Не молчи, женщина, твой день – 10 ноября!



Не молчи, женщина, твой день – 10 ноября!

Как пелось в небезызвестном хите 96 года: “А я девушек люблю, я их вместе соберу!” Именно так и рассудили организаторы субботнего пиршества для глаз и ушей всех ценителей таких групп как After Forever, Lacuna Coil, Within Temptation и многих других. Собирая первый, дебютный концерт в рамках фестиваля Female Metal Dream Fest, прогадать было сложно, и они не прогадали - ведь разве может завершиться чем-либо еще, кроме ошеломительного успеха, концерт, где есть хорошая музыка и красивые девушки? Разве мог иначе закончиться концерт, на котором эту самую музыку красивые девушки не слушали - исполняли? Впрочем, не буду с конца, начнем по порядку.

Олег Соболевский: Уверяю вас - все брутальные любители black и death, дома, пока никто не видит, тихонько слушают под одеялом группу Nightwish.

Идея метал-фестиваля, посвященного группам с ведущим женским вокалом, поднималась не единожды, как в России, так и за рубежом. Однако у нас повсеместной поддержки эта идея до сих пор не находила. Субботний вечер показал, что виной тому было что угодно, но точно не отсутствие ценителей жанра. И уж точно не отсутствие достойных команд с прекрасными дамами во главе. 10 числа на питерскую сцену вышли не только всем давно известные SilverCast, Fear of Insomnia и московские гости Андем, но и группы из таких далеких городов, как Уфа, Волгоград, Магнитогорск. Конечно, не Чита, не Благовещенск и даже не Новосибирск, но все же ребята проделали немалый путь, и проделали его не зря. Именно благодаря группам R-Genium, RabieS и Septem Voices мы все узнали и убедились: российскому фестивалю “женского” метала - быть!

С R-Genium все действо и началось.

Female Metal Dream Fest в РоссииТатьяна Шевчук [R-Genium, вокал]: Я не понимаю, почему, если метал-группа с женским вокалом, то в понимании людей это непременно должно быть что-то “найтвишподобное”. Даже свой вокал я бы не назвала чисто академическим. Несмотря на свой неискоренимый “сопранизм”, я могу петь, что, наверное, заметно по тому, как я разговариваю, очень низко, даже мужские партии.

Однако как бы группа ни хотела отвертеться от сравнений с Nightwish, именно R-Genium с финнами сравнить хотелось больше всего. Если в записи голос Татьяны звучит просто похоже, то сходство живого звучания временами казалось слегка пугающим. На cover party, посвященной творчеству Nightwish, волгоградцам бы не было равных. Даже идейный вдохновитель коллектива, автор всей музыки, стихов и бэк-вокала, заведует клавишными партиями так же, как и Туомас. И я бы ни сколько не удивился, узнав, что идея создания R-Genium зародилась где-нибудь в Донском парке, ночью, вокруг тлеющего костра.

Николай Литиков [R-Genium, клавиши]: Несмотря на то, что я сочиняю всю лирику, у меня никогда не возникало трудностей с тем, чтобы это нормально смотрелось в женском исполнении. Однако при написании последнего материала пришлось потрудиться. Где-то возникали обращения от мужского лица, и приходилось вносить изменения. Но чаще даже не задумываюсь об этом.Female Metal Dream Fest в России

Выступать самыми первыми всегда непросто. Однако ребята оказались из числа тех, для кого “трудно” в первую очередь значит “интересно”, и ни в коем случае не “плохо”. Однако какая честь – первый российский фестиваль, посвященный женщинам в метале, первый концерт в рамках фестиваля, и первая группа, что вышла на сцену под логотипом Female Metal Dream Fest 2012. Если добавить к этому тот факт, что волгоградцы выступали в Петербурге впервые в принципе, то можно представить, какие они испытали в этот момент эмоции. Разумеется, такие эмоции не могли не найти свой выход в музыке. Публика, стабильно привыкшая первые полчаса молча догоняться пивом, была слегка ошарашена напором, и в толпе вполне отчетливо чувствовались волнения. А уж аплодисментов просить не приходилось, их музыканты получили заслуженно и сполна.

