Юга: «Когда бежишь, ты создаешь себе ветер»



yuga1.jpg«Когда бежишь, ты создаешь себе ветер»

Бывают такие лица, по которым сразу можно многое понять. «Меня трудно не узнать», - по телефону сказала мне ЮГА перед нашей встречей, и была права. Ее трудно не узнать: девушка с горящими глазами и синтезатором в чехле, который весит, наверное, больше, чем она сама. ЮГА родилась в Долинске, небольшом городке на острове Сахалин. По ее словам, там очень любят Санкт-Петербург. Наверное, поэтому, окончив колледж искусств, девушка приехала именно сюда.

Почему Питер?

После колледжа нужно было куда-то поступать, хотелось дальше получать образование. На последних курсах я увлеклась звукорежиссурой, у меня была практика в этом, появились нужные друзья. И по окончанию колледжа мне давали грант как самому перспективному ученику: «Поезжай, учись и возвращайся поднимать звукорежиссуру здесь». Я поняла, что не хочу ни от кого зависеть, но учиться хочу, поэтому поехала поступать сама и развивать свои музыкальные способности. В Южно-Сахалинске был маленький женский коллектив – Fools Day – пять девочек, мы играли в нескольких клубах. Музыка была со мной всегда, и мне всегда хотелось развиваться, поэтому я приехала в Питер. Я поступила на платное обучение, но денег не оказалось. Потом я решила, что нужно где-нибудь поиграть, я же умею: на клавишах, на гитаре. Я около 4 месяцев ходила по разным прослушиваниям, было очень много разных впечатлений, но мне ничего не нравилось: ни петь, ни играть. Все было не то. Потом я подумала, что у меня в Южном была группа, и не стоит бояться создать что-то свое. Я всегда делаю то, что мне нравится, от души. Тогда душа не лежала ни к чему. Я написала объявление на «musicforums», прикрепила туда пару своих записей. Я давно, с 14 лет, записывала свою музыку – на кассетный еще диктофон: сочинила на гитаре – записала. Мне позвонил гитарист-мальчик, говорит: «Давай поиграем, я тоже пишу музыку». Мы встретились – он мне поиграл, я ему поиграла. А у меня тогда не было даже гитары. Он говорит: «Нет, так дело не пойдет, нам нужны нормальные записи». Мы пошли в студию, записали 4 трека – «Вены», «Уля», и еще два каких-то, не помню уже. Через год появилась группа «Вверх по встречной», после Саши гитариста появился басист Вова. Он со мной все пережил: все трудности, все неудачи и победы, так что уже почти, как брат. Он привел барабанщика, и у нас уже была команда. Я просто пела, не играла, только на акустике немножко. Это мешает, это барьер, мне хочется открытого контакта с людьми.

Инструмент – барьер?

Да. Круто, когда каждый занимается своим делом. Гитарист – круто играет на гитаре, барабанщик – на барабанах и т.д. Нет, можно, конечно, экспериментировать, но основа должна быть. Она должна быть от души. Даже если ты играешь машинально, инструмент – это все равно барьер.

Когда ты начала петь?

Пою я с детства. Потом занималась вокалом в музыкальной школе, в колледже. Но голос у меня не поставлен, я долго искала в Питере педагогов, но у меня не особо получалось. У меня до сих пор не поставлен голос, хотя я с третьего курса колледжа преподаю вокал. У меня было ощущение «стены», такое чувство, что пою в стену, будто закрыто что-то во мне. Знакомая посоветовала своего педагога, Елену Борисовну, вот второй год занимаюсь с ней. Потрясающий педагог. Только сейчас я стала понимать свой голос, стала его вытаскивать. Это даже можно по записям посмотреть, последние записи, если послушать, 2012-2013 года: «Тихую музыку», «Никто-никогда». Все заметили, но и у меня ощущения другие: появляется легкость, свобода, самовыражение. Сыграть можно всегда, а когда ты поешь и нет внутреннего самовыражения, то как тогда петь?

