Страсть к экспериментам, неудовлетворенность результатом и немного безумия во все времена были главными двигателями прогресса в музыке (впрочем, в других видах искусства тоже). Именно благодаря этим трем столпам музыкальный мир не стоит на месте, а постоянно движется, меняется и не перестает удивлять своим разнообразием. Одно из удивительных явлений музыкального мира – dark folk, он же neofolk.
Появилось сие направление лет тридцать назад в Великобритании. Тогда свое второе рождение переживали панк (в виде пост-панка) и авторская песня, граничащая с фолком. Два совершенно непохожих друг на друга направления каким-то образом переплелись, породив neofolk. К середине 1980-х туда же добавился и пост-индастриал. Точнее, музыканты и коллективы, которые составляли британскую пост-индастриал сцену, добавили к своему творчеству фолково-бардовский оттенок. Первыми коллективами, которые стали работать в новом стиле, стали Death In June, Sol Invictus и Current 93. Они разбавили тяжеловатый индустриальный саунд центральноевропейскими фолковыми мотивами. Впрочем, что-то подобное уже было в 1960-х, когда англо-американскую музыкальную сцену начали заселять фолк-коллективы Vulcan's Hammer, Changes, и Comus. Конечно, о смешении фолка с индастриалом или пост-панком речи тогда не шло, но все эти ребята серьезно повлияли на развитие неофолка в 1980-х.
К началу 1990-х neofolk перестал быть чем-то вроде экзотического зверя и превратился во вполне самостоятельный жанр. В этом жанре начали активно работать Agalloch, добавившие немного металла в neofolk, Amber Asylum, Ataraxia, Empyrium, Ostara, The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud, Belborn и прочие. Однако вряд ли можно назвать все эти команды всемирно известными. Этому не способствюет ни музыкальные особенности жанра, ни сама его идеология.
Как уже стало ясно, neofolk сочетает в себе элементы фолка, индастриала, иногда металла, иногда классической музыки, плюс немного шумовых эффектов. Широко используются этнические инструменты, чаще всего – скрипка. Еще чаще применяются различные звуковые эффекты. Суть не в том, чтобы сочетать несочетаемое, а чтобы создать максимально интересное звучание, наполенное особой атмосферой таинственности и оккультизма. Этому способствуют и тексты композиций (если таковые имеются).
Что касается внешнего облика музыкантов, исполняющих неофолк, то здесь вряд ли можно говорить об особом стиле и поведении на сцене. Кто-то заимствует сценический образ у индастриал-команд, кто-то не заморачивается и выходит на сцену в джинсах и футболке. Однако, чаще всего, музыканты, делая акцент на фолк-составляющей в своей музыке, облачаются в этно-стиль. Тут, опять же, дело вкуса – некоторые заказывают костюмы у реконструкторов, а кто-то ограничивается двумя-тремя фенечками на запястье.
Neofolk породил и несколько разновидностей. К таковым относят apocalyptic folk, folk noir и dark folk, хотя если по поводу apocalyptic folk сомнений нет, то последние два термина вызывают ропот несогласия в рядах особо придирчивых любителей классифицировать всё подряд. Кто-то считает folk noir и dark folk синонимами неофолка, а кто-то утверждает, что это поджанры неофолка. Лично я, как вы уже наверняка заметили, склоняюсь к тождеству неофолка и дарк-фолка.
Неофолк не стремится к широкому признанию и старается держаться подальше от мейнстрима. Тем не менее, это не мешает отдельным коллективам весьма успешно продавать альбомы и кататься на гастроли. В начале 2000-х неофолк вышел в народ и покорил миллионы слушателей. Появилось множество новых команд, которые обзавелись армиями поклонников по всему миру. Darkwood, Wovenhand, Faun, Oniric, Harvest Rain Belborn и многие другие заняли свою нишу на музыкальном рынке.
В странах СНГ неофолк появился в конце 1990-х – начале 2000-х. Наиболее ярким представителем отечественного неофолка по парву считаются Neutral и Moon Far Away. Помимо них еще можно назвать Рада и Терновник, Ритуальный Фронт и Embrace of Branches. Подобной музыки на отечественной сцене еще очень и очень мало, что, впрочем, дает простор для дальнейшего развития стиля в наших краях.