Николай Литиков: Это всегда интересно – выступать первыми. Публика еще не разогретая, и можно увидеть максимально объективно, как относятся к твоей музыке люди. Если музыка фиговая, то и люди не будут напрягаться – разбредутся по залу и будут пить пиво, сидя за столиками. А если музыка чего-то стоит, тебя будут слушать, играй ты хоть первым, хоть последним.

И это оказались не просто слова. Собравшиеся без опозданий подтвердят. Олег Соболевский, ведущий вечера, вручая грамоту участника фестиваля очаровательной Татьяне, посчитал прощальные овации недостаточно громкими, и повторить пришлось трижды, четырежды - с каждым разом зал отзывался все громче и громче. Начала лучше было и не придумать.

Татьяна Шевчук: На самом деле я не представляю себя в женской группе. Либо я их всех давно поубивала бы, либо они меня. В мужском коллективе мне всегда было гораздо проще. И, несмотря на распространенное заблуждение, я очень пунктуальна, и на мои сборы уходит гораздо меньше времени, чем на сборы, например, Николая. Чаще всего всей группой нам приходится ждать как раз его. Но у него очень много аппаратуры, и мы ему все всегда прощаем за музыку, которую он пишет.

Далее – RabieS.

Жизнь большинства проходит в полусне, тусклую реальность заменят яркие грёзы. И чем больше пропасть между ними, тем легче отказаться от борьбы. У каждого есть выбор – уйти или стать собой. Возвращайся! Ведь когда человек чего-то действительно хочет, ему помогает вся Вселенная!

Как бы чудовищно ни прозвучало, но завсегдатаи мероприятий такого толка [конечно, не самого Female Metal Dream Fest, мы-то с вами все прекрасно помним, что аналогов фестиваля нет] привыкли к роскошным голосистым дамам на сцене, и относятся к ним как к должному. Если с экранов TV регулярно звучат стоны изголодавшейся по талантливым певцам общественности, то на метал-концертах оперные дивы выглядят совершенно естественно и привычно, и никого ими не удивишь. Но RabieS – иной случай.

Владислава Соловьева [RabieS, вокал]: Я училась вокалу в Магнитогорской государственной консерватории имени М.И. Глинки, и эталонами для меня всегда были скорее классические оперные дивы, нежели вокалистки любимых музыкальных коллективов. Но в качестве ориентира для создания сценического образа я рассматривала Шарон ден Адель. Никаких профессиональных секретов я не храню – голос должен ласкать слух – это самое главное.

И действительно, не сравнить этот хрупкий силуэт в воздушном платье с ангелом готической сцены Шарон было невозможно. Настоящая принцесса современной сказки, сказки с печальным концом.
Некоторые из присутствовавших не оценили старания звукорежиссеров, благодаря которым у барменов на том конце зала полопались серванты с хрусталем, но бесподобный голос Владиславы не то ласкал слух, не то жалил сердце подобно тончайшей иголке. Не знаю, в каком веке лучшим показателем были бьющиеся хрустальные бокалы, но что действительно ценно сейчас, в наше время ярких грез и тусклых реальностей, так это слова и голоса, которые сумеют коснуться даже самых холодных сердец, которые смогут оросить скупыми слезами глаза самых стойких.

В общении RabieS всем составом продемонстрировали себя с не менее положительной стороны. Очень скромные и интеллигентные ребята, в первую очередь принялись хвалить город, клуб, публику, организаторов.

- Какие ваши главные пожелания на сегодняшний момент, относительно российской метал сцены?

Эдуард Коршунов [RabieS, клавиши]: Я очень надеюсь, что однажды стереотипы и мнение общества в отношении представителей неформальных субкультур переменятся. И все перестанут думать, что металлист – это всегда непременно пьяный потный волосатый мужик.

Кирилл Бондаренко [RabieS, бас]: Сказал пьяный потный волосатый мужик. [смеется]

Владислава Соловьева: Очень приятно, что в России проводят такие фестивали, у нас, всем известно, с хорошими фестивалями и вообще мероприятиями такого уровня напряжно. Молодцы! Мы выступали во многих городах России…

- А были в столице?