Где ты играешь сейчас?

yuga2.jpgСейчас я играю в проекте МАРАДАН ОСЕНЬ. Там же играет мой гитарист, мой басист, Таня Марадан и Танин барабанщик. Это последнее, чем я могу гордиться. Есть еще вечеринки в клубе «Infinity»: там тоже есть проекты с разными людьми, но там и формат, и уровень другой. Здесь все серьезно, мы записали альбом. Здесь, в отличие от моего проекта ЮГА-ЮГА, всем занимается Таня. Когда у меня были проекты, всем занималась я, и меня не хватало на все это: я пишу песни, собираю музыкантов, организовываю концерты – все это меня немножко растащило в разные стороны, потому что это не мое. Но я понимаю, что нет человека, который мог бы это сделать за меня, а сделать это было нужно. Так было и с группой «Вверх по встречной» - мы долго просуществовали, даже с концертами поездили. В Москве, например, были. Сейчас уже группы нет, но музыканты работают со мной, я дружу с ними. В проекте ЮГА-ЮГА работает барабанщик, саксофонист, басист. Мы поменяли аранжировки на старых песнях, написали новые песни, теперь играем в немного другом формате.

Сколько у тебя сейчас проектов в работе?

ЮГА-ЮГА, МАРАДАН ОСЕНЬ, проект в клубе «Infinity» с Мариной Шамовой, но это можно считать общим проектом «Infinity», так как все выступления проходят в формате этих вечеринок, и там я сотрудничаю со многими людьми. С Мариной мы сейчас записываем треки, я пишу ей музыку, пока концертов нет: мы собираем материал. Пока все проекты, кроме МАРАДАН ОСЕНЬ, заморожены, потому что все силы, идеи были отданы на него. Презентация нашего альбома с Таней была 17 января 2013 года, на нем была Диана Арбенина, а 14 апреля будет концерт уже с новыми песнями. Создали альбом мы очень быстро, очень экстремально: мы написали его за месяц. У нас не было записей, но после того, как Диана сказала, что ей нужен этот материал, что хочет нас дальше двигать, мы стали записываться. Все песни мы записали за ночь, просто «ливом», одновременно все играли. Мы сделали все быстро, сведением занимался гитарист, так как мы были ограничены в бюджете и сроках.

В проекте МАРАДАН ОСЕНЬ у вас получается коллективное творчество?

Ну, мы можем приносить свои заготовки. Альбом во многом мы записывали с Вовой: мы сделали все заготовки, всю основу, скелет, одним словом. Потом пришел гитарист Толя, и скелет оброс мясом. А уже новые песни мы делаем вместе, приносим свой материал. Бывает, приносим сразу готовые песни. По-разному всегда.

На слова пишется музыка или наоборот?

В этом проекте происходит все отдельно. У Тани изначально готовы тексты, она их пишет, когда ей удобно. Мы раньше назывались «Таня Марадан и группа ЮГА-ЮГА». Но когда появилась Диана Арбенина, она сказала, что это слишком длинное название, а «Юга» вообще из ее творчества, и все это решили называть МАРАДАН ОСЕНЬ.

yuga3.jpgА как Диана Арбенина вас нашла?

В какой-то период времени, примерно, год назад, ей передали Танины тексты. Она написала Тане, что хочет послушать ее. А Таня не хотела делать просто поэтический вечер, и появилась идея с тем, чтобы Таня читала стихи, а мы делали музыку.

А если на концерте кто-то «лажает», не ругаетесь?

Нет. Это бывает от волнения, еще что-то. Мы играли первый концерт в Money Honey, и было все офигенно. Ну, были косяки, но обычно ты не говоришь о них после концерта: человек и сам понимает, что накосячил, он и так переживает внутри. На репетиции вот начинаем разбираться. Обычно это каждый понимает, тем более, что на репетициях все обсуждается.

Где ты была с концертами?

