Сегодня мы рады познакомить вас, дорогие читатели, с питерской группой Paradigm of life (Post-Industrial / Synth Gothic). Ребята отличаются ясностью и оригинальностью мышления, свежим взглядом на жанровое разнообразие музыки и на саму музыку в целом, так что мы поговорили и об истории группы, и о планах на будущее, и просто о жизни и том, что важно для любого творческого человека.
В беседе принимали участие Константин Винников (music, programming, guitar, bass) и KeLLoT (vocal, music, lyrics).
Вас всего двое. Можно ли Paradigm Of Life назвать группой, или это все же дуэт?
Константин: Я считаю, что это вопрос терминологии. Что есть группа? Что есть дуэт? По степени систематизации и внутренней организации мы, бесспорно, группа, так как имеем все необходимые составляющие для процесса создания собственного творчества. Такая самодостаточность и свидетельствует о том, что о нас можно говорить, как о полноценной группе.
Количество людей в вашей группе как-то связано с жанром, в котором вы работаете? Как вы считаете, развитие цифровых технологий ведет к уменьшению числа живых музыкантов в группе? Ведь во многих жанрах сейчас активно используется электронное звучание, для которого порой достаточно ноутбука.
Константин: Мне кажется, что все-таки это выбор самих музыкантов, с помощью каких средств им достигнуть нужного для них электронного звучания: будет ли это ноутбук с музыкальным софтом, заменяющий синтезаторы и различные другие аналоговые устройства, либо конкретные музыканты, играющие на этих инструментах. Есть много групп, идущих по двум разным путям, но показывающим одно качество.
KeLLoT: Когда тебе просто хочется достигнуть какого-то звучания, неважно, каким способом ты это будешь делать. Главное, чтобы нравилось тебе и нравилось слушателям. Тогда все будет прекрасно. Качество главнее, чем стремление угодить стереотипности мышления людей относительно количества участников в группе.
Давно ли существует ваш проект? Как все начиналось?
KeLLoT: Начиналось все с проекта Константина, он некоторое время занимался этим сам. А потом я переехал из Новосибирска в Санкт-Петербург, долго искал себе проект, но ничего подходящего не находил, потому что везде был больше упор на рок, на металл. Мне же было интересно что-то более разноплановое. Так и получилось: Костя искал вокалиста, а я искал интересную музыку.
Константин: Где-то в ноябре 2010 года (15 ноября у нас официально день рождения) состоялась первая совместная репетиция. Познакомились и поняли, что мы нашли друг друга. По идее основатель группы я, но без Кела все было бы совсем по-другому. Уже на второй репетиции мы поняли, что Кел не просто вокалист, но еще и идейный вдохновитель. То есть у нас абсолютный симбиоз.
Почему киберготика, а не, скажем, дапстеп или инди-рок? Как вас занесло в электронную музыку?
Константин: Я просто слушал много разной музыки, понятно, неформальной, все это крутилось вокруг рока, металла,... Но в определенный момент все как-то наскучило, и когда я услышал смешение электронной и гитарной музыки, меня это настолько поразило, что захотелось попробовать в этом ключе.
И как же называется ваш жанр теперь? Есть какой-то термин? Или это смешение?
KeLLoT: Однозначно можно сказать, что это смешение. Большая часть достигается посредством смешения разных синтезаторов, разных звуков — неживых по сути, но вместе они создают очень живую, очень динамичную музыку
Как вам удается передать настроение, эмоции с помощью неживых звуков?
Константин: Я считаю, что настроение и эмоции создает мелодия. А мелодия по большей части рождается в голове. Потом или я ее воспроизвожу на гитаре, или Кел — на клавишах. Часто нужное звучание представляется уже во время создания мелодии (так сказать, в голове вертится), порой — уже на готовую мелодию накладываются разные звуки, сравниваются и выбирается подходящий. И, разумеется, огромнейшая часть эмоций передается вокалом.
KeLLoT: В конце концов, что значит — живое\неживое? Некоторые очень даже живые музыканты на сцене выдают куда более однообразный звук. Те мелодии, что я создаю на миди-клавиатуре, содержат не меньшую экспрессию, чем живое исполнение.
То есть разница не в сути, а в выборе средств?
