Петербургская группа Cold Sight недавно отметила годовщину выхода дебютного альбома A/Н1N1. Молодой коллектив затрагивает в своем творчестве актуальные общественные проблемы и ищет ответы на вечные вопросы. Своим первым альбомом артисты показали, что symphonic metal может быть не только абстрактно поэтичным, но и вполне злободневным. Жизнь музыкантов Cold Sight так же, как их творчество, полна контрастов и интригующих деталей.
Участники Cold Sight вокалистка и автор лирики Наталия Золотова, бас-гитарист, клавишник, автор музыки и лирики Алексей Чернов, гитарист Сергей Колесин и барабанщица Алина Отважная рассказали Insurgent о географических препятствиях общению с поклонниками, выступлении на благотворительном концерте в поддержку бездомных животных, сложном балансе между вопросами менеджмента и творчества и планах группы на второй альбом.
- Поздравляем с годовщиной выхода вашего первого альбома. Расскажите, сколько времени заняла работа над A/Н1N1?
Наталия: Сложно сказать, вошедшие в альбом песни писались в разное время. Запись демо мы начали весной 2012 года, к весне 2013-го альбом был уже почти готов и, наконец, увидел свет в июле 2013 года.
- Что в создании альбома было самым трудным – преодоление творческих разногласий, работа с музыкальной аппаратурой, организационные моменты?
Наталия: Все было сложно, разве что творческих разногласий особо не было. Мы работали вместе с Алексеем с привлечением сессионных музыкантов. А вот приобретение нужной музыкальной аппаратуры, нахождение финансов, вопросы звукозаписи и сведения, с которыми на тот момент мы не до конца были знакомы, состыковка расписаний музыкантов – в совокупности это было настоящим испытанием. А потом еще была работа над оформлением буклета и обложкой.
Алексей: Работа шла в ускоренном режиме, что на тот момент было непривычно для нас. Некоторые вещи мы поначалу упустили из виду, и какие-то моменты в песнях приходилось переделывать прямо во время записи. На первых порах я даже был недоволен результатом, так как представлял себе наш альбом немного по-другому.
- Почему вы назвали свое творение A/H1N1? Ведь это название вируса свиного гриппа. Какова основная идея альбома?
Наталия: Существует теория, что этот вирус был искусственно выращен в лаборатории, то есть создан людьми. Главная мысль альбома - все беды человечество навлекает на себя само, погрязнув в гордыне, жажде власти и наживы. И cпасение людского рода в доброте, неравнодушии, сострадании и гуманности.
- Есть ли на альбоме особенно любимая вами песня?
Алина: О, конечно, есть. Моя, пожалуй, самая любимая - это «Сумрак». В ней я нахожу для себя что-то очень особенное и личное. Не могу это объяснить, но она так вдохновляет, что хочется петь, летать и танцевать.
Алексей: Насколько я знаю, Наталия предпочитает заглавный трек «Твой страх – твой враг» остальным. Я же считаю, что самой хитовой является «Сумрак». Эта песня должна была войти в планировавшийся ранее альбом, в котором рассказывалась история вампирши. Но я посчитал, что благодаря присутствующей в композиции мысли «если сомневаешься - сомневайся, но ни под кого не прогибайся», «Сумрак» прекрасно впишется и в новую социальную концепцию A\H1N1. Ну и лично мне симпатизируют «Рекомендуем умереть», «До конца» и «Цена мечты» как песни, которые качают.
Наталия: Да, определенно «Твой страх - твой враг» является моим фаворитом. Она вобрала в себя все, что я так люблю: разнообразные сочетания вокалов, хоры, убойные риффы. На концертах эта песня просто бомба! Я всякий раз представляю себе что-нибудь эпичное, когда слушаю или пою ее.
Сергей: Мне тоже больше всего нравится «Твой страх - твой враг», хотя и остальные песни тоже классные.
- Центральная композиция альбома – инструментал, состоящий из нескольких логических частей. Расскажите о той эмоциональной истории, которую вы передаете без слов. Насколько трудной оказалась работа над этой музыкальной поэмой?