Все началось с песни «Вены»: я просто дома играла старые песни, написанные лет в 16-17, а подруга записала меня на видео, которое мы потом выкинули в Интернет. После этого мне стали писать, звонить, куда-то звать. У меня были свои планы, я группой «Вверх по встречной» тогда занималась, а звать меня стали с акустикой, не с группой. Потом появилось второе видео «Моя и во мне», после которого мне тоже стали писать, звали играть, концерты предлагали. Поддержка была хорошая: друзья рассказали своим друзьям, и так постепенно народ подтягивался. Как ЮГА я выступала в Питере, Украине (Киев), Москве, был Уральский тур: Пермь, Екатеринбург, Челябинск. С группой было немного по-другому: так как я занималась всем, то я видимо не вывезла до конца, надо было собраться и сказать «Поехали!», а я всегда искала себя в музыке, в звучании. Часто была смена музыкантов, оставался всегда только Вова и Коля-клавишник.

К 2010 году все нормализовалось, но было уже не то. То есть, когда ты дошел до пика, и вот они музыканты: потрясающий барабанщик, гитарист Толя появился недавно, но ты понимаешь, что это не нужно. Ты делаешь, делаешь, делаешь, но нет выхода: будто тупик. Мы сами себя в это закрутили, хотя был такой материал, который нравился людям, были песни более зрелые, например, «Пилоты», если сравнивать с более ранними песнями.

Последний концерт группы «Вверх по встречной» был в декабре: 12.12.12. Я подумала, что это циклический круг, и что-то должно измениться.

Изменилось?

Да, появился проект МАРАДАН ОСЕНЬ. Мне это показалось интересным, потому что я ничего не организовываю, я просто занимаюсь любимым делом. Здесь я, конечно, не на первой линии, не как я привыкла: я фронтмэн, а за мной вся команда из пяти человек. А здесь я ничем лишним не напрягаюсь, я играю, пишу музыку. Я не думаю о том, что нужны деньги на репетиции, выступления, я просто отпустила все это. Таня занимается всем, и у нее это получается нормально – она уже человек состоявшийся, взрослый. Мы все действительно занимаемся творчеством.

Давай поговорим о твоих песнях. Когда ты начала писать песни?

yuga4.jpgС 4ого класса, 8-9 лет мне тогда было. Тогда у меня была первая любовь, невзаимная любовь, конечно же: во дворе я влюбилась в мальчика. И меня как-то так порвало, я стала писать очень много всего, у меня в черновиках постоянно было пианино. Есть разные музыканты: кто-то пишет сразу, а бывают такие, кто пишут и перечеркивают, дописывают позже. Вот я из второго вида: у меня всегда много черновиков. Вот, например, Настя Васильева пишет сразу, может быть, потому, что она поэт. С ней тоже был проект, мы записали альбом «Псих для тебя». Я всегда с удовольствием влезаю в новые проекты, люблю эксперименты, естественно, если мне нравится музыка, нравится идея, если я схожусь с человеком на уровне понимания.

Что способствует твоему вдохновению? Согласна ли с фразой art never comes from happiness?

Нет, не согласна. У меня не так, не бывает такого, что я пишу хиты только, когда мне плохо. Для этого нужно какое-то определенное эмоциональное состояние, всплеск. Когда все ровно, тогда ничего не получится. Просто эмоции лучше выражаются, наверное, когда плохо, особенно, когда ты один остаешься, думаешь больше. Мне кажется, что не состояние важно, а эмоции. Например, путешествие – это плохо? Это офигенно. И что, после этого не будет в голове парочки крутых мелодий? Они приходят, они рождаются мгновенно с эмоциями.

Лирический герой в твоих песнях – это ты?

Это образ. Во многом – это часть меня, во многом – это мысли. Ты никогда не придумываешь себе истории?

Ну, бывает.

Бывает. Вот и я могу придумать себе историю, но мне нужно ее прожить, а так как я интроверт, я могу прожить ее внутри. Конечно, это отражение меня, часть меня. Это, может быть, одна из каких-то параллелей.

Альтер-эго?

Даааа.

Ты слушаешь свою музыку? Какая твоя любимая песня?

