Декаданс



декаденс символ«…Устал я жить, и смерть меня страшит. Как челн,
Забытый, зыблемый приливом и отливом,
Моя душа скользит по воле бурных волн»
Поль Верлен

Человек во все времена остро переживал периоды перемен. Смена времен года, смена власти, приход нового столетия или тысячелетия всегда воздействовали на общество, находя отражение в самых неожиданных проявлениях. Особенно остро на перемены реагировали (и реагируют) деятели искусства и личности, причисляющие себя к таковым.
Еще с далекого XIX века так сложилось в искусстве, что угасание той или иной эпохи находило свое отражение в творчестве известных художников, композиторов и литераторов. Это явление называется звучным словом «декаданс». Наверняка многим вспомнится песня группы «Агата Кристи» «Декаданс». Так вот, альбом «Опиум для никого», на котором присутствует эта песня – яркий пример отечественного декаданса на заре 1990-х. Но вернемся к, так сказать, истокам.

Модернистское искусство конца XIX века с характерными чертами упадничества, апатии и индивидуализма называется декадансом. В переводе это слово и означает «упадок». Конечно, не всё искусство того периода можно назвать декадентским. Если перечислять главное в декадентстве, то стоит отметить индивидуализм, пессимизм, имморализм, настроения безнадежности и болезненности. Декаденты вроде бы устали от академического искусства и требовали новых форм и индивидуализма. Однако ничего радикально нового для создания этих новых форм они не делали, а просто констатировали факт упадка культуры в своем творчестве.
Кто же был главным декадентом того времени? За рубежом это Оскар Уайльд, Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюра Рембо, Мария Корелли, Гюисманс. В имперской России декадентами были Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Мережковский, Федор Сологуб и т.д. Основные темы их творчества – отвращение к жизни, безнадежность, упадок и регресс в обществе и культурной жизни. Что касается стилистики и художественных приемов, то их творения импрессионистичны по характеру и изобилуют символами, знаками и метафорами. Любили декаденты стилизацию, а форма часто преобладала над содержанием.

Действительно, поэты и художники не зря долгое время пребывали в ожидании чего-то необратимого, осознания, что ничего нельзя изменить, и нынешней эпохе постепенно приходит конец, за которым неизвестно, будет ли продолжение. Европейское общество еще в конце XIX века пребывало в напряжении и ожидании необратимого. Первая мировая война обрушилась на Европу, разрушила старые порядки и обозначила начало нового мира и эпохи Новейшего времени. Неужели эту войну европейские творцы предчувствовали за 30 лет до ее начала? Декадентство в России хотя и началось немного позже, чем в старой Европе, однако поводов для пессимизма впоследствии было значительно больше – революция 1905 года, Первая мировая война, а затем и революция 1917 года, за которой последовала пятилетняя гражданская война, - всё слилось в мощную лавину несчастий, конца которой не было видно.
Отношение к декадентству в разное время различалось. В конце XIX века литераторы и искусствоведы вели споры, что же такое декаданс – часть символизма или его начало? А может это просто единое настроение в искусстве и общественной жизни? К единому знаменателю тогда не пришли. Не пришли к нему и сейчас
.
В конце 1980-х волна декадентства снова накрыла Россию. Впрочем, причины этому были ясны и понятны – распад СССР был необратим, и прекращение его фактического существования было лишь вопросом времени. Возможность свободно творить, отсутствие запретов и табуированных тем вызвали бурный рост андеграундного искусства. Однако не вся творческая интеллигенция с восторгом приняла самоуничтожение системы. Пессимистические настроения и отсутствие веры в будущее породили среди творческого подполья расцвет декаданса, новый всплеск упаднических настроений. Декаденты Петербурга и Москвы организовывали различные декадентские тусовки, которые плавно переросли в фестивали декадентского искусства. Однако фестивали декаданса появились почти спустя десятилетие после распада СССР. До этого богемная публика скромно зависала на частных квартирах и маленьких рок-клубах.
Уже в преддверии нового тысячелетия декадентская богема начала выходить в свет. Так, в 1999 году видным деятелям питерского андеграунда – Марусе Климовой и Тимуру Новикову. Тогда они организовали фестиваль «Темные ночи». Мероприятие проходило в концертном зале Санкт-Петербургского зоопарка. В этом "самом похабнейшем шоу сезона" участвовали известные питерские и московские музыканты, поэты, актеры, юмористы. Участники демонстрировали свои умения (или неумения) на фоне весьма скромных декораций. В этот же период появляются и известные ныне гуру русского рока, а тогда вполне декадентские по форме и содержанию «Бостонское чаепитие», «Оберманекен» и уже упомянутая нами «Агата Кристи».

Конечно, вряд ли можно отождествить русское декадентское искусство 1990-х годов с декадансом конца позапрошлого века. Да, всё то же упадничество, пессимизм и, если хотите, гротеск. Однако в этом случае декаданс получился стилизованный, китчевый. В нем появилось больше пафоса и гламура, граничащего с дурновкусием. Богема захотела создать атмосферу салонности и куртуазности, и в погоне за этим утратился дух декаданса. Он испарился за суетой, наигранностью и абсурдом. Улетучилось неторопливое созерцание увядания и отмирания эпохи, не осталось места для любования смертью и закатом.
Фестивали декаданса по-прежнему проводятся в Москве и Санкт-Петербурге. Они вышли из домов культуры и сырых полуподвалов. Теперь столичные декаденты тусуют по модным клубам, одеваясь в черный бархат и стразы, и воспевают кокаиновый приход. Кстати говоря, современной декадентской литературе и музыке вообще присуща эдакая галюциногенность. Отдельные черты декадентства можно найти у Пелевина, Макса Фрая, БГ и Летова.
На данный конкретный момент также имеют место быть деятели искусства, причисляющие себя к декадентам. Часть из них – остатки старой гвардии, которая бесновалась в 1990-е, другая часть – «новые русские декаденты». Эти т.н. творцы также пишут об упадке в обществе и культурной жизни, о крушении старого мира и загнивании эпохи. Однако ретроспективный взгляд на декаданс позволяет увидеть, что этот период всегда очень ограничен по времени. Он не может длиться долго, поскольку это лишь своеобразное осмысление ушедшего, некое «послевкусие эпохи». А рубеж тысячелетий уже пройден, и, скорее всего, сейчас вряд ли актуально говорить о завершении той или иной эпохи. Декаданс снова ушел в подполье и затаился в ожидании очередного упадка, за которым последует новое время.

Poloneya



Назад в раздел


декаданс

декаденты