Psychedelic rock



Psychedelic rockКак-то так сложилось за многие столетия, что наркотики и искусство тесно связаны друг с другом. Не всегда, конечно, но иногда творческие люди в поисках вдохновения не могут придумать иного способа расширения границ сознания, чтобы сотворить очередной шедевр. Часто такие эксперименты с наркотическими веществами заканчиваются не очень удачно для творца, но весьма успешны для его творения. Итак, вашему вниманию предлагается очередной продукт симбиоза наркотиков и искусства – psychedelic rock, он же психоделический рок.

Появился он в середине 1960-х в странах Западной Европы и США, точнее, в Калифорнии. Одновременно в США буйным цветом расцвело движение хиппи, с восторгом воспринявшее новое музыкальное направление. В тот период молодежь активно пробовала различные легкие наркотики – гашиш, марихуану и ЛСД. Не стали откладывать в долгий ящик погоню за новыми ощущениями и музыканты. Новый синтетический наркотик LSD творил чудеса: под его воздействием музыканты создавали невероятные по своему звучанию и содержанию композиции, начали экспериментировать с визуальными эффектами на сцене, чтобы заставить зрителя не только слушать, но и внимать воспеваемым образам вместе с исполнителями.

Наиболее известными представителями психоделического рока являются Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс, Джим Моррисон и The Doors, Jefferson Airplane и, местами, Pink Floyd и The Beatles. Однако это лишь вершина психоделического айсберга. Помимо вышеперечисленных исполнителей, ставших символами своего времени, стоит упомянуть о Cream, Traffic, Soft Machine, Procol Harum, The Moody Blues, The Nice, 13th Floor Elevators и т.д. и т.п. Стоит отметить, что звучание американских и британских команд несколько различалось. Вы можете это ощутить, послушав, к примеру, американцев The Byrds и британских The Yardbirds. Обе эти команды стояли у истоков psychedelic rock, но их музыка различна по звучанию и используемым музыкальным приемам.

Psychedelic rock не был одинок в период повального увлечения наркотиками среди музыкантов. Помимо рока еще появились психоделические джаз и фолк, а также acid рок, джаз и фолк, различия между которыми вряд ли можно установить – и то, и другое создано под влиянием наркотиков. Помимо Великобритании, психоделический рок играли и в других европейских странах, а в Германии возникло специфическое направление psychedelic rock – Krautrock (краут-рок). Данное направление считается наиболее экстремальным среди общей массы психоделического рока. Краут-рок не ограничился обилием клавиш в музыке и подмешал к традиционному psychedelic пульсирующий ритм и электронную музыку, дав, таким образом, толчок к развитию электронщины и эмбиента в Западной Европе.


Как уже было сказано, психоделические команды ставили смелые эксперименты над звуком. Часто в своих песнях они использовали этнические инструменты. На заре психоделической эры особенную популярность обрел ситар – индийский струнный инструмент. Исполнители psychedelic-рока использовали массу гитарных эффектов, которые буквально наслаивались один на другой. Одну и ту же гитару пропускали через fuzz, delay и reverb, достигая почти потустороннего звучания. Широко использовались различные виды клавишных – хаммонд орган, электроорган, цифровые синтезаторы, харпикорд. Полюбился музыкантам и редкий инструмент терменвокс, который издает поистине неземные звуки. Тексты в psychedelic rock также созданы под воздействием наркотиков, поэтому во многих из них вряд ли стоит искать сакральный смысл. Большая масса текстов посвящена свободе и любви, а также обращается к восточной мифологии, философии и религии.

Однако бесшабашное психоделическое веселье продлилось недолго. Уже в 1969 году прошел знаменитый Вудсток, обозначивший конец хипповского движения. В 1970-м от передозировки наркотиками умерли Дженис Джоплин и Джимми Хендрикс, а год спустя за ними отправился и Моррисон. ЛСД и марихуана были запрещены законом. The Beatles прекратили свое существование, а многочисленные команды, исполнявшие психоделику вплоть до середины-конца 1970-х либо остались верными стилю и ушли в небытие, либо начали искать новые музыкальные горизонты. Psychedelic rock много дал эелетронике, эмбиенту, трансу, рэйву, а еще глэм-року и поп-музыке.

В 1990-х – начале 2000-х в США появились новые команды, которые образовали неопсиходелическую сцену: Dandy Warhols, Brian Jonestown Massacre, Flying Burrito Brothers group, Pax Romana. В Великобритании MJ13 и Kyuss тоже решили тряхнуть стариной. Все эти ребята, понятное дело, не играют психоделику полувековой давности. Они смешали ее с гранджем и панком, добавили элестроники и инди-рока, и получили не менее гремучую смесь рока и безумия, чем их предшественники в 1960-х. На отечественной сцене psychedelic rock не получил должного распространения. Хотя это не значит, что советские и позже российские музыканты не употребляли наркотики. Просто на наших просторах psychedelic rock обрел собственную трактовку и был не таким массовым явлением, как на Западе. У нас не было The Doors и 13th Floor Elevators, зато была Гражданская Оборона во главе с Летовым, Дубовый Гаайъ и есть такие коллективы, как Крематорий, Сплин, Аквариум и Пикник, которые тем или иным образом обращались в своем творчестве к psychedelic rock.


Назад в раздел


Poloneya