KeLLoT: Да, именно так! А в живую у нас масса экспрессии. Я не стою на сцене и не изображаю поющее дерево. (улыбается) Я общаюсь со зрителями, выдаю все эмоции, какие кипят в душе.
Часто выступаете?
KeLLoT: Даже слишком! (смеется) Менее чем за два года — 37 выступлений.
Константин: Поначалу их было очень много, мы соглашались на все, сейчас потихоньку отходим от этого.
Нашли свою нишу? Где выступать, с кем выступать...
KeLLoT: Связи свои уже установили, а с нишей все относительно. Синт-поп-тусовки в Питере практически нет, зато есть дарк-электро, кибер, инди-тусовка, метал, рок — тут все понятно. Суть в том, что нам было сложно найти себе что-то еще, и мы прибились к самой ближней. И то я бы не сказал, что мы полностью в ней, в этой теме. Наше было бы что-то среднее между инди, синт-попом и дарк-электро.
Константин: Нас кибер-сцена не сразу, конечно, но потихоньку приняла. На первом альбоме у нас достаточно много таких песен, которые кибер-готам нравятся за счет ритма, под них можно танцевать.
Как считаете, у подобного направления есть перспектива больших площадок? Ведь у нас в России оно не так развито, как в Европе...
KeLLoT: К нам постоянно приезжают представители темной электронной сцены — но чаще они выступают на небольших площадках. Как раз мы играли с Sell System, а сейчас будем играть с Alien Vampires... Организаторы понимают, что много народу не придет, придет своя узкая тусовка. Трудно сказать, почему так.
Как вы считаете, подобные жанры будут активно развиваться с развитием технологий?
Константин: Мне кажется, что развиваться как раз будут смешения жанров.
KeLLoT: Уже сейчас так и происходит. Нового уже мало что можно придумать. Все сейчас на уровне эклектики. Взять хоть последний альбом Muse — они там добавили столько электроники, что многие фанаты просто выпали. Все усиленно экспериментируют, потому что все слова, по сути, уже сказаны.
Большинство композиций у вас, скажем так, депрессивные. А как же утверждение, что музыка должна приносить радость? Или у нас с вами разные понятия о депрессии?
Константин: Согласен, о депрессии у всех разные представления. Я в этом ничего плохого не вижу и не считаю, что музыка должна обязательно приводить к веселью. Скорее, к размышлениям, к эмоциям. Тут еще имеет огромную силу ассоциативный ряд человека. И я бы не сказал, что все композиции у нас депрессивные. Веселые песни лично меня редко трогают. Да и нет пока потребности их писать.
KeLLoT: Музыка — она, как и жизнь, разная. Даже в грустных композициях можно найти жизнеутверждающие нотки, а в позитиве можно — насмешку. Все на самом деле относительно. И классно, когда музыка вызывает эмоции. Нет, легкая музыка тоже нужна — такая, которую поставил на полочку и забыл. Но нам больше нравится музыка, пробуждающая эмоции — много эмоций. И часто так бывает, что больше эмоций вызывает печаль, чем радость. Я сам, например, от хорошей жизни музыку не писал никогда. Потому что когда тебе весело, тебе немножко не до этого.
Есть ли какая-то песня из уже написанных вами, с которой связаны какие-то особые впечатления или интересный случай?
KeLLoT: У нас есть композиция Music is my life, с которой мы достаточно сильно изменили стиль звучания. То есть если до этого еще можно было что-то говорить про дарк-электро или про альтернатив-синт, то это уже был легкий синт-поп с очень позитивным настроем. Эта позитивная песня о самом важном, и с ее помощью мы показали, что мы вне одного жанра. Поэтому для нас она очень много значит, мы всегда ею завершаем концерты.
Если бы представилась возможность снять клип на какую песню, какой сюжет вы бы выбрали и где предпочтительно снимали бы?
KeLLoT: Клип — это достаточно серьезная затея, и я не очень люблю, когда клипы из разряда «человек сидит на лавочке и поет 4 минуты». Поэтому я думаю, что к этому будет лучше подойти, когда будет больше возможностей или когда наберется достаточно идей. А если на что... Если абстрактно-эмоциональный клип — то на очень красивую композицию Afterlight. Если же думать о популярности — то это Music is my life. Мы стараемся подходить серьезно, тяп-ляп делать не хочется, поэтому пусть будет лучше действительно качественная работа. Пока мы заняты акустическим альбомом.
