Темнота…. Нарастающий гул тяжёлого рока…. Из темноты появляются они – таинственные люди, одетые в чёрное, умеющие управлять огнём.
Фаер-шоу, как и многие другие, пришло к нам с запада. Сложно сказать, где именно зародилось данное направление как элемент шоу, но уже в раннем средневековье странствующие факиры, выдувающие огонь, пользовались большой популярностью у публики.
В России люди, выступающие с огненным шоу, именовались скромно – «артист специального жанра». Надо заметить, что под это понятие попадали многие – от дрессировщиков до акробатов. Все вместе проводили время в цирке, развлекая почтеннейшую публику.
Понятное дело, что во времена СССР создать театр огня в сегодняшнем понимании было практически невозможно. Термин «фаер-шоу» публике не был знаком, музыканты выступали в ДК и концертных залах с деревянными полами и устаревшей системой пожарной безопасности, тяжёлый рок, под который так любят отжигать нынешние фаерщики, был под запретом, а приглашать артистов на свадьбу или юбилей было просто не принято.
Шло время, огромное государство, пугавшее Европу и Америку своей закрытостью и тайной разведкой, прекратило своё существование. Открылся информационный поток с Запада. И понеслось…. Непривычное поначалу словосочетание «фаер-шоу» быстро вошло в обиход. К концу 90-х стало модным приглашать фаерщиков на свадьбы, корпоративы и рок-концерты, что дало возможность потомкам советских «артистов специального жанра» выступать сольно, дуэтами и трио на коммерческой основе.
Популяризация интернета дала очередной качественный толчок для развития движения фаер-шоу. Появилась возможность заказывать ранее недоступный реквизит из-за рубежа, а также черпать идеи с зарубежных сайтов.
На сегодняшний день практически в каждом более-менее крупном городе пост-советского пространства есть свой театр огня, а зачастую даже не один. Сейчас в России проводятся фестивали, целиком посвящённые искусству владения огнём – Киев Фаер Фест, Живые Огни, Огни Востока…
Огненное шоу само по себе завораживает, и многие, лишь раз посетив его, начинают задаваться вопросом, а можно ли научиться управлять огнём? Да, можно. Но, как говорит старинная русская поговорка, без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Многие приходят, пробуют и…. исчезают после одного-двух занятий. Выступление в театре огня сродни занятиям спортом – нужно постоянно уделять этому много времени и сил. И это далеко не так просто, как кажется со стороны.
Спросите у рок-музыкантов советской закалки, хорошо ли это, когда всё можно. И узнаете много интересного. Дело в том, что с распадом СССР канула в небытие и отлаженная «филармоническая» система. Всё стало можно, но при этом ты сам себе и менеджер, и директор, и бухгалтер, и костюмер. А тебе ещё и выступать надо. Сначала это как-то не замечается, а вот потом….
Когда я пришла учиться работе с огнём, я тоже об этом не задумывалась. У нас был директор, был его заместитель, были налаженные связи. Но сколько верёвочке ни виться, а конец будет. Постепенно, по одному, терялись из вида люди, несколько лет посвятившие театру огня. Новичков было мало – многие исчезали после одного-двух занятий. Кончилось дело тем, что театр огня превратился в дуэт, директор театра огня, в котором все на тот момент официально числились, практически отошёл от дел, а количество заказов неуклонно падало и грозило совсем сойти на нет. Возникла дикая усталость от всего происходящего. Хотелось просто разойтись и больше никогда не заниматься подобными делами.
Но, как это часто бывает в подобных случаях, судьба подбросила шанс на выживание. Московский театр света и огня Pulsar прислал нашему нынешнему руководителю письмо примерно следующего содержания: из-за большого количества заказов не только в Белокаменной, но и в Северной Столице ребята буквально разрываются на части. Как люди ответственные, они не хотят ударить в грязь лицом перед заказчиками, а посему предлагают сотрудничество на взаимовыгодных условиях.
Исходя из вышеописанной ситуации (по сути, терять было уже нечего) и проведя ночь в раздумьях, было принято не самое простое решение – перейти под патронаж Pulsar-а практически всем составом – двумя «ветеранами» и тремя новичками. Нельзя сказать, что всё прошло без сучка и задоринки, но, опуская лишние дрязги, скажу, что всё же стороны быстро пришли к общему знаменателю, и в конце августа 2012 года было официально объявлено о том, что у театра Pulsar появилось отделение в Петербурге.
Первое выступление под новым именем произошло на дне рождения города Стрельна, что принесло нечто более важное, чем заработанные за выступление деньги – связи с администрацией города. А дальше пошло-поехало. Свадьбы, корпоративы, рок-концерты… Триумфом обернулось выступление на Female Metal Dream Fest, проходившее в клубе Арктика. Питерская публика впервые увидела и по достоинству оценила не только хорошую работу коллектива на сцене, но и уникальные световые костюмы.
Участие в конкурсе молодёжных театральных коллективов «Театр Массовых Зрелищ» стало новым этапом в развитии театра. Выступление в подобном формате было первым, но вышло совсем не комом, а положило начало целой серии прекрасных театрализованных постановок с огнём и светом.
Последнее на сегодняшний день крупное выступление – на Масленице в Стрельне и Охта-парке, принесло очередную и, я уверена, далеко не последнюю награду – диплом финалиста фестиваля «Масленичные забавы».
Да, нам по-прежнему приходится порой исполнять и роль менеджера, и костюмера, но уже далеко не вдвоём – на данный момент в состав питерского отделения театра света и огня Pulsar числится восемь человек, прекрасно владеющих огненным и световым оборудованием, а также танцевальными и акробатическими элементами.
Ольга Киреева