Представляем вам обновленное интервью с Юрием Гибом - лидером группы Черный Ангел. Юрий расскажет о том, что же изменилось в группе за прошедший год.
Общались мы с тобой больше года назад в Рок-пабе на Невском. Теперь его там уже нет, гитарист Кирилл, который тогда был с тобой, в «Ангеле» больше не играет... Что еще изменилось за год?
Да все изменилось. Началось все, когда ушел Дмитрий Куприянов, басист — по семейным обстоятельствам ему пришлось покинуть Питер. Примерно через неделю после этого группу покинул Сережа Курнакин. Всех причин я не знаю, но это было его решение. Тогда мы с Кириллом остались вдвоем и стали искать музыкантов. С барабанщиком вышло быстрее — нашелся Денис, который для прослушивания вместо требуемых трех вещей подготовил сразу пять. Толкового басиста мы так и не нашли, сколько ни искали, и нам помогал бывший басист группы SilverCast Костя Шоршин. В этот период год назад мы и разговаривали. Дальше стали заявлять о себе, активно концертировали — бывало по три концерта в месяц, хотя в основном это было затратно, прежде всего для меня. Дальше пришлось расстаться с Кириллом. Съездили в Москву с сессионным басистом Михаилом Лутаевым, который играл с нами в 2011 году. Москва как-то умирает сейчас — на концерты почти не ходят. Все же решили в Питере провести концерт, возможно, пригласить группу «Мастер», но нужен был повод, иначе концерт просто мог не окупиться. Поводом решили сделать выпуск альбома, я позвонил «мастерам» и договорился на ноябрь. Начали работать над альбомом в апреле еще, все на нервах, как это обычно и бывает... Многие не выдерживают. В августе появился басист Василий, всем понравился, стали работать. Дальше с Денисом проблемы начались: он барабанщик неплохой, но запись альбома обычно дает знать обо всех твоих огрехах. Драйв, импровизация – это все на сцене, а тут надо четко, слаженно работать, метроном стучит. Думаю, моя требовательность по отношению к Денису еще до записи сыграла свою роль. Несколько вещей с ним записали, и он предупредил, что уходит. Еще две песни у нас были записаны с Курнакиным в апреле. То есть на альбоме полная солянка из музыкантов. :) Поэтому там не указан состав группы, а указаны те, кто принимал участие в записи.
То есть у вас сейчас два человека в группе по сути? Василий и ты?
Да, Сергей Курнакин нам дружески помог на концерте.
А какие планы-то дальше?
Ты знаешь, после всего, что происходило последние года полтора, после записи альбома, течений внутри группы, я чувствую, что рок-н-ролл во мне умер. Ничего не хочется — ни песни писать, ни репетировать... Через силу инструмент беру в руки, чтобы навык не потерять. Кстати, ни один лейбл в этот раз нас не поддержал, это полный самиздат. Творить не хочется, душа просто не горит. Когда «Черный Кузнец» в свое время закрывался, я все переживал, думал: как же так? А у них, наверное, тоже подобные ощущения были.
Может быть, тогда действительно есть смысл сделать перерыв.
Я лично никаких мероприятий пока устраивать не буду, рекламой заниматься тоже не буду. Группа будет существовать в некоем трибьют-режиме, то есть если ее захотят видеть на концерте, она с удовольствием поучаствует, но не за печеньку. :) Подготовимся, если надо — для «вкусного» звука дополнительных музыкантов возьмем... Мы не закрываемся, а переходим в штилевой режим.
Давай поговорим о новом альбоме "Свой крест". Мне понравилась обложка. Кто автор и что она иллюстрирует?
Это и концепция альбома, и иллюстрация к песне «Свой крест». Идея моя, рисовал мой сын, он у меня график-дизайнер. Вообще изначально альбом планировалось назвать «Лед и пламя», заглавной должна была быть одноименная композиция. Но в процессе нашей работы уже группы три выпустили альбомы с таким названием, и мы решили в эту очередь не вставать.