К слову, об альбоме. Один ведь у вас уже есть?
Константин: Да, он вышел 20 марта 2012 года на лейбле нашего друга и соратника по сцене Ида Молотова. Альбом был записан в полудомашних условиях, мы не скрываем этого. Это был интернет-релиз, и для друзей напечатали еще дисков. Кому сейчас диски нужны, если честно? Только истинным коллекционерам.
Все ли удалось реализовать, что хотели, в рамках альбома на тот момент?
Константин: В плане музыки, наверное, да.
KeLLoT: Лишнего ничего не запихали, и при этом ничего не забыли. Это был эксперимент на самом деле. Все первое — всегда эксперимент. Но вышел достаточно успешным на самом деле. Хотя нет предела совершенству.
Хорошо приняли?
KeLLoT: В целом да. Хотя это зависит, от чего плясать. Все-таки эти песни уже были известны людям, мы год выступали с этой программой. Если бы альбом действительно плохо звучал, то люди, которые бы радовались на концертах, это бы явно заметили. А больше было позитивных отзывов. Сейчас мы тоже экспериментируем — готовим акустический альбом.
Такого никто от нас не ожидает.
То есть электроники не будет?
KeLLoT: Будет, но фоновая. Она там добавляет атмосферы, а не создает основу. В основе — пианино, гитара, вокал.
Константин: В принципе это переосмысление песен из первого альбома, будут и новые песни, которые изначально и выйдут в акустическом виде. Хотя некоторые мы уже играем на концертах в электронике. И это все же не акустический альбом в привычном понимании, когда собрались люди, поиграли на гитарах... Мы хотим расширить кругозор людей, чтобы нас воспринимали не только как группу, под которую можно потанцевать.
KeLLoT: Это действительно эксперимент, это другая версия. Если говорить о жанре, то это шугейз, трип-хоп, акустика. Ну и дарквейв, наверное.
Почему решились на такой эксперимент?
KeLLoT: Чем более разная музыка, тем более она интересная. Я восхищаюсь исполнителями, которые не придерживаются рамок, которые просто выкладывают то, что у них на душе, и их не особо волнует, что там скажут. Если люди послушали и запутались в жанре, но им нравится, - значит, ты достиг своей цели.
Не хочу сравнивать, но тем не менее: ваша группа на фоне подобных зарубежных коллективов имеет какую-то российскую специфику?
Константин: На фоне западных, мне кажется, - нет. Только что русскоязычные тексты.
KeLLoT: Мы не преследовали такую цель. А если говорить о специфике... Лично для меня музыка не имеет языка и национальности. Часто я, даже не зная языка, понимал, о чем речь. С помощью музыки ты передаешь свои эмоции вне языков, используешь своеобразный универсальный код. Я именно так музыку и рассматриваю. Текст — такое дело, если кто-то захочет, он всегда расшифрует.
Что в планах на будущее, кроме выпуска альбома?
KeLLoT: Реализация всех тех идей, которые рождаются в наших безумных головах. Безумных потому, что нормальная голова такого не сочинит. И это хорошо. (улыбается)
Константин: Мы цели, конечно, ставим, но если появляется что-то, что уводит немного в сторону от основной цели, но очень нужно на данный момент, мы можем отложить другое и приняться за это.
KeLLoT: В чем-то, конечно, процесс важнее, чем результат. Если ты глупо бьешься ради цели, которая уже не имеет смысла — или в этой стране не очень имеет смысл (смеется), то лучше, чтобы просто было хорошо. Хорошая музыка для тебя, хорошая музыка для всех, все рады.
То есть какую-то глобальную цель вы не ставите?
Константин: Ну, мы не кричим, что поедем завоевывать мир.
KeLLoT: В нашей стране нельзя на что-то рассчитывать, даже на себя. Поэтому видно будет. Мы уже прыгнули выше головы в том, в чем не ожидали, и при этом не дошли туда, куда рассчитывали спокойно попасть. И все потому, что все в нашем мире зависит от людей. Кто-то не понял музыку, а он был важен для нас... Словом, как получилось, так и получилось. И в то же время нас очень хорошо принимают, поэтому есть стимул работать.
Фото — Darya Darkina