Владислава Соловьева: Да, в столице в том числе, но тогда порадовало далеко не все. На данный момент этот концерт даже сравнить не с чем.

Кирилл Бондаренко: Было очень приятно играть здесь: достойный клуб, хорошее оборудование.

Артур Горданов [RabieS, барабаны]: Барабаны никуда не едут, не падают.

Александр Гладушенко [RabieS, гитара]: Да, впечатления только положительные. Мы приехали, нас встретили на вокзале, разместили в гостинице. Хоть поездка и вышла посреди рабочего года, никто не жалеет. От себя лично выскажу пожелание, что хоть фестиваль и посвящен женским голосам в метале, хотелось бы, как гитаристу, видеть на нашей сцене развитие именно музыки, музыкальной составляющей, потому что нередко в группах, где акцент больше ставится на вокальные партии, этому уделяют недостаточно внимания.

Профессионализм музыкантов, то, как уверенно они чувствуют себя на сцене, качество их записей – все говорит о том, что это начало большого пути. В родном городе RabieS уже настоящие звезды. На концерте даже присутствовал один, легкий на подъем, личный поклонник группы из Северодвинска. Думаю, еще года три, и поклонники на концерты будут съезжаться не только с Крайнего Севера, но и… из Читы, Благовещенска и даже Новосибирска.

Хотелось бы исключить из текста тонкие намеки и прямые указания на то, чьего выхода ждали больше всего, но отрицать факты бессмысленно – фанаты Андем этим вечером зажгли. Не хуже своих кумиров. Я это говорю не по своим личным ощущениям и впечатлениям, и не исходя из своих каких-то пристрастий. Просто, понимаете… Сложно не признать, что Андем встречали активней всего, когда перед тобой люди в футболках и шарфах с логотипом группы, а справа от тебя – трехметровый по обе стороны рукодельный баннер, растянутый над толпой.

- Я понимаю, почему в названии фестиваля есть такие слова как “metal” и “female”. Но, Юлиана, как ты думаешь, почему “dream”?
- Может, потому что фестиваль мечтательных девушек?
- Нет. “Dream” потому, что ты – мечта каждого в этом зале.

Лично для меня самым приятным сюрпризом за вечер стали не кавер-версии уже тысячу раз упомянутых Nightwish и Within Temptation, а… Донская баллада в исполнении столичных гостей. Без шуток. Песня про коня. Песня “Ой, то не вечер”. Просто мед на душу русскую – в такой подаче услышать милые сердцу народные мотивы. За этот праздник поблагодарить музыкантов хотелось непременно лично. И уже в разгар выступления SilverCast мне удалось пообщаться с почти полным составом Андем с глазу на глаз.

- Для начала пара ваших мыслей по поводу фестиваля. Люди вас так ждали, удивительно и очень приятно было наблюдать.

Юлиана Савченко [Андем, вокал]: Хорошая идея для фестиваля, мне очень понравилось. Собрать все хорошие женские коллективы вместе.

Наталия Рыжко [Андем, клавиши]: Особенно со всей России, с такого количества городов. Я вообще не ожидала, что кто-то возьмется за такой фестиваль именно российских групп. Очень многие берутся, а потом начинают говорить, что надо западные приглашать, что с российскими не будем особенно работать. А здесь реализовали идею очень здорово. Хорошо, что это будет из года в год повторяться.

- С группами, с которыми выступаете сегодня, вы были знакомы до этого?

Юлиана Савченко: Вот, SilverCast знакомые. Черный Кузнец расформировались…

Наталия Рыжко: Юлиана просто пела с Черным Кузнецом как-то. Пару песен.

Юлиана Савченко: Очень много знакомых лиц на самом деле.

- В группах, которые выступали перед вами, девушки используют оперный вокал, они высказывали мысль, что командам, которые играют любой метал, с ведущим оперным вокалом, очень сложно отойти от, как они это назвали, “найтвишизма”. С кем сравнивают вас чаще всего?

Наталия Рыжко: С группой Мираж. [смеется]

Юлиана Савченко: На самом деле в России неизбежно сравнение именно с Nightwish.

