Интервью с Александром Пушным: Осень нас_тупила



Александр ПушнойСегодня мы подготовили для наших читателей интервью с искрометным и зажигательным Александром Пушным — музыкантом-мультиинструменталистом, шоуменом и телеведущим, а также бывшим участником команд КВН НГУ и «Сибирские сибиряки».

- Здравствуйте, Александр! Хотелось бы начать с вашего детства. Вас действительно "насильно" отдали тогда в музыкальную школу?

- Благодаря этому насилию и музыка такая же, через боль.

- У вас растет два сына. Вы готовы так же "насильно" отдать?

- Старшего я не отдал, потому что ему это незачем, и это слышно. А младшего отдал, потому что ему есть зачем, и это тоже слышно. Он сейчас ходит в подготовительный класс музыкальной школы. Главным критерием для меня является то, что ему нравится. По крайней мере, пока. В дальнейшем все, что зависит от нас, родителей, мы сделаем. А там - как судьба повернется. Все девочки, которые учились со мной в музыкальной школе, были десятиклассницы, а я был пятиклассником – это была моя основная психологическая травма того времени. Мы закончили музыкальную школу. По-моему, никто из них после этого не сел за рояль, хотя я был там единственным троечником, и до сих пор музыкой занимаюсь. Не поставил вазу на закрытую крышку рояля.

- Как вы считаете, в семье нужно придерживаться политики "будешь ходить, и все тут"?

- Нужно ребенку с самого детства и до окончания школы давать как можно больше возможностей. Я, честно говоря, не верю, что ребенок в десятом классе, а тем более первом, способен определиться, что ему в жизни нужно. Если родители его отдали в первом классе только в школу балета, то в одном случае из десяти они попали, в остальных девяти – сломали ребенку жизнь.

- Самое яркое воспоминание из детства?

- Очень много. Пожалуй, первый урок в музыкальной школе мне действительно запомнился. Я его помню хорошо. Я очень долго сопротивлялся, а мама обещала меня убить. Причем, это была реальная угроза. Я зашел в школу, первый урок. Мы стучали правой рукой вторые доли, левой просто доли. Мне казалось, что на этом музыкальная школа закончилась, но впереди еще было пять тяжелых лет. Исполнителем музыкальным, с классической точки зрения, я не являюсь. Я скорее нагло пользуюсь возможностью постоять на сцене, поорать что-то на сцене для своих друзей. Моя популярность как музыканта меньше, чем популярность человека, который что-то говорит, кривляется, шутит, рекламирует в телевизоре. Но музыка, как мне кажется, и я в этом уверен, была со мной до того, как я в телеке появился, и будет после того, как я из телека выйду. Профессиональная музыкальная деятельность у меня идет неплохо. Я написал огромное количество всяких заставок и песен для телевидения. Мало кто может похвастаться таким количеством, я уж не знаю про качество. Судя по тому, что они долго держались в эфире, и многие из них до сих пор вспоминают, просто по музыкальным темам в независимости от программы, мне это приятно.

- Очень многие, смотря СТС, вспоминают вас.

- О да. Это, мне кажется, вершина моего музыкального творчества.

- Как вы успевали и учиться в институте, и заниматься творчеством? У вас очень сложная была специальность – физика.

- В институте, какая бы сложная специальность ни была, студенты умудряются найти время для хобби. Студенты - они же двадцать четыре часа в сутки студенты. Это мы сейчас уже сорокалетние дяди, нам надо и отдохнуть, и поспать, и вообще мы не любим себя утруждать. А в студенчестве кажется, что у тебя бесконечность впереди, и найти время на любимое дело – это, скорее, вопрос желания, а не возможности.

- В какой момент вы поняли, что нужно получить не музыкальное образование?

- В этом даже немного стыдно признаваться, но особо моего решения в этом не было. Как-то я катился по этим рельсам. Жил я в Академгородке, вокруг было огромное количество институтов, в которых люди работали, заканчивая высшие учебные заведения. Я как-то гуманитарием себя никогда не считал. Среди всех наук физика была мне ближе всех, я как-то более-менее в ней разбирался. Соответственно, пошел на физику, проучился еще год потом в аспирантуре, на этом все закончилось. Почему это произошло со мной, и что было бы, если бы я не пошел на физику, я не знаю. Знаю точно, что это мне очень сильно помогло. Я не столько получил техническое образование, сколько получил хороший круг общения, который меня очень сильно стимулировал на то, чтобы что-то делать дальше. По крайней мере, попал в КВН я тоже благодаря институту, и в Москву я приехал благодаря тем людям, с которыми познакомился в институте. Они меня позвали в Москву. Если бы не поступил на физику, а остался Музыкантом Музыкантовичем Музыкантовым, я не знаю, что бы со мной было.

- Какие личности вас вдохновляют сейчас и вдохновили в прошлом на творчество?

- Огромное количество. Я прошел классическое образование. Начиналось все с "Битлов" и заканчивается сейчас последним альбомом Slayer. Помимо этого, мне очень нравится разная музыка. Я не то чтобы "всеядный", но если мне что-то интересное попадается, это обязательно остается у меня в плеере. Я каждый день 40 Гб музыки ношу с собой каждый день.

- А хотели бы стать преподавателем, скажем, физики?

