Сознательная толкотня на концерте, когда люди врезаются друг в друга, пытаются задеть плечом, рукой, спиной. Тот, кого отбросил зачинщик слэма, отлетает и толкает другого фаната, тот толкает в ответ и цепная реакция охватывает большинство присутствующих на концерте. К слэму иногда относят также прыжки на месте, размахивание руками и прочие виды непрофессиональных танцев на концертах рок-групп.
Понятие слэма зародилось в панковской среде, но очень быстро распространилось и среди остальных субкультур. Сегодня без слэма не обходится ни один концерт рок-группы, особенно исполнителей альтернативы и панк-рока. Это активное и часто травматичное развлечение пришло к нам из 70-х годов ХХ века, когда на Западе распространились рок-концерты как форма досуга молодёжи.
Ещё до возникновения слэма на панк-концертах исполняли танец пого - это были простые подпрыгивания "солдатиком" - с прямой спиной и прижатыми к туловищу руками. Ноги также держались вместе. Но со временем народу надоело настолько простое и примитивное телодвижение и прыжки трансформировались в танец "акуки", когда руки и ноги уже не прижимали к корпусу и не сводили вместе, а разбрасывали по сторонам и поднимали вверх. Трудно сказать, на каком концерте с большой плотностью посетителей впервые произошло столкновение - но учитывая летающие в воздухе ноги и руки толчков в толпе фанатов было не избежать. Так и начался слэм.
На Западе всё то, что у нас объединяют термином слэм, называется двумя словами - мош и собственно слэм. Во время моша не толкаются, а делают отдельные махи кулаками, локтями и даже ногами в сторону соседей, но при этом пытаются их не задеть. Во время слэма же задевают как раз сознательно - чтобы потолкаться. В русскоязычной среде слэмом называют все активные действия в толпе на концерте, хотя в первую очередь - именно толчки.
У слэма есть определённые правила. Обычно его начинают выстроившиеся в круг перед сценой фанаты. Оно и понятно, ведь поближе к обожаемым звёздам собираются самые рьяные и безбашенные почитатели, которые не прочь немного похулиганить, потеряв голову от бьющей со сцены энергии.
Устраивать на концертах слэмы никто не запрещает - он считается позитивной реакцией на музыку группы, но определённую технику безопасности соблюдать всё же необходимо. По так называемой этике слэма человека, который упал от толчков на землю, нужно оградить и немедленно поднять, чтобы его не затоптали. Перед слэмом принято снимать все травмоопасные предметы - шипованные браслеты и ошейники, косухи с металлическими вставками и так далее. А для собственной безопасности лучше снять очки, убрать подальше мобильный телефон и приходить на концерт без пирсинга, который может сослужить плохую службу, зацепившись и порвав проколотое место.
Выйти из слэма достаточно трудно: единожды запущенная, волна толчков не прекращается ещё долго, распространяясь по всей территории. Выдержать слэм бывает физически трудно, поэтому девушки обычно предпочитают держаться от него подальше, оставляя слэм мужской забавой. Тех, кто удалился от участвующих в слэме на пару метров, принято не задевать по новой.
На рок-концертах устраиваются иногда родственные слэму развлечения. Исполнители в запале прыгают со сцены в толпу, которая подхватывает любимца публики и качает или подбрасывает на руках. Это возможно лишь на концертах с большим количеством посетителей - и, само собой, бросается исполнитель не в занятый своим делом кружок слэмящихся фанатов.
Такой сёрфинг часто устраивают спрыгнувшим со сцены звёздам или отличившимся участникам слэма, которые с помощью друзей смогли вылезти вверх.
Непосредственно сам слэм также бывает с вариациями.
Та команда, которая оттесняет другую дальше от середины, выигрывает. В этом виде слэма часто получают серьёзные травмы.
Слэм устраивается на большинстве рок-концертов, не зависимо от направления музыки и места проведения мероприятия - от закрытого помещения клуба до фестиваля на открытом воздухе.
Ната Зинкевич