Мы привыкли к тому, что если юноша/девушка позиционирует себя как представитель какой-либо из неформальных культур, то он/она обязательно слушает тяжёлую музыку, одевается в соответствии с требованиями своей субкультуры, пьёт, курит и грязно выражается. Конечно, чаще всего, это факт, распространённое явление, которое нельзя отрицать. