История одной песни: SilverCast – На вершине белой ночи



Номинация: Любовь
Победитель: SilverCast «На вершине белой ночи»
Музыка: Константин Шоршин
Текст: Нелле
Вокал: Вероника Могилёв-Вольская, Николай Барбуцкий

— Что ты сделаешь, когда встретишь её?
— Что я сделаю?
— Ну, да! Что ты ей скажешь?
— Не знаю…
— Ты не знаешь?
— А что мне ей сказать?
— Ну, например: «Моя любимая, я прошел тысячи миль, переплыл реки, пересёк горы, я претерпел страдания и муки, я противостоял искушениям, я шёл за солнцем, чтобы встать перед тобой и сказать: «Я люблю тебя».
Из фильма «Солнце Ацтеков»

na_vershine_beloi_nochi_1.jpgНочь. Заснеженная равнина. Мрачный лабиринт, сложенный из каменных глыб, по которому бредут навстречу друг другу Он и Она. В руках у них зажженные свечи, и на грубо обтесанных стенах в неверном свете пламени дрожат и пляшут их робкие тени... Они тянут к другу другу руки, но порыв ледяного зимнего ветра разом задувает свечи... А когда они снова зажигаются, на стене видны лишь слабые контуры двух теней — Его и Ее, слившихся в одну...
Примерно это возникает у меня перед глазами, когда я слушаю удивительно нежную и красивую балладу группы SilverCast «На вершине белой ночи». Дуэт двух любящих сердец сливается в симфонию надежды, тепло которой способно растопить ледяной плен... Для меня один из самых высоких критериев оценки песни — если при прослушивании у меня выстраивается цепочка ассоциаций и образов. «На вершине белой ночи» из таких, причем мои ассоциации обязаны своим появлением прежде всего тексту. Поэтому первое слово и первое право приоткрыть завесу тайны — Нелле, бессменному автору текстов группы SilverCast:

- Если вы посмотрите на оборот диска «Танцующая с Тишиной» (на котором баллада «На вершине белой ночи» вышла в студийном качестве. - прим.Insurgent), то там, где мелким шрифтом написаны благодарности, среди прочих есть благодарность Мартину Нойландеру,
вот собственно ему текст и посвящен.
Дело было очень (для меня) давно, я тогда училась на первом курсе университета. У меня был виртуальный знакомец из Таллинна по имени Мартин. Это настоящее имя, а вот фамилии я так и не узнала. Мы общались в общей сложности несколько лет, и за это время успели хорошо познакомиться друг с другом. Есть очень много чувств, которые можно перепутать с любовью, и уважение к кому-то, надежда на хороший совет и поддержку — далеко не редкий случай, но что касается Марти, здесь имел важное значение другой (да, не такой уж и редкий) фактор — мы оба были влюблены отчаянно, открыто и безответно каждый в своего избранника. Мы, словно два осколка намагниченного железа, жались друг к другу лишь от одного того, что нас оттолкнуло одно большое, довлеющее магнитное поле. И каждый вечер мы общались о том-о сём, и понимание всё чаще примеряло маску чего-то другого.
Вечер, в который я потеряла своего Марти, для меня ничем не отличался от других подобных вечеров. Что-то клеилось, что-то нет, не вязалось с музыкой, хорошо шла учёба. Он попрощался со мной и сказал, что пойдёт погуляет.
Следующей ночью я проснулась от страха. Мутная тревога, которая взялась неизвестно откуда, не давала снова уснуть. Утром меня разыскала его подруга, спросила, не говорил ли он чего-то особенного. Сказала — пропал. Я перекинула всю переписку, хотела бы чем-то ещё помочь, но... что я могла? Кто я вообще была такая? Никто.
Он объяснился со мной через много лет, когда мы случайно нашлись вновь. Сказал, что в тот вечер у него было два равнозначных варианта развития событий — он либо собирает рюкзак и едет в Питер. Ко мне. Навсегда. Либо выбирается куда подальше из города и идет в лес, в снег, куда глаза глядят. Я злилась на него тогда, давным-давно, когда мне, как и обещали, отписались его родные: мол, жив-здоров, нашли в больнице без сознания с двусторонним воспалением лёгких. Злилась, когда он прекратил общение, но тогда, когда он объяснял мне свои мотивы, я, замужняя женщина с высшим юридическим, плакала от счастья и благодарности за то, что он не позволил мне совершить ошибку, за которую я платила бы так долго и так больно. Поставив свою жизнь на кон — не позволил.
Когда мы разрабатывали текст для «Вершины белой ночи», а было это на записи демо-версии «Старой мелодии для флейты», Костя говорил мне, что это должен быть... такой, такой — он встал на колени в шутливом порыве страсти — вот такой вот текст. И я подумала о том, что же может быть таким... красивым. Вертя в голове и то и это, решила, что данное и сдержанное обещание — вот что. Вспомнила историю о самурае, который обещал своему другу быть в определённом месте в определённое время, но попал в плен. Тогда он совершил самоубийство, и его призрак пришел к его другу, как и было обещано. И когда я дописала всё до конца, разобралась с бесконечными редакциями припевов и вычистила все огрехи, я подумала, что этот текст — конечно же, про Питер. А послушав его в записи, поняла — конечно же, про Мартина.

na_vershine_beloi_nochi_2.jpgТекст всегда неразрывно связан с музыкой, этот случай — не исключение. Что же расскажет нам автор музыки, экс-бас-гитарист SilverCast Константин Шоршин?

