Косуха - непременный атрибут байкеров, рокеров, металлистов и представителей некоторых других субкультур. Представляет собой короткую приталенную кожаную куртку, в её каноничном варианте - со множеством заклёпок и прочей металлической фурнитуры. Характерная особенность косухи, откуда и пошло её название - косая застёжка-молния, проходящая от левого бедра до правой груди. Такой тип застёжки вызывает ассоциации с форменными мундирами, принятыми во время Гражданской войны в США.
Первая косуха, которую уже можно так назвать, но которая была ещё не совсем похожа на современную классическую модель, появилась в конце 20-х годов ХХ века. Она была кожаной, заканчивалась у талии и её ворот застёгивался по косой - такую одежду использовали для поездок на мотоцикле, когда влажная прохладная погода не позволяла использовать шерстяные вещи. Основатели фирмы Ирвинг Шотт уже тогда установили в свою пробную версию косухи застёжку-молнию - для того времени неслыханная дерзость, так как молния не только не только не воспринималась, но и отрицалась обществом. Носить молнию в одежде считалось вызовом - а мужчины до середины 60-х продолжали застёгивать брюки на пуговицы.
Специфический крой косухи и сама оригинальная идея косой застёжки появились не просто так. Ирвинг Шотт смоделировал эту куртку по просьбе своих друзей-любителей мотоциклетных поездок. Он и сам был не чужд этому виду спорта и прекрасно понимал, насколько сложно подобрать подходящую амуницию для езды на железном коне - особенно в сырую прохладную погоду. Обычно используемые ткани были маркими, легко продувались и быстро намокали случае дождя, не защищая своего владельца. Потому-то Шотт и выбрал в качестве материала для новой вещи кожу. К тому же крой обычных жакетов и пальто предполагал достаточно узкую спинку и некоторую несвободу движений в плечах - это помогало держать осанку, а вот свободу движений сковывало. Ехать в жакете или пальто на мотоцикле не представлялось возможным из-за длинны и затруднённости движений. Тогда Шотт увеличил пройму, сделал крой рукава более свободным, укоротил длину до талии, заузив на ней куртку для лучшей фиксации и сделал косую застёжку - чтобы мотоциклист не отрываясь от движения мог застегнуть её одной рукой.
В "Бунтаре" кожаные куртки помогли создать образ асоциальных лиц, первых байкеров, чьё объединение пафосно называлось "Ангелы Ада" - то есть уже первое появление косухи "на публике" ясно дало понять, что это атрибут контркультуры, людей, способных выйти за границы дозволенного обществом. Эта её смысловая нагрузка не исчезла и сейчас.
Вэпоху Элвиса Пресли косухи впервые стали украшать шипами, заклёпками и прочими демонстративными явно агрессивными элементами. Для различения байкерских и неформальных объединений на косухах стали носит нашивки.
В 1980-х годах косуха перекочевала из мужского в женский гардероб, помогая создать модный андрогинный силуэт с широкими плечами и узкими бёдрами. Остаётся косуха в гардеробе обоих полов и до сих пор - даже более того, не сходит с подиумов, распространяя уже огламуренный дух бунтарства в высшие слои.
В СССР косуха попала в 80-е, вместе с ростом и распространением неформальского движения. Эта куртка служила внешней атрибутикой принадлежности к субкультурам (в основном музыкальным) и должна была выделить из толпы. Надо ли говорить, что ношение косухи считалось асоциальным. Сохраняется эта смысловая нагрузка и до сих пор - без косухи себе невозможно представить ни рокера, ни байкера, ни металлиста - различия могут быть лишь в деталях и обилии металлической фурнитуры, но косуха всегда остаётся косухой - как и десятки лет назад.
Ната Зинкевич