Алексей: К возможному удивлению слушателей я скажу, что ничего особо трудного, может, за исключением перехода между интро и основной частью, там не было. Сочинялась композиция не за один день, мало-помалу я переслушивал материал и что-то дописывал. В работе над одной из частей мне помог наш бывший гитарист Андрей Ляпкин, а весело-издевательская тема была позаимствована у композитора Максима Бохана, конечно же, с его согласия.
Проследить мысль «поэмы» можно по названиям частей, они указаны в буклете альбома. В произведении решительный стук в дверь открывает мир антиутопии и монстров, где, тем не менее, есть место мечтам и надеждам. Однако настоящее снова напоминает о себе и ставит перед выбором - быть душой высоко и телом в аду, или же сбросить оковы лжи и изменить реальность. Безмолвный главный герой решает сражаться, пробиваться, несмотря на боль и страдания, но, в конечном счете, он сам становится тем монстром, против которого боролся. В итоге оказывается, что это был лишь еще один пласт грез и мечтаний, а монстр, как и прежде, под кроватью.
Проблема таких монстров в том, что мы либо сами их выдумываем, либо у нас есть над ними контроль. Ведь это же наша кровать, не так ли? Именно поэтому той самой веселой части, написанной Максимом, отведена роль монстра.
Наталия: Действительно, стоит почитать названия частей в буклете и вслушаться в музыку, чтобы понять, что Алексей имеет в виду (улыбается).
- Почему в ваших текстах нередко отсутствует рифма?
Наталия: Я считаю, что рифма в песнях не самое важное. Это не поэзия в чистом виде, главное, чтобы текст хорошо ложился на музыку.
Алексей: А в песнях на японском, например, рифмы еще меньше, что не мешает японским группам завоевывать армии поклонников. В песнях важна музыкальная линия вокала, мелодии. А слова бывает сложно укомплектовать так, чтобы они еще и кончались похоже. По моему мнению, приоритетнее смысл, а не рифма. Это же песни, а не стихотворения, и потом, даже в поэзии существует белый стих.
- В буклете вы благодарите многих людей, принимавших непосредственное участие в записи, в работе. Скажите, без кого альбом бы не состоялся?
Наталия: Конечно же, без Алексея как автора музыки и концепции A/H1N1! И без нашего хорошего друга Дмитрия Елисеева. На момент начала записи мы многого не знали об отдельных аспектах звукозаписи, и все получилось так круто во многом благодаря его советам.
Алексей: Помимо этого я благодарен также и своему тезке Алексею Шевелеву, участнику брянского академического хора, который помог нам записать партии хора и чистый мужской вокал. Без него альбом лишился бы многих ярких красок.
- Как бы вы определили стиль, в котором играете? Насколько вам близка или не близка традиция относить группу к определенному направлению?
Наталия: К такой традиции я отношусь нейтрально. С одной стороны, так слушателям удобней классифицировать музыку и находить что-то себе по вкусу, с другой стороны, это ведет к навешиванию ярлыков, особенно если группа старается смешивать разные стили. Вот мы, например, постоянно встречаем приставку power в определении направления нашего творчества на большом количестве сайтов. Это такой типичный штамп: если группа с женским вокалом играет метал с примесями симфоники, то музыка сразу классифицируется как symphonic power или gothic. Я на вопрос «Что вы играете?» обычно отвечаю «Мы играем метал» (улыбается). Мы просто делаем ту музыку, которая нам нравится, и берем элементы из различных жанров.
Алина: Я стараюсь не выделять какой-то один жанр в той музыке, которую слушаю, хотя еще пару лет назад, пожалуй, именно так и было. Раньше были очень популярны такие направления как панк и готика, и молодежь любила относить себя к ним: «О да, смотрите, я панк, это круто!» Сейчас все немного изменилось, уже нет таких строгих границ между музыкальными жанрами. Я слушаю много разной музыки от метала и попсы до классики. Главное, чтобы она нравилась и вдохновляла, а все остальное неважно. Нашу музыку по стереотипу относят к симфоническому металлу. Но с другой стороны, это удобно. Если бы у каждой группы было свое название жанра, все бы давно запутались, поэтому пусть называют симфо-металом, я не против.
