Что такое фолк? Можно опросить десятки респондентов и ни один не ответит достоверно. Для каждого фолк – это нечто свое, особенное. Кто-то фолком назовет музыку, корни которой идут из Германии и эпохи Ренессанса, для кого-то фолк – это музыка Самайна, а для еще одних – культура Шотландии. Найдутся и те, кто найдет для вас русский фолк. А ведь он еще может быть и японский, и американский (техасский, например). И все они будут правы.
Фолк-музыка, или в простонародье, музыкальный фольклор – это музыкально-поэтическое творчество народа, его достояние, которое, как правило, передается из «рук в руки» в устной форме. Бременские музыканты – это тоже своего рода фольклор, между прочим.
Традиционно, фолк считался исконно деревенским, но, несмотря на полную свою профессиональную несостоятельность, противостоит профессиональной музыке, которая принадлежит более молодым, письменным традициям.
А вот технический прогресс и средства массовой информации и вовсе в корне изменили способ не только создания фолка, а и его распространения. И тут свершилось чудо – folk стали играть не только любители, а и музыканты-профессионалы.
Часто поднимается так же вопрос о взаимосвязи фолка и религиозных культов, но он до сих пор малоизучен, и тут спорить можно долго. В целом же, дабы понять для себя, что есть фолк, стоит определить региональную и жанровую дифференциацию.
Но и тут несостыковка – ведь единого мнения по классификации нет. Кто выделяет 6 регионов, а кто всего 3, причем, чаще всего, когда говорят фолк, все-таки подразумевают Европу с присущим ей колоритом.
Касательно временного развития фолка, тут проще – всего три периода:
1. Древнейшая эпоха, когда вся музыка относилась прежде всего к религиозным обрядам
2. Средневековье – расцвет именно классического фольклора.
3. Современная эпоха, которая наложила яркий отпечаток и дух времен, заложив в фолк слом старых традиций, породив новые формы музыкального народного творчества.
И даже эта периодизация не является универсальной. Потому что развитие эпох напрямую зависело от страны, и если Европа шла по четко намеченному выше пути, то, например, в той же Латинской Америке она была несколько иной, «перевернутой», как говорят историки.
Касательно исполнителей фолка, каждый народ их называл по-своему: от украинского «кобзарь», минуя формы «менестрель», «бард», «трубадур», заканчивая малоизвестным «оленши».
Особенными признаками фолка можно назвать мелос, то есть мелодия, мелодика – от речитативного до лирического, даже в чем-то орнаментального звучания; многоголосие; ладозвукорядная система, что позволяет использовать от примитивных ладов до свободного мелодического строя; ритмика; формы.
В 20 веке к фольклору не только вернулась былая популярность, она обрела новые формы, и получила вполне известных сочинителей. Прошло время устной передачи, теперь то, что ранее игралось и запоминалось, свободно записывается на цифровые носители, а самой музыки становится больше и больше. Современные музыканты, памятуя основные правила создания фолка, пишут новые произведения, умело вплетая мудрость прошлых лет и требования современности.
И как бы там ни было – фольклор – это не только народная мудрость, это проявление души народа, порождение всей его жизни, истории и быта.