Хаер (а ещё "хаир" и "хайр") обычное для терминологии субкультур искажение английского слова "hair" - "волосы", вот только в русскоязычной среде это понятие стало настоящим символом и явлением, а не обычной скучной растительностью на голове. Вольнодумство, принадлежность к субкультуре, внешнее выражение протеста против общественных устоев и понятий "хорошо-плохо", "правильно-неправильно" - всё это выражают длинные волосы и неформальный внешний вид.
Хаер - это скорее для мужчин, так как женскими длинными волосами никого не удивишь и не шокируешь - они наоборот верх консервативности. Разве что волосы будут выкрашены в кислотный цвет или в них вплетутся расточки и дреды. Тогда, конечно, это тоже будет хаер.
С советских времён и до сегодня длинные волосы противопоставляются внешнему виду, который диктует система. Хаер - противоположность коротким стрижкам, требующимся в тюрьме и армии. Отказ от принятия шаблонов делал человека асоциальным элементом - вне общества и свободным от общества. Хаер полюбили не только молодёжные субкультуры и рок-музыканты - длинные волосы характерный признак поэтов, фотографов и прочих вольных художников.
Традиция оставлять волосы, как есть, и не стричься годами пришла в наши широты вместе с культурой хиппи - дети цветов обожали натурализм, простоту и яркость, так что вместо применения ножниц давали разгуляться природе. Оттуда же "
" - резинка, верёвка или тесьма вокруг головы, которая не даёт хаеру разлетаться от порывов ветра. "
" для хиппи означало потанцевать - в 60-х ещё не было привычки всей толпой трусить волосами на концертах.
На Западе к хиппи относились лояльно, даже поднимали проблемы их идеологии - мода на хаер отобразилась в мюзикле "Волосы". Его поставили в Нью-Йорке в 1967 году для поднятия проблем поважнее, чем длинна волос - главные герои, пытавшиеся бросить протест обществу и строить коммуну по идеалам хиппи сделали своим отличительным знаком длинный хаер. Мечта распалась вместе с призывом на Вьетнамскую войну одного из героев - система ломает его пацифистские воззрения, заставляет постричься, а после убивает неизвестной пулей в далёкой стране.
О длинноволосых парнях-неформалах рассказывает ещё одно произведение американского искусства - фильм "Беспечный ездок", там из-за хаеров главных героев убили.
При Союзе за длинные волосы конечно, не убивали, но социум нешуточно давил. За хаер легко было вылететь из школы или института, а парень с длинными волосами стал книжным и кино-образом бездельника, подлеца и неблагонадёжного человека. Некоторых силой заставляли "попилить хаер", то есть подстричься. Такую не вполне профессиональную услугу оказывали представители закона в милицейских участках с ножницами в руках.
Собственно, длинные волосы - не только признак музыканта, неформала и соседской гламурной девушки. Стереотип о том, что мужской хаер - это на самом деле не по-мужски и попахивает нетрадиционными ориентациями - всего лишь стереотип. Или тогда придётся записать в группу подозрительных длинноволосых лиц не только неформалов, но и викингов, и древнерусских дружинников, и половину французских королей, и почти всех представителей православной Церкви.
Да и исторически длинные волосы были скорее признаком аристократизма (потому что есть время за ними ухаживать), то есть их обладатель - это свободный человек, не раб. Современные обладатели хаера стремятся к тому же - не быть рабами чужих мнений, оставаться свободными телом и душой.
Ната Зинкевич