- Вспомните, пожалуйста, каким было ваше самое первое выступление в составе музыкального коллектива?
Наталия: Мое первое выступление с группой состоялось в 2011 году в музыкальном магазине в Брянске. Мы выступили с короткой акустической программой как гости на концерте вместе с группой Dramatic Shout. Мы играли с двумя виолончелями и скрипкой. Надо бы как-нибудь повторить подобный опыт, классические инструменты придают музыке особую симфоничность.
Алина: Я присоединилась к группе только в конце 2013 года. На первом выступлении я очень переживала, волновалась, боялась ошибиться или что-то сделать не так. Когда музыканты вместе совсем недавно, трудно получать эйфорическое удовольствие от собственной музыки и игры, а вот когда вы в группе полностью сыграны и чувствуете друг друга во всем, уже и не задумываешься, что, как и где, все уже на автомате. И это такая эйфория неописуемая, что у тебя даже хватает сил подпевать любимые песни и улыбаться во весь рот (улыбается)! Это круто!
Алексей: Мое первое выступление было не с Cold Sight, а с брянской группой «Эпилог», не знаю, существует ли коллектив до сих пор, мы выступали в одном ДК на фестивале. Это был 2009 или 2008 год. Публики поначалу было мало, но зрители начали трясти хаером, пока техник отстраивал барабаны, это было очень забавно. Помнится, на том концерте у меня был короткий шнур для баса, в итоге меня по пояс закрывала стоявшая впереди аппаратура, поскольку я не мог уйти далеко от своего усилителя. Первый блин часто комом.
Cергей: Помнится, сначала я играл в кавер-группе, перед выступлением дико волновался, что что-то пойдет не так, а потом принял допинг «150 грамм «Пшеничной» и впал в чад кутежа.
- Каков постоянный состав группы? В чем творческая миссия и музыкальная функция каждого из участников коллектива? Проще говоря, кто в группе что делает?
Наталия: На данный момент нас четверо. До недавних пор обязанности делились так: Алексей пишет музыку и тексты, я занимаюсь визуальным оформлением и менеджментом. Сейчас, когда нас стало больше, все может измениться. Посмотрим, как пойдет работа над новым релизом. Для меня уже что-то изменилось, после первого альбома я стала писать больше мелодий и текстов, чем раньше.
- Появятся ли в постоянном составе группы новые имена?
Наталия: Мы предпочитаем сохранить интригу. Я вот не люблю разговоры о составе, для нас это болезненная тема. Долгое время Cold Sight оставался полустудийным проектом, и только сейчас, с новым составом, у нас появилась возможность достаточно часто выступать.
- Расскажите, пожалуйста, о недавнем выступлении Cold Sight на фестивале «Дети холмов» в Выборге? Как вас приняла публика, что запомнилось?
Алексей: Выборг – интересный город со своей древней историей. Было неожиданно увидеть старинные мостовые в центре города. Парк Монрепо, где мы выступали, очень понравился. Порадовало все: удобные асфальтированные дорожки, организация питания для музыкантов, охрана. Концерт пролетел быстро, но мы отдали слушателям всю энергию. На сцене царила непринужденная атмосфера, мы по-настоящему наслаждались выступлением. Зрителям тоже понравилось, после концерта многие подходили к нам, говорили слова поддержки. В общем, поездка удалась.
Наталия: Впечатлений очень много, все-таки это первый выездной концерт в новом составе. Этим летом все участники группы сдали на права, поездка в Выборг стала нашим первым путешествием по трассе. И еще это первый open air в истории коллектива. Понравилось хорошее отношение организаторов к музыкантам и теплый прием зрителей, все это с лихвой компенсировало и дождь, настигший нас в середине дня, и легкую усталость, и технические проблемы. Сцена была достаточно большой, что для меня важно – люблю, чтобы был простор для движения. А после концерта нам даже не дали отдохнуть – я давала интервью, мы расписывались на дисках, фотографировались со зрителями. Но мне нравится такая суета. Не терпится снова выступить на открытой площадке, потому что это совершенно особая атмосфера, отличная от клубных концертов. А еще я надеюсь вернуться в этот прекрасный город.
