Лето, палящее солнце, горячий песок и шум прибрежных волн… Что может быть лучше? Только солнечный reggae, который во все времена года переносит своего слушателя на горячие пляжи Ямайки. Стиль регги, или как его еще называют, реггей, появился в середине 1960-х годов в солнечной Ямайке. В то время на Ямайке всё еще чувствовался дух колонизации, и чернокожее население сторонилось белых. Однако ямайская музыкальная культура – довольно уникальное явление. Здесь равным почетом и уважением пользовались все разновидности национальной музыки стран Карибского бассейна. Они причудливо переплетались между собой, создавая новые направления. Что примечательно, музыка черных пришлась по вкусу и белому населению Ямайки. Потомки бывших колонизаторов охотно зажигали на дискотеках под заводные ритмы ямайской музыки. К концу 1960-х из всего обилия чернокожей музыки отчетливо выделился регги. Он образовался благодаря хитросплетениям ска, rock-steady, calypso, zouk, соула и джаза. Всё это было причесано под размеренный, качающий ритм и подчеркнутую линию баса.
Reggae был, в первую очередь, музыкой чернокожих ямайских рабочих. Однако эта музыка полюбилась и европейцам, и вскоре обрела популярность на всей территории США. Особое значение регги обрел на фоне борьбы афроамериканцев за равные права с белым населением США в конце 1960 – начале 1970-х. Первыми композициями в стиле регги считаются "Nanny Goat" Ларри Маршалла и "No More Heartaches" группы The Beltones. Песня американского исполнителя Джонни Нэша "Hold Me Tight", которая вышла в 1968 году сразу покорила радиочарты и долгое время занимала первые позиции. Среди прочих пионеров регги, которые внесли свой вклад в становление и развитие жанра, стоит отметить Принса Бастера и Дезмонда Деккера. Тогда же, в начале 1960-х, появились и первые лейблы, занимавшиеся записью и продвижением музыки в стиле регги. Одним из таких лейблов был «Island Records», основанный продюсером Крисом Блэквеллом в 1960 году на Ямайке. Через два года лейбл переехал в Великобританию, где продолжил продвижение ямайской музыки в массы.
Однако наиболее известным исполнителем, чье имя напрямую ассоциируется с регги, конечно же, является Боб Марли. Неста Роберт Марли основал группу “The Wailers” в 1963 году. Группа играла ска, рокстеди и непосредственно регги. Его песни о свободе, любви, траве и братстве были известны на весь мир и понятны каждому слушателю. Именно благодаря Бобу Марли регги стал мейнстримной музыкой, которую крутили на всех радиостанциях загнивающего капиталистического Запада.
Кстати, в начале-середине 1970-х регги некоторым образом повлиял и на зарождавшуюся британскую панк-сцену – некоторые молодые панк-группы экспериментировали с ритмами и мелодикой регги. Кроме всего прочего, в Великобритании в середине 1980-х регги пережил вторую волну – появилась масса новых групп, которые снова заставили слушателей двигаться в ритме регги. Современный регги в странах Запада представлен многочисленными коллективами и исполнителями, которые подражают прежним «иконам стиля». Элементы регги с удовольствием используют в своем творчестве многие хип-хоп и соул-исполнители.
Регии – понятие обширное и многообразное. Данный стиль породил множество подстилей и направлений, которых насчитывается около 15. Среди них наиболее примечательными являются dub, dance hall, raga и, наверное, наиболее известное направление roots reggae. Как бы то ни было, музыкальные разновидности регги предназначены для танцев, поскольку корнями эта музыка уходит в далекую Африку, где песня и танец неотделимы.
Музыка регги очень тесно связана с движением растафарианства и субкультурой растаманов. О растаманах вы можете прочитать в соответствующем разделе нашего сайта, посвященном субкультурам. А, что касается музыкальной составляющей данного стиля, то здесь стоит остановиться подробнее. Регги узнаваем, в первую очередь, благодаря своему ритму, который трудно спутать с чем-то другим. Ритм подчеркнут басовой линией, ритмический рисунок соблюдает и гитара. Здесь нет привычных для любителей рок-музыки гитарных соло – гитара лишь вспомогательный инструмент. Зато важную роль играют ударные и перкуссия (всякие шумовые и ударные инструменты), которые характерны для экзотических стран Карибского залива. Вокал в регги также узнаваем, всем вокалистам присуща особая манера исполнения. Впрочем, для нас она особая, а для чернокожего населения южных стран вполне привычная. Тематика песен зачастую остросоциальная. В своих песнях исполнители регги поют о несправедливости, «системе», символом которой является библейский Вавилон. Также в этих песнях исполнитель призывает чернокожих братьев «подняться с колен» и отправиться на Землю обетованную, коей у растаманов считается Эфиопия. Но есть и иная сторона регги, менее злободневная, где песни посвящены солнцу, траве, любви и Джа. Стоит отметить, что данные темы больше характерны для белых исполнителей регги, поскольку для них тема возвращения в Эфиопию не очень близка.
В СССР регги был в глубоком андеграунде. Некоторые «динозавры» отечественной рок-н-рольной сцены обращались к данной тематике и использовали в своих композициях те или иные элементы регги. Такими экспериментами «баловались» Чайф, Янка Дягилева, Воскресение, Жанна Агузарова и Аквариум. Последние, кстати, недавно выпустили целый сборник своих песен, так или иначе относящихся к регги. Тематика регги и сегодня не забыта в странах СНГ. Некоторые коллективы весьма успешно занимаются регги-стилизацией, воспевая солнце, море и ганджу. Среди таких юных мечтателей – Alai Oli, Jah Division, 5’nizza и частично SunSay, Green Tea, Остров, Республика Джа и прочие.
Poloneya