Индустриальное общество диктует свои условия – особую манеру поведения, стиль общения, образ жизни, и даже искусство поневоле подчиняется такому обществу, поскольку не может существовать отдельно от него. В индустриальном обществе есть и своя особая музыка – звуки отбойных молотков, шум работающего конвейера, промышленных машин. А, соединяясь, все эти устрашающие звуки образуют отдельный музыкальный стиль – industrial.
Industrial как стиль музыки в современном его понимании появился в конце 1970-х годов. Музыканты, уставшие от традиционных форм рок-музыки, и не желавшие покоряться законам массовой культуры, начали искать новые звуки в окружающем их пространстве.
Считается, что индастриал как музыкальный жанр окончательно сформировался в 1974 году, когда британская группа Throbbing Gristle основала собственный лейбл «Industrial Records». В довесок к названию для лейбла был придуман слоган: «industrial music for industrial people» («индустриальная музыка для индустриальных людей») как некое противопоставление «аграрному», тот есть чему-то отсталому, тому, что сменяется индустриализацией.
Однако идеологически индастриал возник задолго до 1974 года. Индустриальная тематика волновала умы западных деятелей искусства еще в период формирования индустриального общества, то есть, в XIX веке. Одни восхваляли прогресс и человеческий разум, который смог создать цивилизационные блага. Другие были мене оптимистичны – пророчили скорую гибель индустриального общества и человечества вообще, порицали урбанизацию и твердили о скором апокалипсисе. В начале прошлого века индастриал уже отчетливо прослеживается в литературных произведениях футуристов, а также у композиторов Эрика Сати и Пьера Шеффера.
Но вернемся к современности. Тогда, в середине-конце 1970-х музыканты экспериментировали со звуками, записывали шум работающих машин, двигателей, станков и т.п. Кроме того, именно в этот период синтезаторы стали доступны для массового пользователя. Если до 1970-х не каждый мог позволить себе синтезатор, то новые портативные синтезаторы и рабочие станции мог приобрести почти каждый желающий. Новый инструмент – новые возможности. Синтезатор и сейчас остается неотъемлемым участником industrial-коллектива. Для индастриала также характерны четкий ритм и немногословный вокал.
«Первыми ласточками» индастриала считаются Cabaret Voltaire (Великобритания) и уже упомянутые Throbbing Gristle как основатели лейбла «Industrial Records». За эти шесть лет – с 1974 года по начало 1980-х по всему миру стали появляться группы, исполняющие индастриал в том виде, в каком его представили британцы. Среди таких команд NON, Einstuerzende Neubauten, SPK, Merzbow и многие другие. Уже в 1980-х industrial выходит за свои первичные рамки, обрастая новым звучанием. В этот период группа Throbbing Gristle распадается, и ее музыканты заявили о том, что настало время post-industrial. Пост-индастриал полюбился многим уже известным коллективам 1980-х. К примеру, элементы индастриала можно выявить у Depeche Mode в альбоме Some Great Reward (1984), для которого музыканты вживую записывали разные промышленные шумы.
Industrial породил множество поджанров, которых на сегодняшний день насчитывается около 15. Однако среди них есть те, о которых стоит упомянуть. Это EBM (Electronic Body Music), dark folk (apocalyptic folk), dark ambient, noise и industrial-metal, который чаще всего именуют просто industrial. К вот этому самому industrial-metal относятся такие монстры металлической сцены, как Marilyn Manson, Fear Factory, Rammstein, Godflesh, Napalm Death, Nine Inch Nails и многие другие известные группы и исполнители.
Стоит отметить, что industrial – это не только музыкальный стиль. Он оказал влияние на другие сферы искусства – кино, литературу, живопись, фотографию. Индустриальной тематикой увлекается и целый ряд субкультур, среди которых наиболее примечательны субкультуры киберготов и риветхедов. Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что industrial – это целая философия и даже образ жизни для тех, кому небезразлично будущее человечества.