Рок-музыка настолько удивительна и разнообразна, что порой трудно подобрать слова, чтобы обозначить все ее явления. Очередное явление из разряда неопределенных – alternative rock, или, как это принято называть у нас – альтернатива. Появилось сие направление в рок-музыке в 1980-х годах в США и Великобритании. Различные музыкальные издания и рок-энциклопедии гласят, что данный стиль в рок-музыке назвали альтернативным, потому как он противостоял популярным на тот момент стилям, транслируемым на коммерческих радиостанциях. Группы, которые причислялись к alternative rock, играли некоммерческую музыку, издавались на скромных независимых лейблах и транслировались на самопальных радиостанциях. Но здесь наступает некое дежавю – не кажется ли, что такое описание мы уже где-то встречали? А как же indie-rock с его некоммерческой деятельностью и независимостью? И тут на помощь приходит разделение по территориальному принципу – мол, в Великобритании это действительно называлось инди-роком, а вот в Америке такая музыка именуется alternative rock. Насколько правильно это утверждение, сказать трудно. Но очевидно, что понятие indie-rock всё-таки шире, чем alternative rock, поэтому согласимся с западными музыкальными обозревателями, что альтернатива вышла на свет божий из инди-среды.
R.E.M. стала одной из первых альтернативных групп в США, получивших признание буквально после выхода первого альбома «Murmur» в 1983 году. Тогда же, в 1980-х, появилось еще несколько alternative-команд, которые стали известны не только у себя на родине, но и в других западных странах. Это H?sker D?, Sonic Youth и Nine Inch Nails. Однако эти коллективы обрели популярность уже в конце 1980-х, и своим продвижением во многом обязаны продюсерам, которые справедливо заметили коммерческий потенциал в подобной музыке.
Вплоть до начала 1990-х альтернативная сцена в основной своей массе действительно была некоммерческой (за исключением некоторых случаев), андеграундной и экспериментальной. Однако в 1990-х группы, считавшиеся альтернативными, обрели мировую известность, и alternative rock «вышел в люди». Такие группы, как Nirvana, Pearl Jam, Oasis, The Smashing Pumpkins, Dinosaur, Jr. Blur буквально взорвали радиоэфиры, национальные хит-парады и MTV. Топовые радиостанции не сдержали мощного альтернативного потока, который долгое время подавлялся мейнстримовой музыкой. Теперь alternative rock и сам стал мейнстримом. Менстримом стали и многие другие направления, ответвившиеся от альтернативы – индастриал, ню-металл, металкор. Еще в начале 1990-х в США был организован фестиваль альтернативной рок-музыки Lollapalooza. Уже с первых лет проведения его посещаемость зашкаливала, но в 1997 году традиция проведения фестиваля была прервана – волна альтернативного рока пошла на спад. Тогда, во второй половине 1990-х свою актуальность не утратил лишь брит-поп. Однако в 2003 году Lollapalooza была проведена вновь, что отчетливо проиллюстрировало возрождение альтернативы в начале 2000-х.
Западная альтернативная сцена начала 2000-х была представлена такими весьма популярными коллективами, как The Strokes, Franz Ferdinand, The Strokes и The White Stripes. А такие известные ребята, как The Killers, Audioslave, Radiohead и Muse вплоть до начала следующего десятилетия частенько возглавляли национальные хит-парады во многих западных странах.
Что касается альтернативы в странах СНГ, то здесь данный стиль весьма скромно проявился в 1990-х. К концу десятилетия группы Tequilajazzz, Психея, Lennon's Dreams наконец, показали стране, что такое alternative rock. В начале 2000-х популярность обрели Animal ДжаZ, Слот, Дороги Меняют Цвет, 7раса, которые работают в разных музыкальных стилях, но всё же имеют непосредственное отношение к альтернативному року. Ряд отечественных инди-роковых команд также не остался незамеченным. Морэ & Рэльсы, Мои ракеты вверх, Состояние Аффекта – далеко не последние представители жанра.
Poloneya