Свою музыку я слушаю для анализа, потому что для меня – это процесс. Пока еще нет такой песни, о которой я бы сказала: «Вот, эту песню послушайте!». Я могу друзьям так сказать, попросить оценить новый трек, хотя мне во многом мнение и не важно. Когда песня в процессе, то ты не замечаешь ничего. Когда она уже отлежится, начинаешь ее анализировать, расчленять: здесь бы я это сделала, здесь бы то добавила. Пока идет процесс, пока над ней работаешь, песня становится любимой до того момента, пока новая не родится, потому что полностью этому отдаешься. Есть музыканты, которые пишут подряд, в день, например, много всего. А есть такие, кто напишут, и им после этого нужен промежуток времени, потом снова пишут. Так же сравнивают Моцарта и Бетховена. У Моцарта очень много разных произведений, в десятки раз больше, чем у Бетховена. Но у Моцарта много произведений одноплановых, однообразных. А у Бетховена их мало, но они очень глубокие.

Ты – Бетховен?

Я – Бетховен, да. Есть такое выражение: я долго беременна. Так вот, я долго беременна: я вынашиваю все долго внутри, мне нужно прочувствовать состояние, настроение. Я не могу писать «по щелчку».

То есть ты не пишешь, когда «надо»?

yuga5.jpgНу, я думала, что не могу, но когда девочки из «Infinity» сказали, что им нужен гимн, то я села и написала. Наверное, это срабатывает иногда, когда у тебя есть к этому предрасположенность: если надо, то надо. Свое, от души, я не пишу каждый день залпом. Бывают, конечно, периоды, но это периоды. Я очень отдаюсь этому, для меня важен процесс, я часто не пишу песни от начала до конца. Конечно, есть и такие, которые так просто родились, наверное, они самые звучные, например, «Вены», которую я просто пришла и написала без всяких черновиков, хотя я всегда все перечеркиваю. Наверное, ход мыслей у меня такой.

Какую песню, кроме «Вены», хорошо принимает публика?

Когда постоянно были выступления, часто просили «Вены» и «Моя и во мне». В ноябре на концерт в мой день рождения была тусовка для друзей. И был оператор, который крутится в кругах, с Шевчуком… Он послушал и сказал, что «Города» - стадионная песня. Из последнего хорошо идет «Кальций», «Авиалинии».

Стоит ждать новинок?

ЮГА: Конечно. Сейчас пока нет концертов – последний был в декабре. Мне всегда нужно развитие, эксперименты, какие-то изменения. Тем более, сейчас активно работаю с проектом МАРАДАН. Но песни новые пишутся.

На какую песню тебе хотелось бы сделать кавер?

Единственный кавер, который мы с группой делали в один из юбилейных годов Цоя – «Есть еще белые дни». Я всегда стеснялась петь чужое, потому что, я считаю, что когда это человеком уже написано и спето, я считаю, что это максимально хороший вариант.

Но ты же можешь видеть недостатки, анализировать чужое творчество?

Могу. Но у своих современников, таких же молодых групп. Я постоянно их критикую, так же, как и себя.

Есть ли исполнитель, с которым тебе хотелось бы спеть дуэтом?

Том Йорк. Я смотрю его концерты, мне нравится, что он делает. Музыку мы немного разную, конечно, играем, но он мне нравится. Смотришь на него и понимаешь: человек весь в музыке. Многие считают, что он наркоман, но мне кажется, что это не так: его просто прет от музыки. Мне нравятся его музыканты, мне нравятся аранжировки: все структурировано. Я люблю смотреть концерты, потому что они показывают уровень музыканта, настроение. В студии больше технической работы, эмоционально музыкант выкладывается на концерте.

У тебя бывало такое, что настроение публики не совпадает с твоим?

Такое бывает обычно на фестивалях: когда ты вписываешься в какой-то фестиваль, неважно, с группой или один, там есть волна людей, которая не с тобой. Есть общая атмосфера фестиваля, которая зависит от организаторов, от стен, от людей, и, бывает, ты не вписываешься в формат, бывает, играешь в пустой зал. Конечно же, хочется отдавать и получать. Все равно, хоть один человек, но будет тебя слушать. В любом случае, меня всегда приходят поддерживать друзья.

Какое самое запоминающееся выступление?

