Ванильки



Рассуждения о субкультурах былых и современных: «ванильки»

Когда-то, совсем недавно, слово «субкультура» ассоциировалось с юным панком с ирокезом или готом с бледным лицом и в кожаном плаще. Они называли себя неформалами – то, что было нонсенсом, то, что было не принято в обществе, стало их стилем жизни. Они носили то, было не принято носить обычным людям, слушали музыку, которую не понимали остальные, мыслили и жили так, как никому не приходило в голову. Когда о них говорили «субкультура» или «неформалы», они гордились – гордились тем, что отличаются от серой массы…

Что же происходит теперь? Актуально ли сегодня прежнее понятие субкультуры и имеет ли оно то же значение, что десять лет назад? Что произошло с теми неформалами, кто они сейчас, и какие субкультуры можно выделить сегодня?

pankiМузыка, которую слушали неформалы в 2000-х годах, до недавнего времени была музыкой именно неформальной, однако постепенно она стала признанным эталоном хорошей качественной музыки, имеющей все атрибуты – качество исполнение, талант композиторов, создателей текстов и исполнителей, а главное, чем рок всех направлений и отличается по сей день – искренность и оригинальность звучания. Да, рок теперь считается не «отстоем для панков», а действительно хорошей музыкой. В обществе теперь не то что не зазорно сказать, что слушаешь рок и считаешь, что у тебя при этом хороший музыкальный слух. На сегодняшний день шлака в музыкальной сфере не меньше, чем было когда бы то ни было, но картина мировоззрения общества в плане морали и нравственности все же вырисовывается несколько иная, чем десять лет назад, и она скорее радует, чем удручает – то меньшинство, признававшее себя искренним, с высокими идеалами и не чуждое доброты и честности, теперь стало почти большинством. Однако, есть общности, которые выделяются. Такие общности всегда были, есть и будут, но стоит поговорить о современных так называемых субкультурах.

ВанилькиВ сети Интернет уже достаточно много сформировалось этих самых общностей, которые обладают своими особенностями так же, как и когда-то панки, например.
«Ванильки». Любой современный человек хоть раз слышал это слово, и почти у каждого оно вызывает ироничную улыбку или утомленный вздох. Точно так же, как когда-то при виде парня в косухе с длинными волосами или девушки с черными губами и белой кожей. О «ванильках» уже сложено достаточно легенд, есть статьи на «стебных» сайтах – тем не менее, как субкультура они довольно прочно укрепились в обществе. Кто они? Как правило, девушки (хотя бывает, встречаются и парни), у которых главной фишкой в личности является псевдофилософское отношение к жизни, псевдоциничность и псевдооригинальность. Почему псевдо? Потому что, как правило, за всем этим не стоит ничего, кроме привлечения к себе внимания. Внешность «ванилек» тоже имеет отличительные черты, хотя они и не всегда обязательны как атрибут. Культовыми стали сапожки-«угги», эдакие валенки из замши или других материалов самой простой формы на плоской подошве. Считаются зимней обувью, однако есть летние аналоги такой же формы, но из накрахмаленного кружева разных цветов. Возможно, оригинальная австралийская фирма UGG, выпустившая эти сапожки, позиционирует свою продукцию как удобную и качественную, но эта модель приобрела бешеную популярность и толкнула производителей на производство массовых дешевых подделок, которые носят «ванильки» всей страны. Возможно, в отдельных случаях они выглядят стильно, но «ванильки» отличаются именно псевдостилем – если кто-то когда-то счел эту обувь бешено оригинальной и незаурядной, то нужно непременно ее надеть. Таким образом, по улицам ходят сотни и тысячи «оригинальных и стильных» девушек.

vanilki_1.jpgЕсть еще другие особенности внешности «ванилек» - пучок-гулька на макушке, свободные белые футболки с надписями вроде «I Love NY», очки в роговой оправе, зеркальный фотоаппарат (как правило, наличие фотографических навыков при этом отсутствует). Все эти детали имеют один смысл – когда-то кому-то они показались стильными и оригинальными, и «ванильки» цепляются за такие атрибуты как за соломинку, только бы выделиться и обратить на себя взгляды и всеобщее «вау, как круто!».
Всем известное анекдотичное и хрестоматийное описание ванильки: «Она курит, пьет кофе и думает о Нем…» В этой фразе выражена суть этой так называемой субкультуры – псевдоглубокая мысль, не основанная ни на чем, кроме желания чувствовать себя исключительной. От действительно умных и глубоко мыслящих девушек ванильки отличаются тем, что их главная цель – выделить себя, показать себя, даже если показывать нечего. Именно эта черта и вызывает юмористическое отношение к «ванилькам».

Это лишь пример того, какими стали современные субкультуры. Все те же атрибуты – непонимание, насмешки… но все же, оглядываясь назад, можно сделать выводы о качестве и интеллекте молодежи тогда и сейчас. Что было особенным и интересным десять лет назад, а что считается таким теперь – судите сами, что теперь есть норма.

Ligeya