- Основную часть песни, то есть куплет и мелодию припева, я придумал очень давно, за несколько лет до того, как пришел в SilverCast. Но как-то так получилось, что ни в одной из групп, в которых я играл тогда, эта задумка не прижилась, и поэтому я отложил ее в папку с черновиками и благополучно про нее забыл. А потом, уже в SilverCast, мы как-то обсуждали, что было бы неплохо замутить дуэт с нашим другом, Мишей Нахимовичем. После этого я сел сочинять песню для дуэта, но в итоге сочинилась песня, которая стала потом the Rise Of Evil, а дуэт никак не придумывался. И тут-то я и вспомнил про старые наработки. Как-то сразу нарисовалась картина аранжировки, и вскоре песня была в целом готова. Уже не помню по какой причине, но с Мишей дуэт не получился, и тогда мы предложили спеть вместо него Коле Барбуцкому, с которым у нас уже был на тот момент опыт совместной работы. И по-моему, получилось очень даже неплохо. А когда мы записывали ЕР «Танцующая с Тишиной», то когда писали скрипку для заглавной песни, подумали: а почему бы и в дуэт не добавить скрипку? И тогда «На вершине белой ночи» приобрела свой окончательный вид, в котором и была представлена публике. В целом, на мой взгляд, это одна из самых удачных моих песен, как по мелодии и аранжировке, так и в целом по звучанию и ощущению от нее. Вообще, для меня критерием качества песни в том числе является «приставучесть» мелодии. Если после того, как послушал (или придумал), напеваешь потом ее про себя целый день, значит, песня что надо. :)

Есть текст, есть музыка, но полностью песне ожить помогает вокал. Слово Николаю и Веронике.

Николай: Мне позвонила Вероника и предложила попробовать спеть дуэтом их новую песню. Мне было интересно, я тогда как раз начинал серьёзно заниматься вокалом. Мы попробовали — и всё получилось! Эксперимент удался и вылился в красивый полноценный дуэт.
Вероника: Эту песню можно назвать нашим главным романтическим хитом. Традиционная рок-баллада с берущим за душу гитарным соло, с нежными переливами флейты и скрипки и, конечно, с двумя голосами. Ведь о любви гораздо лучше петь вдвоем, нежели в одиночку.
Впервые услышав черновик новой песни, я сразу задумалась о том, кого бы пригласить на дуэт. И решила, что приятный тёплый баритон Николая Барбуцкого будет как нельзя более кстати. Он, правда, некоторое время стеснялся соглашаться, поэтому в самом первом концертном видео «На вершине белой ночи» можно увидеть Никиту Валамина, который спел партию по-своему, очень эмоционально.
Тем не менее, студийную запись для ЕР «Танцующая с тишиной» мы сделали именно с Колей. На мой взгляд, получилось стопроцентное попадание по сочетанию тембров. Возможно, именно поэтому песня стала такой популярной в сети.
na_vershine_beloi_nochi_3.jpgГоворя о «Вершине белой ночи», безусловно, нельзя не упомянуть о тексте. Нечасто бывает так, что свеженаписанный текст меня цепляет в первозданном виде. Но на этот раз я очень впечатлилась образами, придуманными Нелле.
Что касается зрительных ассоциаций, я воспринимаю эту балладу в нескольких разных картинках. Белые ночи напоминают мне о видах нашего города, но слова про метель, холод и снег переносят меня в какую-то иную, сказочную реальность. Щемящая грусть просыпается в сердце, когда представляешь себе героев, которые, кажется, больше не смогут встретиться. Хотя... всё возможно. Это пронзительное стремление друг к другу способно изменить мир. Быть может, герой очнулся от смертельно опасной дремоты и всё-таки из последних сил пришёл к ней. Или героиня выбежала на мороз и нашла его, замёрзшего, но ещё живого, и согрела своим теплом. Финал остается открытым, и лично я предпочитаю позитивную версию.

Пронзительная скрипка, берущая за душу мелодия, два голоса, дополняющих друг друга, и над всем этим — волшебная белая ночь Санкт-Петербурга. Горжусь своим городом. Есть в нем магия, открывающая творцам двери в иные миры, откуда и приходят сны о любви и счастье, становящиеся реальностью...

Altaxena

Другие публикации в рамках проекта "История одной песни" можно посмотреть здесь:

АрктидА - Дождь
Catharsis - Иной
Химера - Фаэтон
Харизма - Отключись от сети
Асферикс - Зима
Ольви - Ангел и демон
ARDA - Море исчезающих времен
Операция Пластилин - В алмазных небесах
Харизма - Ведьма