Наталия Рыжко: Да, если оперный вокал, то Nightwish с Тарьей Турунен, если эстрадный, то Nightwish с Анетт Ользон. Никуда не деться.

Тут подошел Сергей Полунин, гитарист.

Юлиана Савченко: С какими группами нас обычно сравнивают? Nightwish не считается.

Сергей Полунин [Андем, гитара]: Помимо Nightwish? Нас с Within Temptation сравнивали. Много с кем на самом деле, но я считаю, что мы немножко отличаемся от всех этих групп. Стараемся двигаться в своем собственном направлении.

- И как вы охарактеризуете направление, в котором двигаетесь сейчас?

Сергей Полунин: Это исключительно творческий процесс. Вот какая песня получится, такая и будет. Без каких-либо рамок.

Петр Малиновский [Андем, барабаны]: Только в России придумывают названия стилям. Все это неважно. Названия, стили. Главное - творчество.

Юлиана Савченко: Главное - музыка!

- Кто пишет слова для вашей музыки?

Сергей Полунин: Лирику пишут совершенно разные люди. Юля некоторые тексты писала, Андрей Каралюнас, один белорусский наш товарищ, отличился, писал для нового альбома тексты..

- Нет такой трудности, что исполнено это будет от женского лица и тексты приходится править?

Сергей Полунин: У нас песни не всегда бывают от чьего-то именно лица. Или о чем-то таком, о чем не смогла бы спеть женщина. Много песен посвящено философии. Или о каком-то катаклизме. Обо всем на свете. Вот сейчас у нас появились песни о любви.

Юлиана Савченко: А уж об этом обязательно должна петь женщина.

- Часто сталкивались с таким убеждением, что метал – это не женское дело?

Юлиана Савченко: Нет, не часто.

Наталия Рыжко: Но время от времени с этим на самом деле сталкиваются все.

Юлиана Савченко: Мне, например, родители все время говорили: “Куда это ты идешь?” А я им в ответ… [решительно указывает прямо по курсу]

- И какой обычно ответный аргумент в этом споре?

Юлиана Савченко: Никакого ответа. Я просто иду.

Какой бы приятной компания группы Андем ни была, а пропускать SilverСast было нельзя ни в коем случае. Новый альбом группы “Chaos engines” Олег Соболевский разрекламировал в таких лестных словах, что даже самые скептично настроенные начали заглядываться на стол с мерчем с нескрываемым любопытством. Уже после, дома, я нашел один трек с нового альбома в сети, и все вопросы отпали сами собой. Для того, чтобы оценить качество работы, можно и не быть ценителем жанра вовсе. По-настоящему удивляет, насколько профессионально и качественно сработана пластинка. Именно такие альбомы позволяют без тени сомнения смотреть в будущее отечественной метал-сцены. Кроме всего прочего, с самого начала был виден серьезный подход группы к своему выступлению. На сцене появились какие-то декорации, по бокам расправили нарядные шторки, да и сама группа порадовала имиджем. Впрочем, после концерта они сами в двух словах рассказали о выступлении, об альбоме и о нарядах.

Вероника Могилёв-Вольская [SilverСast, вокал]: Мы очень долго готовились к этому фестивалю. Не все получилось в итоге так, как хотели, но тем не менее эмоции замечательные, люди в зале довольны – это главное.

- Вы готовили специальную программу? Я видел, что на сцену выносили какие-то декорации.

Нелле [SilverCast, тексты]: Да, мы подготовили новые декорации, которых у нас раньше не было. Мы заказали в готическом ателье костюмы всей группе, чего раньше никогда не делали. И, собственно, подготовили песни. Сегодня мы презентовали альбом “Chaos engines”, который очень долго писали, долго сложно записывали, и закончили практически вот-вот. Оформление пришло буквально в прошлый понедельник, и в пятницу диски были записаны. С пылу с жару – как Олег Соболевский говорил, так оно и есть.

- А ваш флейтист появился только на последнем альбоме?

Вероника Могилёв-Вольская: Нет, он с нами с самого начала. Просто он предпочитает называть себя сессионщиком. Но, честно говоря, всем бы таких сессионщиков, которые с группой уже пять лет.

