То, что мы иногда называем «музыкой души», «пение сердцем» и прочили красивыми словами, американские чернокожие музыканты назвали просто «soul» и были абсолютно правы. Душевное пение и музыка, берущая за душу – всё это самым непосредственным образом относится к соулу.
Итак, снова Америка. Снова чернокожие музыканты творят что-то невообразимое. Они поют о тяжкой судьбе, о разбитом сердце, о тяжелых трудовых буднях, о несправедливости, боге и политике. При этом поют они, как никто другой, сердцем. Они исполняют соул. Этот особый стиль появился в середине прошлого века в результате слияния джаза, ритм-энд-блюза и спиричуэлов – духовных негритянских песнопений. Первыми «столпами» соула были Рэй Чарльз (вспомните его бессмертную «Hit the road, Jack») и Джеймс Браун.
Но настоящая всенародная популярность пришла к этому стилю в 1960-х. Я не случайно сказала «всенародная» - музыка чернокожих стала очень популярной среди белого населения, поддерживавшего негров в их борьбе за равные права с белыми. В этот период звездами соула были Аретта Франклин, Сэм Кук, Джеймс Браун, Стиви Уандер. В 1961 году стиль обрел свое название «soul music», причем помимо стандартного перевода «душа», слово «soul» на сленге чернокожих означает еще и «искренний», «честный», что наиболее удачно подходит к определению стиля. В это десятилетие формируются и локальные сцены соула. Четыре основные – мемфисская, чикагская, орлеанская и детройская отличались друг от друга разным характером звучания. С середины 1960-х начинаются и эксперименты с соулом. Главным экспериментатором по праву считается Фил Спектор, который создавал целые соул-симфонии, приглашая к сотрудничеству как белых, так и черных музыкантов.
В 1970-х соул ненадолго уступил свои позиции фанку, однако число соул-исполнителей продолжало расти. Так на пике популярности в это время находились Эл Грин, команда Earth, Wind & Fire, Роберт «Пибо» Брайсон. На рубеже 1960-70-х соул пробрался и в Великобританию, где еще бушевала битломанская истерия. Тем не менее, многочисленные британские субкультуры того времени (скинхеды, моды, тедди-бои) не поддавались мейнстриму, а всерьез увлеклись музыкой американских чернокожих. Более широкую популярность соул обрел в Великобритании чуть позже, в 1980-х, когда мэтры музыкального олимпа, такие как Элтон Джон, Дэвид Боуи, Ван Моррисон, обращаются в своем творчестве к соулу. Чернокожие в шутку назвали это «голубоглазым соулом». Тем не менее, такой британский соул также имел огромный коммерческий успех. К концу десятилетия соул претерпевает изменения под влиянием того же фанка, поп-музыки и зарождающегося диско. В 1980-х в соул добавилось и немного электроники.
К началу 1990-х стало ясно, что соул породил множество разновидностей. Помимо локальных сцен знатоки выделяют психоделик-соул, британский соул, нью-джаз и неосоул. В 1990-х и в наши дни соул продолжает существовать, покоряя сердца слушателей искренностью исполнения и душевными композициями. В 2000-х музыкальные обозреватели заговорили об очередном «британском вторжении» на американскую сцену. Причем это оказалось вторжение не британского рока или диско, а настоящее соул-вторжение. Адель, Эми Уайнхауз, Джосс Стоун, Леона Льюис и многие другие исполнительницы покорили американскую (да и что там уже говорить, - мировую) сцену, исполняя качественный соул в современном формате. Похоже, что соул, как и джаз, не канет в лету и не останется в списке забытых и никому не нужных стилей. Соул будет жить, постоянно трансформируясь и периодически возвращаясь к истокам. На то он и соул, чтобы жить, пока поет душа.