- Нет, нет, нет! Я как-то очень осторожно к этому отношусь. Чтобы стать преподавателем, нужно иметь некую школу "учебного процесса". Ты должен понимать, как детей учить, как это работает. В конце концов, иметь результат на руках. Например, "Я с помощью этой методики обучил пятьдесят человек, посмотрите, тридцать из них чего добились". Для меня это скорее хобби, и из последнего, что я придумал, - это "научить любого человека играть на гитаре за 30 секунд". Работает! Просто правильно нужно настроить гитару, правильно держать правую руку, левой можно почти не пользоваться. Главное играть один аккорд и при этом использовать примочку (я имею в виду педали). И все получится! По крайней мере, из последних моих таких "школ" обучения эта самая успешная.

- Старший сын больше движется к чему-то гуманитарному или техническому?

- Никуда он не движется. Он учиться не хочет, бездельничает. Сейчас у него период Старкрафта. Папа его зачем-то научил играть в эту игрушку, теперь не знает, как отучить обратно.

- Бывают творческие кризисы?

- Конечно. Не регулярно. Сейчас я нахожусь в таком затяжном. Не знаю, что будет дальше. Видимо, я подошел к периоду кризиса среднего возраста и сам его сформулировал как "Кризис среднего возраста – кризис всего среднего в тебе". Я понимаю, что я, грубо говоря, не Маккартни и даже не Леннон, и даже не Джеймс Хэтфилд. Это как бы и обидно.

- Человек ведь не должен себя сравнивать с кем-то.

- Должен-не должен, все равно сравниваю! И должен, как мне кажется, не столько сравнивать себя с кем-то, сколько отдавать себе отчет в том, кто я есть. Позиционирование себя в этой шкале "от полного ничтожества до гения", и когда позиционируешься в середине этой шкалы и понимаешь, что это такая "середина из середин", вот это и называется "кризис среднего возраста". Понимание, что ты просто обычный человек, ничего сверхъестественного в тебе нет. Да, талантливый в каких-то областях, ну и что. Я не думаю, что это прям проблема. Поживем – увидим. Конечно, я хочу написать что-нибудь такое, что прям запомнится, что будет существовать в независимости от меня, отдельно.

- Чтобы при этом все вспоминали и еще долго пели?

- Да, может, чтобы даже меня забыли. А песню нет. Я хочу написать такую песню, бесконечно говорю об этом во всех своих интервью, но я, естественно, для этого что-то делаю. Я пытаюсь писать.

- Ваша мечта – написать хорошую песню, и все?

- Ну, я только про нее говорил. Я просто знаю, что это зависит не только от меня. Глупо мечтать о каком-то устройстве, которое выпускает Apple. Потому что чтобы его получить, достаточно просто пойти немножко поработать, подкопить и оно твое. Это так себе мечта. А вот мечта, которая зависит от меня не всецело, она мне больше нравится. Ну, есть конечно банальные – чтобы все были здоровы, и так далее.

- Написание песни зависит и от вас, и от народа, который ее будет слушать?

- Народ потом сам поймет, что ему надо, а что нет. А в момент написания думаешь, как бы написать какую-то строчку, очень долго напрягаешься, переставляешь слова местами. А потом моешь руки, и она сама всплывает, и все встает на свои места. Я не говорю, что я подключен к какому-то астралу. Но у меня это не выходит системно. Все выходит случайно. Наверное, это и есть то самое творчество, про которое все говорят.

- Есть волнение перед концертом?

- Всегда есть! Справляюсь. Я выступаю не только на своих концертах, работаю в разных сферах, где волнения еще больше. Но здесь оно другого плана. Где-то волнуешься, как бы оно все получилось и побыстрее закончилось. А здесь все-таки - как бы все хорошо получилось и понравилось тебе и твоим друзьям на одинаковом уровне.

- Какой совет вы бы хотели дать своим слушателем?

- Живите в гармонии с собой. Это самое главное. Почему-то все ищут в первую очередь гармонии с окружающим миром, при этом забывают, что первое – это гармония с собой, а потом уже окружающий мир подключайте. Потому что здесь можно очень сильно напрячься, и потерять огромное количество времени зря. Гармония с окружающим миром все равно случится, если ты в гармонии с собой. Это очень тяжело – развернуться внутрь и просто себя послушать. Иногда человек может просто жить, и ему будет казаться, что работа плохая, погода плохая, люди плохие, все вокруг плохо и ужасно. А потом, когда он поворачивается к себе и начинает сам с собой разговаривать, вдруг выясняется, что, в принципе, руки-ноги есть, голова работает, никаких болезней (если это так, конечно), которые характеризуются страшным словом "п**дец", их нет. И неожиданно понимаешь, когда на улице идет противный снег, и "если есть в кармане пачка сигарет", и двести рублей на неплохой кофе, то ты можешь выйти с этими деньгами в кафе, сесть там с кофе, посмотреть на этот же "плохой" снег, и получить столько удовольствия, сколько не получал дома на диване. Гармония с окружающим миром есть производная гармонии с собой. Мне кажется, что все это знают.

- Но не все к этому идут.

- Да. Полететь все знают, как, но не все летят. Я думаю, что многие музыканты наши, особенно сегодня, когда у нас есть все технические возможности, позволяющие достичь любого звучания, они, опираясь на то, что им нужно "гармонировать с внешним миром", делают все громче-ярче-отточено. В итоге у нас строй, армия одинаковых исполнителей. Все они смотрят не внутрь себя, а вокруг, пытаясь предложить миру то, что мир, как им кажется, хочет, а не то, что хотят они сами. Они смотрят на успешных людей, пытаются делать так же, как они, и не получают результата. Потом обижаются на весь мир. А если ты будешь, как Стинг пел, "Be yourself, no matter what they say", то все будет хорошо. Я никак на концерте не выпендриваюсь, я делаю то, что мне нравится.

 

Текст и фото: Валерия Владимировна