Свентояр, «Єдність» (2013): рецензия



Свентояр

Времена, сошедшиеся воедино…

Сегодня, дорогие друзья, нам предстоит совершить в некотором роде смертельный номер, а именно, заценить альбом «Єдність» (что значит, как вы могли уже догадаться, «Единство») украинской slavonic folk/pagan metal группы «Свентояр», не разводя при этом холивар, хотя уже в одном только описании есть, как минимум, три распрекрасных на то повода. К счастью для читателя, автор рецензии разбирается в политике чуть хуже, чем никак. Поэтому перейдем лучше к музыке. Хотя вот так сразу сделать это, каюсь, не получится, ибо альбом настолько прямолинейно заявляет свою тему, что обойти стороной это невозможно. Но мы по краешку. Аккуратненько.

«Єдність» - это третий полноформатник группы, и представляет он собой концептуальное продолжение предыдущего альбома, носящего название «Наша сила». Под обложками и того, и другого представлены песни на всех трех восточнославянских языках, да и сами обложки передают основную идею предельно просто: три гордо развевающихся флага, скрепленных солярным символом, мечом и автоматом («Наша сила»); сердечное рукопожатие рисованных русского, украинца и белоруса («Єдність»). В общем, я ожидала получить очередную порцию уныния и инструктаж касательно того, как нам Русь-матушку с колен поднимать. А получила отличную музыку и изрядную долю приятного удивления!

Но обо всем по порядку. Альбом включает в себя по три русских, украинских и белорусских народных песен. С аутентичным вокалом, но закованных в метал по самое не балуй. Есть и десятая композиция, но ее мы оставим на сладкое. Уже с первых минут прослушивания понимаешь: если бы на Руси рубали митол, то звучало бы это именно так! Достигнутая органичность звучания – это, без сомнения, результат колоссального труда и показатель высочайшего уровня профессионализма. Песни буквально завладевают слушателем, оставляя ему тем меньше шансов на сопротивление, чем более непринужденно и ненавязчиво это делают: вначале звучит только основная тема, причем лишь у одного инструмента, к которому потом добавляются другие, звучание постепенно нарастает и набирает силу с тем, чтобы в конце обрушиться на слушателя всей своей мощью.

Посмотрите, как работает эта схема в «Травушке» или «А за лесом-лесом», которая, несомненно, является одной из сильнейших композиций альбома. Это еще один образец единства – единства композиторского и вокального мастерства, единства формы и содержания. Сначала мы слышим спокойный напев, лиричный и как бы немного задумчивый. Это пейзажная зарисовка («А за лесом-лесом сонейко играет»). Затем добавляется бэк-вокал, в котором проскальзывают аутентичные элементы; пение теперь не акапельное, появляется гитара. Из текста мы узнаем, что девушка спрашивает возлюбленного, куда и надолго ли он уезжает. Музыка и вокал становятся агрессивнее, нарастает динамика – молодец отвечает: «Поеду далеко – прибуду нескоро… Там жениться буду – про тебя забуду». Последняя смысловая часть – апогей силы звука и проявление силы духа несчастной девушки: «На крутые горы есть у меня кони… На темные леса есть у меня свечи» и т.д.

А вот в следующей композиции – «Ключы» - происходит то, чего никак не ждешь: появляются они. Диссонансы. Дозы, правда, терапевтические, но этот случай проникновения сами-знаете-чего в фолк не единичен: следующая же «Ой давно-давно» начинается с полиритмии, которую также можно услышать и в композиции «На горе калина». А получилось, кстати, весьма интересно, свежо и необычно. Было бы здорово, если бы ребята продолжили в том же духе и следующим альбомом явили миру djent-фолк.

Но оставим пока эти мечты и вернемся к альбому нынешнему, тем более что «Свентояру» еще есть, чем удивить. И, пожалуй, по сравнению с этим мыслишки насчет djent’а покажутся милыми и невинными: ибо оставленный на сладкое десятый трек - это DubStep mix первой песни альбома - «Травушка». Тадааам! Казалось бы: гнев, отрицание, торги и далее по списку. Ан нет. Сотворивший сие человек, значащийся в титрах как StopTheMadness, своего ника явно не оправдал, но это как раз тот случай, когда, делая ставку на сумасшествие, только выигрываешь.

В общем, альбом получился знатный. Отличная музыка, отличный вокал. Идея, поданная не в пошлой прямолинейной форме, а завуалировано и изящно. Непрестанный творческий поиск, результатом которого стали столь свежие и неожиданные решения. «Єдність» станет приятным открытием даже для самых привередливых.


Ирина Сильянова