- Наталия, на страничке в соцсети вы делитесь впечатлением от рассылки поклонникам вашего альбома, мол, в очереди на почте время тянется бесконечно. Расскажите, пожалуйста, какие прозаичные, не имеющие непосредственного отношения к творческому процессу, проблемы вам приходится решать самостоятельно?
Наталия: Все, что касается менеджмента и продвижения группы. Печать мерча, общение с магазинами, упаковка, походы на почту, социальные сети, организация концертов, фотосетов… Перечислять можно до вечера. Когда рядом нет команды профессионалов для раскрутки, все приходится делать самим. И с каждым новым рывком количество обязанностей увеличивается. Мне нравится пробовать себя в новых ролях, но иногда хочется больше писать музыку и меньше заниматься другими проблемами.
- Насколько вы ощущаете поддержку своих поклонников? В чем она проявляется?
Наталия: Вот уж не знаю, как измерить поддержку (улыбается). Скажу только, что я ее чувствую. Люди делятся нашей музыкой, постят ее в социальных сетях, нам приходит много положительных отзывов и ободряющих комментариев. Финансовая поддержка тоже очень важна, без нее сложно двигаться дальше и записывать новые релизы. Это действительно здорово, когда слушатели присылают нам деньги сверх стоимости диска, чтобы поддержать группу.
Было бы также классно увидеть всех поклонников на концертах. Но наши слушатели разбросаны по разным городам по всему миру, так что пока это не представляется возможным. Будем надеяться, что когда-нибудь мы лично познакомимся со всеми людьми, поддерживающими нас с самого начала.
- На YouTube есть видео, где Cold Sight исполняет кавер на Evanescence. Судя по всему, в тот день вы играли на какой-то художественной выставке. Расскажите, что это было за выступление? На каком самом необычном мероприятии вам доводилось исполнять свою музыку?
Наталия: Да, это была почти что выставка (улыбается). Мы играли акустическую программу в городском выставочном зале в Брянске на благотворительном концерте в поддержку бездомных животных. Пожалуй, это выступление и стало для меня самым необычным. Это наш первый опыт участия в благотворительности. Я, если честно, не ожидала, что придет так много людей. Это, конечно, порадовало.
Есть еще две причины, одна веселая, другая грустная, по которым мне запомнился этот концерт. Во-первых, я пела с больным горлом и на месяц потеряла голос, что сильно меня напугало. Во-вторых, это был первый раз, когда я попыталась толкнуть длинную речь перед выступлением, кажется, я агитировала людей «разбирать пушистиков». Смешно вспомнить. Вывод номер один – не пойте с больным горлом. Вывод номер два – всегда готовьте речь заранее.
- К чему вы больше стремитесь – быть на достойном уровне в рамках той музыкальной ниши, которую вы занимаете, или вы хотите создать нечто непохожее, принципиально новое?
Наталия: Чтобы сказать, что мы занимаем какую-то музыкальную нишу, нам надо выпустить еще два-три альбома. Откуда вы знаете, что завтра мы не начнем работать в совершенно другом стиле? Стремимся быть на достойном уровне независимо от того, в каком стиле мы играем.
- Почему вы позиционируете себя как приверженцев эскапизма? Насколько актуальна в современной жизни, по вашему мнению, идея ухода от реальности в мир грез и фантазий?
Наталия: Это не совсем так, но эскапизм является одной из тем нашего творчества. Музыка сама по себе - часто уход от реальности, как и книги. Мне близко все это, потому что я всегда с головой погружаюсь в песню или роман. В реальности тоже много интересных вещей, эскапизм для меня – это больше уход от повседневности, а не от действительности, уход к той идеальной реальности, в которой мне хотелось бы существовать.
- Вы уже думаете насчет второго альбома? Каким он будет?
Наталия: Конечно же, думаем. Самое сложное – выбрать из множества задумок самые лучшие. Хочется и сделать следующий релиз лучше, и развить какие-то идеи первого альбома, и добавить что-то совершенно новое. Так что пока мы не представляем, каким именно будет следующий альбом. Впереди много творческой работы.
Александра Прозорова