Когда мы играли с группой «Вверх по встречной» в клубе «Революция». Мы играли один из последних концертов, я собиралась уезжать в Москву жить. Мы собрали тогда 100 человек, для нас это было круто. Все стояли возле сцены, все прыгали, было очень тепло эмоционально, все пели песни, знали слова – это всегда очень греет, поддерживает. Наверное, всем свойственно сомневаться в себе, но после таких концертов это проходит. С группой «Вверх по встречной» у нас было все очень активно – мы постоянно прыгали, бегали. Часто было ощущение, будто ты после тренажерного зала, хотя на сцене находишься час, максимум – полтора часа. После таких концертов дня на три-четыре тебя нет: насыщаешься, потому что все отдал. Я вообще люблю контрасты: ночью я работаю в клубе «Infinity», а утром иду в школу преподавать детям.

Расскажи о своей работе с детьми.

Преподавать я начала давно – еще во время учебы в колледже. Я работаю в коррекционной школе музыкальным руководителем. Я помогаю в подготовке праздников, отвечаю за музыкальную часть: учу с детьми песни к праздникам и просто так. Учу их играть на фортепиано, на гитаре. У меня непростые детки, они особенные, но они умнички. Совсем маленьких детей у меня мало: я люблю адекват. Когда я объясняю, я люблю, чтобы меня понимали. Школа хорошо разряжает: приходишь после репетиции в час ночи домой, а утром дети: «Доброе утро». Еще я даю частные уроки: преподаю гитару и фортепиано. Преподавать мне просто, я не напрягаюсь, это деятельность «для поддержки штанов», так сказать. Мне нравится работа в школе – я что-то делаю, и есть результат. Я не просто впустую сижу: все затраченные силы, энергия окупается концертами в школе. Меня это радует.

yuga6.jpgЕсли к тебе приходит человек и говорит, что хочет играть на гитаре, а ему, например, не дано играть…

Не бывает таких. Всему можно научиться. Когда я заканчивала музыкальную школу, у меня хорошо получалось играть на фортепиано, и одна преподавательница мне предложила поступить в колледж, а другая говорит: «Ты не поступишь, у тебя не получится. Даже не пробуй». Я сказала, что поступлю. Наверное, это был такой пинок, и я поехала и поступила. Поэтому научиться можно всему: когда я поступала, я две ноты не могла спеть, и ведь научилась.

Ты играешь на многих инструментах. Какой самый любимый?

Клавиши, конечно. Это часть меня, это мое образование. Еще я люблю постучать. У меня перкуссия есть дома. Я привезла из Индии дудку классную, буду скоро использовать.

А битбокс?

Битбокс надо развивать. Я учусь, это новая часть моего развития. Это мне очень нравится.

А как ты стала заниматься битбоксом?

Я занимаюсь этим давно, беру уроки. Но я ученик-лентяй: я посещаю занятия, но нерегулярно. Я беру что-то, практикую, экспериментирую, если есть вопросы, обращаюсь к преподавателю, он мне все расскажет. Первый раз с битбоксом я выступила с группой «Сны Марсельезы», на концерте меня заметили девочки из «Infinity». И у меня опять азарт появился к этому, я занимаюсь этим, развиваю. Я ездила в Индию, Сай Баба пел мантры, а я ему – битбокс. Замутили там сейшен крутой. Развитие битбокса одно их самых интересных моих увлечений сейчас.

Что для тебя музыка?

Это моя половинка, наверное. Часть меня.

Самая большая любовь?

Дааа. Музыка – это то, что никогда тебя не предаст. Для меня, в первую очередь, это самовыражение. Я не поэт: я выражаю себя через музыку, даже во многом не через тексты. Музыкальное самовыражение – для меня все.

Есть что-то, что может заставить тебя бросить музыку?

Ты родилась и начала ходить. Что-нибудь может заставить тебя перестать ходить? Есть люди, к которым музыка приходит с возрастом, для них музыка – это работа, наверное. А я не знаю, как по-другому. У меня образование музыкальное, я с музыкой с детства, с первого класса.

Ты даже не думала заниматься чем-то, кроме музыки?

