Dark Folk



DARK FOLKСтрасть к экспериментам, неудовлетворенность результатом и немного безумия во все времена были главными двигателями прогресса в музыке (впрочем, в других видах искусства тоже). Именно благодаря этим трем столпам музыкальный мир не стоит на месте, а постоянно движется, меняется и не перестает удивлять своим разнообразием. Одно из удивительных явлений музыкального мира – dark folk, он же neofolk.

Появилось сие направление лет тридцать назад в Великобритании. Тогда свое второе рождение переживали панк (в виде пост-панка) и авторская песня, граничащая с фолком. Два совершенно непохожих друг на друга направления каким-то образом переплелись, породив neofolk. К середине 1980-х туда же добавился и пост-индастриал. Точнее, музыканты и коллективы, которые составляли британскую пост-индастриал сцену, добавили к своему творчеству фолково-бардовский оттенок. Первыми коллективами, которые стали работать в новом стиле, стали Death In June, Sol Invictus и Current 93. Они разбавили тяжеловатый индустриальный саунд центральноевропейскими фолковыми мотивами. Впрочем, что-то подобное уже было в 1960-х, когда англо-американскую музыкальную сцену начали заселять фолк-коллективы Vulcan's Hammer, Changes, и Comus. Конечно, о смешении фолка с индастриалом или пост-панком речи тогда не шло, но все эти ребята серьезно повлияли на развитие неофолка в 1980-х.



К началу 1990-х neofolk перестал быть чем-то вроде экзотического зверя и превратился во вполне самостоятельный жанр. В этом жанре начали активно работать Agalloch, добавившие немного металла в neofolk, Amber Asylum, Ataraxia, Empyrium, Ostara, The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud, Belborn и прочие. Однако вряд ли можно назвать все эти команды всемирно известными. Этому не способствюет ни музыкальные особенности жанра, ни сама его идеология.



Как уже стало ясно, neofolk сочетает в себе элементы фолка, индастриала, иногда металла, иногда классической музыки, плюс немного шумовых эффектов. Широко используются этнические инструменты, чаще всего – скрипка. Еще чаще применяются различные звуковые эффекты. Суть не в том, чтобы сочетать несочетаемое, а чтобы создать максимально интересное звучание, наполенное особой атмосферой таинственности и оккультизма. Этому способствуют и тексты композиций (если таковые имеются).

Часто за основу берутся уже известные народные песни или тексты народных легенд, саг, сказаний. Если этого не происходит, музыканты сами начинают фантазировать на тему мифологии, оккультизма, неоязычества и т.д. Напомню, что неофолк имеет еще и название-синоним dark folk, которое более явно скажет нам о родстве данного жанра с готикой. Не зря музыка в стиле dark folk имеет мрачный, минорный оттенок.

Что касается внешнего облика музыкантов, исполняющих неофолк, то здесь вряд ли можно говорить об особом стиле и поведении на сцене. Кто-то заимствует сценический образ у индастриал-команд, кто-то не заморачивается и выходит на сцену в джинсах и футболке. Однако, чаще всего, музыканты, делая акцент на фолк-составляющей в своей музыке, облачаются в этно-стиль. Тут, опять же, дело вкуса – некоторые заказывают костюмы у реконструкторов, а кто-то ограничивается двумя-тремя фенечками на запястье.
Neofolk породил и несколько разновидностей. К таковым относят apocalyptic folk, folk noir и dark folk, хотя если по поводу apocalyptic folk сомнений нет, то последние два термина вызывают ропот несогласия в рядах особо придирчивых любителей классифицировать всё подряд. Кто-то считает folk noir и dark folk синонимами неофолка, а кто-то утверждает, что это поджанры неофолка. Лично я, как вы уже наверняка заметили, склоняюсь к тождеству неофолка и дарк-фолка.

Неофолк не стремится к широкому признанию и старается держаться подальше от мейнстрима. Тем не менее, это не мешает отдельным коллективам весьма успешно продавать альбомы и кататься на гастроли. В начале 2000-х неофолк вышел в народ и покорил миллионы слушателей. Появилось множество новых команд, которые обзавелись армиями поклонников по всему миру. Darkwood, Wovenhand, Faun, Oniric, Harvest Rain Belborn и многие другие заняли свою нишу на музыкальном рынке.



В странах СНГ неофолк появился в конце 1990-х – начале 2000-х. Наиболее ярким представителем отечественного неофолка по парву считаются Neutral и Moon Far Away. Помимо них еще можно назвать Рада и Терновник, Ритуальный Фронт и Embrace of Branches. Подобной музыки на отечественной сцене еще очень и очень мало, что, впрочем, дает простор для дальнейшего развития стиля в наших краях.






Назад в раздел


Poloneya