Максим Казунка [SilverCast, клавиши]: Просто в этом альбоме песен с флейтой добавилось. Поэтому он стал более заметен.

- Сегодня вы исполняли на сцене несколько кавер-версий.

Вероника Могилёв-Вольская: Да, одну песню Dream Theater и Within Temptation.

- Приходилось сталкиваться со сравнениями?

Вероника Могилёв-Вольская: В метале так много стилей, что ни для кого не проблема найти свою нишу. Да и песни у нас очень разноплановые. Какие-то можно сравнить, какие-то выбиваются из ряда вон. Трудно провести прямые параллели. Мы вот периодически делаем каверы на Within Temptation, поэтому в тренде с ними находимся. Но музыка при этом другая.

- По поводу имиджа группы. Было очень приятно наблюдать, что ваша группа с должным вниманием относится к визуальной части выступлений. Особенно вот ваш гитарист в килте. Достаточно было поставить ногу на монитор, и сразу – звезда вечера. Кому принадлежала идея?

Вероника Могилёв-Вольская: [смеется] Ну, идею по поводу килта он высказывал очень давно…

- Нет, не насчет килта, а идея касательно костюмов для всей группы.

[Все дружно посмеялись]

Нелле: Просто недавно я зашла в магазин Revolt, мы познакомились там с модельерами студии TornHem. Они предложили сделать костюмы для всей группы. Удивило, насколько полно и легко наши пожелания поняли, и как качественно воплотили их в жизнь.

Наличие в группе текстовика как полноценной ячейки коллектива поначалу удивило, но вместе с тем внушило уважение и доверие. Сразу почувствовалось, что лирическая составляющая в надежных руках, и успех группы во многом обязан этому подходу: каждый на своем месте и каждый выкладывается в своем деле по максимуму.

Нелле: Если страх никогда не подняться выше андеграунда изначально есть, значит, музыкой можно и не начинать заниматься.

Septem Voices. Единственное, пожалуй, огорчение вечера…

Выступление уфимцев было настолько мощным, что после них людей как ударной волной снесло от сцены и вынесло из клуба. И в общей суматохе мне не удалось выцепить музыкантов, чтобы получить от них хотя бы пару комментариев по поводу фестиваля. А так хотелось. Ведь именно Septem Voices собрали в этот вечер приз зрительских симпатий. И еще бы – Адели буквально вулканировала энергией. Казалось, еще чуть-чуть, и она от восторга взорвется, обдав первые ряды брызгами разноцветной гуаши.

Меня рисовали, прозрачны страницы
Я вижу людей, но где же все лица?
Сквозь кисти и холст меня режут без крика
На память, с собою, в подарок, убита

Олег Соболевский [группа Stalwart, ведущий вечера]: Проблемы у отечественной метал-сцены были всегда. Как только появился метал, появились и проблемы. Скажу даже больше: эти проблемы до сих пор не изменились. Какими они были, такими и остались по сей день, в том же количестве. Основная трудность, как мне кажется, заключается в обособленности российской сцены от европейской. Для наших групп контракт с иностранным лейблом – это каждый раз событие, тогда как в Европе - обыкновенная практика. Диски сейчас покупают мало, в магазинах их не покупают вовсе, и акцент ставится не на продажу альбомов, как раньше, а на проведение турне. А с российскими командами сотрудничать опасаются. Боятся, что все организуют, а им в последний момент скажут: “Извините, нам не выдали визу”. Но, тем не менее, прогресс есть, видно развитие. Те же 8 лет назад никакие группы не могли похвастаться такими качественными записями, как у, допустим, SilverCast, которых я сегодня уже не раз упоминал. И, что касается Female Metal Dream Fest, сегодняшний концерт наглядно продемонстрировал, что будущее у фестиваля есть, и это не может не радовать.

