История одной песни: Харизма - Ведьма



222222.jpg

Падшие становятся святыми,
И месяц сменит Солнце за окном.
Hа глазах последний нищий избpан коpолём.
Где гpаница меж Добpом и Злом?

Завтpа бyдет лyчше, чем сегодня,
И никогда не поздно веpить в сон.
Есть надежда даже y того, кто обpечён.
Hет гpаницы меж Добpом и Злом!
Сергей Маврин «Добро.Зло»

Номинация: Время для Темных
Победитель: Харизма — Ведьма

«Как бы люди узнали, что есть Добро, если бы не было Зла?» Наше время — время переосмысления старых истин и рождения новых, и в этом искусство, а точнее — музыка, играет далеко не последнюю роль. Это верно, как верно и то, что понятия зла и добра, преступления и благодеяния, увы, в разные эпохи трактовались по-разному, как по-разному интерпретировали и написанное в Библии. О Книге Книг мы вспомнили не случайно, сегодня мы расскажем о песне, которая заставит многих иначе взглянуть на поныне будоражащую умы эпоху, которая вошла в историю как эпоха «охоты на ведьм». Это песня московской метал-группы Харизма, которая называется просто и емко - «Ведьма».

Он пришел за тобой из земли, из извечного праха,
И сбежали мучители прочь, обезумев от страха.
Он почувствовал издали, как тебе больно и плохо...
Он сорвал с тебя цепи за миг до последнего вздоха.

Сейчас у группы существуют целых две версии этой песни — тяжелая (2005 год) и симфоническая (2013 год). Разница между ними не только в исполнении и вокале (с 2013 года в группе новый вокалист), но прежде всего в аранжировке, которая почти до неузнаваемости меняет текст, заставляя искать в нем все новые смыслы.
Метал-версия воспринимается как действие, происходящее прямо на глазах слушателя: волшебный спаситель уносит ведьму прямо с костра, на котором ее хотели сжечь за колдовство. Это подчеркивается интонациями клавишных во вступлении и быстрыми гитарными пассажами в инструментальной части. Симфоническая же версия — повествовательного склада, она гораздо более медленная, это не само действие, а рассказ, воспоминание, как легенда, записанная в древней книге. Единственное, что напоминает о былом в аранжировке—ритмичные удары барабана. Сразу возникает ассоциация с судейским молотом и средневековой инквизиторской книгой «Молот Ведьм».

Ведьма, сегодня ты стала другой!
Ведьма, сегодня ты стала сильней!
Ведьма, над тобою не властен огонь!
Ты вписана светом в книгу теней!


группа Харизма

Слово Леониду Фомину, автору музыки:

- С этой песней очень интересная история получилась. Когда мы лет 10 назад стали сотрудничать с Александром Елиным, у него было много готовых текстов на нашу тему, но для меня писать музыку на готовый текст — дело почти безнадежное, так как у меня обычно рождается музыкальная гармония, мелодия, а текст пишется уже на музыку. А в случае с «Ведьмой» звезды сошлись! Я несколько раз прочитал текст Елина, и меня осенило! Вначале возник триольный ритм, потом я схватил гитару и начал подбирать аккорды, которые могли бы подойти. В принципе гармония получилась весьма типичная для пауэр-стиля, но, как говорится, все гениальное просто. Потом сложился и припев, но уже в другом ритме, потом я решил все это разукрасить мощными длинными гитарными вставками, со сменами темпа и ритма. В результате получилась длинная концептуальная вещь на 9 минут, где около 15 раз меняется темп. Эта песня вошла в первый альбом и, несмотря на свою сложность, сразу же полюбилась многим.
Но на этом история не закончилась. Через некоторое время мы дали несколько акустических концертов, где переделали наши песни под акустику. В случае с «Ведьмой» наш клавишник Дмитрий набросал очень интересные симфо-аранжировки. Всем понравилось, после концертов решили записать все это в симфо-варианте. В общем, работа шла с перерывами, прошло где-то 3 года, пока смогли все нормально доделать, и в результате вокальную партию исполнил уже Иван Селиверстов. О месте этой песни в творчестве «Харизмы» мне сложно судить, так как она весьма сложная, однако замечено, что людям эта песня на концертах очень нравится, и в больших сетах мы ее исполняем. Если удастся опять посотрудничать с Александром Елиным, то вполне вероятно продолжение. :)

Ты лечила чуму колдовством травяного отвара,
Но чума - это плата за грех, это божия кара,
И любой, кто посмеет восстать против "власти господней",
Будет ночью сожжен на костре у ворот преисподней.

Исчерпывающее объяснение, не правда ли? С музыкальной стороной все ясно, а как же текст? Существует поверье, что людям творческим не стоит заигрывать с нечистой силой. Мы обратились за разъяснениями к автору — Александру Елину, и вот что он нам рассказал:

- Сначала был написан текст, а потом на него не очень легла музыка, текст был скорректирован, и песня в итоге получилась одна из моих любимых у «Харизмы». Конкретного сюжета нет, а есть идея, что всякий убитый за «колдовство» - по сути, брат Христу. Я не суеверен, да и героиня песни — скорее народная целительница, чем ведьма. Ее обвиняют в колдовстве, ведь любого человека, который более продвинут, толпа готова распять. Никакого заигрывания с нечистой силой в песне нет — ну, кроме разве что с чистой силой, которая в последний момент спасает героиню.

Что же получается? Перед нами более чем нетрадиционное толкование образа ведьмы. По традиции, сложившейся за века преследования, ведьмы служат дьяволу и всячески вредят людям. Здесь же ведьма на светлой стороне, и спасает ее в итоге вовсе не дьявол, а по сути бог — тот же, кто когда-то спас ее брата Христа...

Он пришел за тобой из земли, как пришел он как когда-то,
Чтоб спасти от креста твоего непокорного брата.
Просто люди опять перепутали дьявола с богом...
Значит снова плутать им века по кровавым дорогам...

К сожалению, многие уже стали забывать о том, что изначально слово «ведьма» в славянской традиции произошло от слов «ведать» (т.е. «знать») и «мать»; ведьмами называли мудрых женщин, сведущих в тайнах природы, умевших лечить недуги не только физические, но и душевные. Однако композиция все же завершается светлой гармонией, звук постепенно замирает, словно бы рисуя, как ведьма и ее волшебный спаситель удаляются и исчезают высоко в небе. Возможно, именно в эту светлую звучность авторы вкладывают проблеск надежды. Ведьма спаслась, а значит, не погибли и истины, и может быть, когда-нибудь они будут приняты людьми.
Когда-нибудь — когда люди поймут, что «зорко лишь одно сердце, самого главного глазами не увидишь»...

Altaxena, Феникс

Предыдущие публикации в рамках проекта "История одной песни" можно посмотреть здесь:

АрктидА - Дождь
Catharsis - Иной
Химера - Фаэтон
Харизма - Отключись от сети
Асферикс - Зима
SilverCast - На вершине белой ночи
ARDA - Море исчезающих времен
Операция Пластилин - В алмазных небесах
Ольви - Ангел и демон