Нет. Однозначно, это должно быть связано с музыкой. Я пробовала себя в диджействе, преподавании, звукорежиссуре и многое еще хочу попробовать. Музыка во мне, а вот какая конкретно область мне, может быть, неважно. Единственное, что должно быть – интерес.

Как ты проводишь свободное время?

Так как моя работа пассивная, я люблю себя растряхивать, тем более я в детстве занималась спортом. Люблю ездить на велике, очень люблю воду, поэтому я очень часто у Финского залива. Я нахожу время, я очень много у воды. Я люблю что-нибудь активное, бассейн, или просто сходить в тренажерку. Люблю находить новые места, гулять. Но в свободное время я либо на вокале, либо на битбоксе, либо на репетиции. Я люблю филармонию, театр.

Чего ты боишься?

Я боюсь высоты. Это такая грань: боишься, но все равно делаешь. Моя знакомая работает на башенном кране и поднимается туда почти каждый день. У меня от одной мысли голова закружилась. Я прыгала с парапланом. В ближайшее время планируем с друзьями прыгнуть с парашютом. Вода завораживает: когда она своей волной опускает тебя на глубину, до самого дна – это страшно. Хотя я люблю воду. Опять же, и летать я люблю. Здесь все на грани страха.

В твоих песнях много «крыльев», много «летать»…

Да, конечно. Это все во мне. Воды и моря тоже много. Да, летать.

Какую последнюю книгу ты прочитала?

Одна из последних впечатливших меня книг — Пауло Коэльо «Валькирии». Мне очень понравилось, я даже написала что-то типа поста, потому что меня как-то внутренне задело. Ощущения очень крутые были после книжки: перевоплощение ангелов, и тут же Лос-Анджелес – город ангелов. Потом мне подруга с Сахалина посылку передает с маленьким ангелочком. Приходим на репточку: там очень много комнат, а мы идем именно в ту комнату, где на стенах нарисован кадр из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» - как они по пустыне едут. И все это происходит в течение одного дня, максимум – полтора. Мне нравятся такие совпадения – интересно наблюдать. Бывают моменты, когда о чем-то думаешь, потом это цепляется за людей, за ситуацию. А любимая книга моя – Д. С. Фоера «Жутко громко, запредельно близко» и Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана».

Блиц-опрос:
Петь или играть?
Играть.
Минор или мажор?
Мажор.
Север или юг?
Юг.
Питер или Сахалин?
Питер.
Прошлое или будущее?
Будущее.
Рок или битбокс?
Рок.
Поезда или самолеты?
Самолеты.
Берлин или Париж?
Париж.
Дети или взрослые?
Дети.
Книга или фильм?
Книга.
Толпа или уединение?
Уединение.
Кофе или чай?
Чай.
Сладкое или соленое?
Сладкое.
Ночь или день?
Ночь.
Струны или клавиши?
Клавиши.
Россия или заграница?
Заграница.
Бой или перебор?
Бой.
Стадион или квартирник?
Стадион.

Мечта?

Сыграть концерт в Колизее. Потрясающее место, мне кажется. Я не была там, я вообще мало где была в Европе, но я читаю, смотрю.

Что бы ты посоветовала начинающим музыкантам?

Нужно понять, чего ты хочешь. Если ты хочешь этого действительно, если хочешь, например, научиться играть на гитаре, не нужно говорить: «У меня нет денег, чтобы купить гитару, у меня болят пальцы». Все начинается с желания в любом деле, а у начинающих музыкантов тем более.

А если бы музыка была человеком, как бы она выглядела? Или он? Или оно?

Образ? Это не обязательно человек должен быть. Для меня, наверное, это состояние. Это, во-первых, энергия, это пока что-то безликое с очень сильной энергией. Мне кажется, это ветер.

Холодный? Сильный? Мягкий?

Разный. Он всегда разный. Может быть порывистым, может быть спокойным, может быть внезапным, может быть постоянным.

А может его вообще не быть?

Да. Он есть, но его нет. Ты идешь, ты можешь сам его создавать: когда бежишь, ты создаешь себе ветер. Правда?

Да.