Симфонический инструментал и мощный классический вокал в металле – довольно привычное сочетание для тех, кто хотя бы периодически интересуется рок-музыкой. Появившийся в 1980-х power-metal очень быстро завоевал свою аудиторию поклонников, в которую вошли эстетствующие меломаны. А они уже и про Шуберта знают, и Бетховена слушают на сон грядущий. Шутки шутками, а power-metal, который возник в Германии, действительно вобрал в себя черты узнаваемой во всем мире австрийской классической школы, а также камерного вокального искусства. Еще одна примечательная черта данного жанра – присутствие скандинавских, германских и славянских фольклорных танцевальных мотивов. Одним словом, power-metal соединил в себе лучшие качества старинных музыкальных традиций и удивительным образом соединил их с тяжелыми металлическими аккордами.
Что касается представителей данного направления, то первое, что приходит в голову при сочетании power-metal – это, конечно же, Nightwish. Однако эти ребята были не первыми, чью музыку следует называть power-metal. Nightwish внесли огромный вклад в развитие жанра. Для многих они стали олицетворением пауэра, хотя выделились из общего числа power-команд благодаря оперному вокалу Тарьи Турунен, который прекрасно вписывался в общую музыкальную канву. Среди родоначальников жанра всё же следует выделить бессмертного Dio, Rainbow, Judas Priest, Running Wild и Blind Guardian.
Что касается генетических связей с другими музыкальными стилями, то, думаю, никто не станет тыкать в вас пальцем и, тем более, бить ногами, если вы вдруг перепутаете и speed-metal. Эти жанры родственны и отделить одно от другого весьма затруднительно. Более того, те группы, которые в 1980-е считались родоначальниками жанра power-metal, теперь зачисляют в speed-metal, а иногда и вовсе записывают в трэш. Специалисты, которые разбираются в музыкальных стилях, говорят, что сначала был speed-metal, а на его почве взросли пауэр и трэш. Только трэш оказался более тяжелым и агрессивным направлением, а пауэр – это как хороший мальчик. Он быстрый, энергичный, но вместе с тем мечтательный, и стремится к высокому искусству. Это ему удается в полной мере. Музыканты power-команд владеют своими инструментами на высшем уровне, а вокалисты таких команд преобладают в списках лучших рок-вокалистов мира.
Идейное наполнение лирики пауэр-команд очень разнообразно. Однако среди общей массы можно выделить несколько основных тем. Для начала это обще-рок-н-рольная тематика бабы-угар-протест-свобода, недалеко от этого бесчинства ушли социальные темы. Вопросы жизни и смерти, добра и зла, а еще справедливость, любовь и т.д. Ну и фэнтезийная тематика, по которой легко отличить пауэр от не-пауэра. Толкиновские персонажи, принцессы с большими глазами и драконы, чародейство и волшебство процентов на восемьдесят сообщат о том, что вы слушаете power-команду.
Что касается отечественных просторов, то к нам power-metal припоздал лет на десять, как, впрочем, и всё, что касается музыки. В 1990-е первыми пауэр стали играть Archontes и Shadow Host. Позднее к армии отечественных пауэрщиков присоединились Эпидемия, Catharsis и Arida Vortex. Особым достоянием российского power-metal по праву стоит считать метал-оперу «Эльфийская рукопись», которая в 2004 году буквально взорвала национальные хит-парады. Плеяда именитых музыкантов из групп Ария, Arida Vortex, Мастер, Чёрный Обелиск и Бони НЕМ, Эпидемия создала действительно достойное музыкальное произведение, которое до сих пор любят и слушают поклонники качественного пауэра.