был таким популярным из-за того, что в начале 1989 года Юрий Юлианович Шевчук всем уже приелся. Молодёжи нужен был другой, обновлённый флаг. А тут и выскочили как черти из табакерки, с одной стороны - Ласковый май, с другой - Гражданская оборона. Короче говоря "Гражданская Оборона" была самой настоящей попсой, только рычащей и плохо записанной. А попсу наш народ всегда любил. Также потому, что творчество Летова было универсальным. Кто хотел, слышал в нём матерные панк-рок песенки про нашу русскую правду-матку, кто хотел - заумности всякие философско-эзотерические. В общем, так получалось, что творчество Летова было востребовано довольно разными слоями населения.
Каждый видел Егора Летова таким, каким хотел. В этом и заключается его неповторимость. Не обязательно, как мне кажется, любить «Гражданскую оборону», не обязательно даже быть поклонником таланта самого Егора, но важно просто не забывать его…Пусть Егор живёт хотя бы в нашем сознании…
Мелеховец Дмитрий, г. Пинск