Фанк (Funk)



funkЧто значит фанк? Короткое слово из четырех букв, но столько всего вмещается в этом слове. Это не просто стиль, это один из столпов современной музыки, который величаво возвышается над обыденностью и скукой. Своим появлением на свет фанк, как и многие музыкальные стили, обязан угнетенным афроамериканцам. Именно на благодатной почве негритянских госпелов, спиричуэлов, трайблов возросло мощное направление фанка, которое объединило в себе все эти элементы традиционной афроамериканской музыки, вобрав немного джаза, соула и блюза.

Результат оказался потрясающим, и в 1960х—1970х в клубах США зазвучала новая, срывающая крышу, музыка. Первым в этом деле стал Джеймс Браун. Его всемирно известные хиты "Out of Sight", "Papa's Got a Brand New Bag", "I Got You (I Feel Good)", вышедшие в 1964-65 гг., возвестили о рождении нового стиля с новыми ритмами и настроением. На тот момент фанк был чисто танцевальной музыкой, которая непременно характеризовалась подвижным темпом и характерными ритмическими рисунками, от которых ноги сами шли в пляс. Джеймс Браун не только сделал такие ритмы бешено популярными, но и стал примером для подражания многих вокалистов, благодаря особой манере исполнения. После 1965 г. Америку захлестнула волна фанковых исполнителей: Dyke and the Blazers, Charles Wright & the Watts 103rd Street Rhythm Band, Tower of Power, Sly & the Family Stone, The Meters. Все они внесли свой значимый вклад в развитие фанка, покорили хитпарады и сердца сотен тысяч, а то и миллионов слушателей.

На заре 1970-х в фанковую музыку образца Джеймса Брауна постепенно добавились элементы психоделического рока, хип-хопа и соула. Parliament Funkadelic, Rufus & Chaka Khan, Ohio Players, Con Funk Shun, The Bar-Kays, Commodores, Рой Айерс, Барри Уайт и многие другие обрели популярность, соединяя фанк с различными направлениями. Почти все эти исполнители широко транслировались на радиостанциях и были весьма и весьма успешными в коммерческом плане. К концу десятилетия оказалось, что фанк серьезно повлиял на развитие бешено популярного стиля диско – многие главные диско-хиты начала 1980-х напрямую унаследовали фанковые ритмы.

Кстати, в эпоху диско фанк не сильно сдал свои позиции, а, добравшись до африканского континента, обрел там новую форму, названную афробитом. Это детище фанка и исконно африканских песнопений и гармоний превратилось в популярный жанр танцевальной музыки в африканских странах. Не гнушались фанковым саундом и джазовые музыканты, привнеся в утонченный джазовый сумбур больше электронных фишек и танцевальных ритмов. Опять-таки, в сочетании с соулом и диско такая смесь стала именоваться джаз-фанком. Но это еще не всё. На рубеже 1970-80-х с массовым внедрением синтезаторов, драм-машин и прочих электронных фокусов сформировалось направление электро-фанка, в котором успешно работали Yellow Magic Orchestra, Afrika Bambaataa, Хэрби Хэнкок и Рик Джеймс. Принс также не стал оставаться в стороне от модных веяний фанка и привнес в этот многогранный стиль свой фирменный почерк. Так, Принс во многом облегчил звучание фанка, сделав его максимально приближенным к диско, подчеркнул сексуальность и зрелищность данного направления. Его примеру последовал и другой король поп-музыки Майкл Джексон.
К концу 1980-х мода на фанковые ритмы просочилась и на рок-сцену. Принс, кстати, тоже поучаствовал в кровосмешении фанка и рока, издав в этот период несколько фанко-роковых композиций. Extreme, Red Hot Chili Peppers, Living Colour, Jane's Addiction, Primus, Fishbone, Faith No More, Infectious Grooves – все они тем или иным образом использовали фанк в сочетании с рок-музыкой и даже металлом. В начале 1990-х стало понятно, что без элементов фанка в музыке вообще никуда не деться. В хип-хопе стало популярным использование семплов из старых фанковых хитов, фанко-роковые коллективы типа RHCHP и Jamiroquai прочно засели в топах мировых чартов, танцевальная музыка также неминуемо продолжила брать за основу фанковые ритмические приемы.

Итак, фанк прочно вошел в музыкальную жизнь. На рубеже тысячелетий десятки тысяч исполнителей используют фанковые приемы в том или ином виде. Даже мировые поп-дивы вроде Бейонси и Дженнифер Лопес были замечены в экспериментах с фанковыми элементами в своих песнях. Появились и коллективы, которые обратились к истокам – фанку времен Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона. Среди таких можно обозначить Medeski Martin & Wood, Robert Randolph & The Family Band, Galactic, Widespread Panic, Jam Underground, Diazpora, Soulive, Karl Denson's Tiny Universe, Lettuce.
Очевидно, что фанк перестал быть каким-то конкретным музыкальным стилем. Это больше, чем стиль, это некая универсальная субстанция из ритма, мелодии, танца, эротизма, свободы и еще бог знает, чего. Фанк присутствует везде, как будто растворился в мировом музыкальном океане, постоянно обновляясь и переживая очередное рождение.


Назад в раздел


Poloneya