Fear of Insomnia. К началу их выступления, народу в зале осталось меньше половины. Виной тому выжавшие из людей последние соки Septem Voices, или же привыкшая к хорошему публика не побоялась пропустить «Страх Бессонницы» ввиду их частых концертов на всевозможных питерских фестивалях – не ясно. Но группу с такой богатой историей не смутит уже, кажется, ничто.
“Красная роза!” – выкрикнул, не сдержавшись, особенно эмоциональный фанат, стоило Екатерине показаться на сцене, и верно – если предыдущих красавиц сравнивать хотелось с принцессами, куклами и демонессами, то Екатерина в своем красном платье больше походила на нежный хрупкий цветок.

Екатерина Десятникова [Fear of Insomnia, вокал]: Мы очень рады приглашению на этот фестиваль. Замечательный состав команд, очень хорошая организация, все предусмотрено.

- Очень жаль, что ушло много людей перед вашим выступлением. Люди очень устали, с четырех часов мы все здесь были. Семичасовой метал-марафон – это не каждому по силам.

Екатерина Десятникова: Но я надеюсь, что оставшимся все понравилось. Мы очень старались. Очень старались организаторы, чтобы привезти интересные группы, которых Питер еще не видел. Особенно уфимцев, с их шикарной экспрессией, подачей. И из Магнитогорска замечательная группа. Мы лично были в восторге. Приятно было увидеть коллег.

- Вы с ними общались до этого?

Екатерина Десятникова: Да, конечно. Мы списываемся в интернете. Есть определенные ресурсы, которые посвящены именно этой тематике, и там все друг друга знают.

- Это сегодня очень удивило - группы из совершенно разных городов, но у кого ни спросишь, отвечают, что да, все знакомы, все друг друга слышали раньше и общались лично. Если вспоминать самые истоки вашего творчества: ни для кого не секрет, что почти все начинают с легкого подражания своим кумирам и находят собственное звучание уже в процессе. А с чего начиналось ваше творчество?

Екатерина Десятникова: Да, это нормально. Все поэты начинали с подражания тем поэтам, которые давно уже умерли. Наше творчество берет начало в далеком 2006 году с обращения к стилю black metal. Sympho black. Группа прошла долгий путь, сменилось много музыкантов, менялись вокалисты, но сейчас мы пришли к тому, что играем достаточно плотный, мелодичный и в то же время наполненный симфоникой метал.

- Black metal для девушки – это серьезно.

Екатерина Десятникова: Для каждого жанра есть такие исключения. И есть женщины в брутальном метале, которые в этом стиле смотрятся совершенно естественно. Например, Ангела Госсов – она очень органична в своем образе. К тому же женщина украшает группу. [смеется] Но источником вдохновения для меня при создании сценического образа всегда являлась Шарон ден Адель. Она очень женственная, но тем не менее…

- Она “в теме”.

Екатерина Десятникова: Да, она в теме! Но я так же ориентируюсь на знаменитых оперных певиц. Для меня кумир – это, допустим, Натали Дессей, француженка, колоратурное сопрано. Она и женственна и темпераментна.

- Сегодня здесь присутствует очень много вокалисток, которые имеют классическое образование, они так и сыплют именами, которые мне, к сожалению, ни о чем не говорят. Где Вы получали образование?

Екатерина Десятникова: Я хоровой дирижер, училась в колледже культуры и искусств. В “кульке”.

- Думаю, преподаватели были бы сегодня очень горды.

Екатерина Десятникова: О, я думаю, что преподавателям не стоит этого видеть! Для них это будет “валидольное” выступление!

Нужно ли подводить еще какие-то итоги? Редкий случай, что не было ни одного повода съязвить или придраться. Отличный ведущий, отличные конкурсы, которые собирали рядом со сценой столько же людей, сколько собирали звезды вечера, отличные перформансы от Марианны Мантис, Pulsar и Dark Theatre_No, отличный выбор выступающих команд и конечно же, конечно, прекрасные девушки. Студентки, комсомолки, спортсменки, певицы и, наконец, просто красавицы. Кто знал, тот убедился, кто не знал, тот увидел, что наши девушки – вне конкуренции, и краше них не сыщешь девушек больше нигде. И пока звучат их голоса, Female Metal Dream Fest будет расти и процветать. И мы будем с гордостью вспоминать, что стояли в этот день у самых истоков.

текст — Шатц Вольфхайм
фото — Виталий Арсеньев