История одной песни: АрктидА - Дождь



dojd.jpgИстория одной песни

Номинация: Возьми мое сердце

Победитель: АрктидА «Дождь»

«Возьми мое сердце»... Тема, к которой мне было особенно сложно подступиться. И которая делает простой вопрос «что вы чувствовали, когда писали эту песню» не только бестактным, но и бессмысленным. А уж когда стало известно, что наибольшее число голосов набрал пронзительный «Дождь» группы АрктидА... Я просто переслушивала песню, раз за разом, стряхивая с себя воспоминания и пытаясь избавиться от мурашек на щемящих строчках
«Мы лишь слегка отстали,
Мы на подходе, Дождь»
.
Я думала о том, сколько мужества и внутренней силы нужно было для создания этой песни, для того, чтобы написать и исполнить ее – так.

И в какой-то момент мне показалось, что слова «Дождя» - для меня, конечно, - звучат чуть ярче, чем музыка. Поэтому вначале я обратилась к Татьяне Белянчиковой, «личной» поэтессе группы «АрктидА», с извечным вопросом о том, что первично в этой песне – мелодия или текст. А дальше, благодаря Тане, появилась и история Дождя.
Татьяна: - Знаешь, это одна из немногих моих песен, которая началась со стихотворения. Стихотворения очень личного и очень больного. Написано оно было 7 апреля 2009 года, ровно через год после ухода из жизни моего друга, большого поэта Игоря Алексеева. Друзья и просто читатели знали его в сети под ником Дождь. Почитай его стихи, можно на сайте , - только не перепутай с другим ныне здравствующим Игорем Алексеевым, пишущим в юмористическом ключе. Ну вот, тогда, в апреле, шел злой колючий снег, и было больно. И надо было куда-то деть эту боль. А через пару лет стихо увидел Дима Машков – и «услышал» его. Сказал, что это можно спеть. И мы приняли решение сделать песню, которая говорила бы больше, чем эта конкретная история ухода хорошего и сильного человека. Я немного изменила текст, дописала бридж. И получилось то, что получилось. Когда я услышала музыку, я была поражена, насколько Дима попал в мое настроение – и мелодией, и аранжировкой. Не меньшим потрясением для меня стало исполнение песни Михаилом Нахимовичем. Каждый раз он со сцены проживает ее. Думаю, что это тот случай, когда исполнитель является полноправным соавтором… Конечно, тематика совсем не в духе Арктиды. С другой стороны, мне кажется, что творчество группы стало многограннее. Получается, что и так мы тоже можем. Ну, а мне эта песня очень важна. Нет, не так: ОЧЕНЬ. Понимаешь, это память об Игоре, но песню слушают и слышат те, кто не был знаком с Игорем лично, зато знают, что такое горечь утраты. И знают, что надо бороться до конца и постараться оставить добрый и светлый след здесь, на земле. Как-то так…

arktida.jpgА Дмитрий Машков, лидер «Арктиды», рассказал немного о том, как ему удалось «услышать» в стихах будущую песню и воплотить ее в жизнь.
Дима: - У нас почти нет песен, которые были бы написаны на стихи. Просто, когда я увидел Танино стихотворение, мне понравились его настроение, фонетика - и показалось, что все это можно выразить глубже: не только словами, но и музыкой. Я прочитал текст, и почти сразу у меня родилась мелодия, такая... немного дерганая, с неровным размером. Этот размер – там у каждой второй строчки не хватает одной восьмушки – придает мелодии нервность, депрессивность, недосказанность, что ли... Так что, в целом, «Дождь» со своей «грузностью», грустью и томной аранжировкой - песня не в нашем стиле, эта мрачность не характерна для жизнерадостного симфо-пауэр-метала. А что касается моего отношения к песне... Ну, честно говоря, мне «Дождь» не нравится. Но если он нравится другим, значит, все правильно... И, значит, пусть он у нас будет. Не для себя ж стараюсь!;)

Наконец, недвусмысленное указание на то, что соавтором песни является ее исполнитель, навело меня на мысль расспросить о «Дожде» Михаила Нахимовича.
Михаил: - Бесконечно эмоциональная песня. Я поражаюсь, насколько глубоко чувствуют мир люди, которые так пишут. Это большая редкость. Дима Машков попросил меня участвовать в записи их диска вместо основного вокалиста группы АрктидА Сергея Лобанова в тот момент, когда Сережа переживал настолько тяжелую утрату, что непонятно было, сможет ли он вообще вернуться к музыке. И песня получилась наполненной не только горем автора текста и гениальной аранжировкой композитора, но и болью за все те несправедливые потери, что преследуют каждого из нас. Ведь больно прежде всего тем, кто остался. Тем кто ушел, уже все равно. И мы не столько жалеем их - молодых, красивых, несвоевременных, - сколько сами истекаем кровью от невозможности продолжать жить без них. Вот этой кровью и наполнена песня. Редко когда повезет иметь дело с настолько глубоким материалом, чтобы в него и самому можно было многое вложить. И в данном случае мне несказанно повезло, за что огромное спасибо авторам. Обычно за время записи уже так входишь в композицию, что не воспринимаешь трек «снаружи», как слушатель, а смотришь профессионально и видишь одни недочеты, остаешься недоволен, хочешь что-то переделать, перезаписать, пересвести. И полноценно воспринимаешь песню уже только изнутри, когда проживаешь ее на сцене. За много лет «Дождь» - это редчайший случай, когда, впервые услышав почти готовый результат, я не мог прийти в себя от эмоций как слушатель, не мог взять себя в руки и начать критиковать, писать комментарии по сведению, и вообще хоть как-то оценить запись. И это дорогого стоит. Каждый раз, когда я исполняю эту песню со сцены, мне так хочется сказать всем, кто еще может услышать: берегите друг друга и, ради бога, оставайтесь в живых. Спасибо.

P.S. «Время спасется нами, время запомнит нас.
Там, на большом экране, новый грядет сеанс»
© Татьяна Белянчикова.

Arg0

Другие публикации в рамках проекта "История одной песни" можно посмотреть здесь:

Ольви - Ангел и демон
Catharsis - Иной
Химера - Фаэтон
Харизма - Отключись от сети
Асферикс - Зима
SilverCast - На вершине белой ночи
ARDA - Море исчезающих времен
Операция Пластилин - В алмазных небесах
Харизма - Ведьма