«Свой крест» вызвало у меня библейские ассоциации...
У нас в значении «своя ноша», «все, что выпало». Отчасти созвучно состоянию группы на данный момент.
Да, символично получилось. А у тебя есть на альбоме такая песня, с которой связаны особые чувства или эмоции?
Да там у каждой своя история. «Свой крест» мы начинали делать вместе с Сергеем, потом он ушел, так что доделывал ее я один. «Колокольный звон» - идея родилась во время презентации «Хозяина судьбы» в Москве. Мы гуляли по Красной площади, наступил полдень, и в церквушке неподалеку стали звонить в колокола. И мне отчего-то стало так легко, так светло, словно вся любовь вселенская на меня снизошла. Песня посвящена как раз этому ощущению. А остальные все - «Лед и пламя», «Шанс снайпера», «Кровь и пепел», «Не режется душа», «Ответственность» - мы делали вместе с Сергеем. Когда Сергея уже не было в группе и записывался диск, я, работая с большими площадками, столкнулся с такой проблемой, как авторские права. Я считаю, что песня — это прежде всего мелодия, а Сергей принимал участие скорее в качестве аранжировщика, нежели автора. А большие площадки требуют от тебя бумажку, в которой ты должен написать, кто автор песни и что ты не ущемляешь ничьи права. Поэтому я везде написал, что автор я, а когда вышел диск, Сергей очень обиделся. Я что-то объяснять уже не стал. Если взять, допустим, песню «Гроза — единая душа», то он там — соавтор мелодии. Здесь же совсем другая история.
Если говорить о песне «Дождь» - почему именно ее ты решил возродить в новом качестве? Тот альбом, на котором она когда-то выходила, пропал бесследно...
Да, на физическом носителе его, к сожалению, не существует. Я все-таки лелею надежду, что где-то у кого-то он и отыщется, но это маловероятно. Копия была у бывшего барабанщика Алексея Нилова; когда я к нему приезжал после распада группы, мы нашли альбом, но лента вся размагнитилась. Еще была запись 1992 года под названием «Два как три» - песен пять туда входило... Сначала записали гитару и барабаны — почему-то вместе с вокалом, а потом я уже накладывал бас.
В свете всей этой ситуации — как ты считаешь, какой носитель можно назвать самым надежным? Или все так или иначе недолговечно?
Пока только цифра — самый надежный носитель. Надо обязательно хранить информацию в нескольких местах — например, на компьютере и на переносном жестком диске. А самый вечный носитель — который, правда, повторно использовать нельзя, - винил. Мы раньше ведь как делали? Появляется у кого-то пластинка — мы с нее быстренько на кассеты переписываем, сам винил в несколько пакетов заворачиваем и на полочку, в коллекцию. У меня так до сих пор полторашка Metallica 1991 года лежит.
Отлично, давай вернемся к «Дождю».
Как я уже говорил, это одна из моих любимых песен творчества группы «Черный Ангел». Я вообще хотел его записать по-другому, но время поджимало, и пришлось сделать его в акустическом варианте. Изначально-то он совсем не акустический, был сделан по всем законам жанра того времени: и жесткий рифф, и убойное барабанное соло... Народ хотел балладу, новую у меня сочинить не получилось — для этого необходимое состояние души нужно, чтобы она лилась, цепляла за душу... Так что пришлось тряхнуть стариной.
А творческая мечта у тебя есть?
Я делю музыкальный мир на две части — лабухи и рокеры. Лабух — это обалденный музыкант, который любой материал сыграет нота в ноту, но не всегда вложит в это свою душу. Рокеры тоже делятся на две части: раздолбаи и ответственные. С раздолбаями все понятно — потусить, побухать и девчонкам понравиться. А ответственный рокер сыграет свой материал, вложит в него душу, и это будет вкусно. Знаешь, мечта любого музыканта, который исполняет свой материал, - найти своего слушателя. Когда ты выходишь на сцену, а твои песни поют за тебя, ты только играешь и улыбаешься, - вот это мечта!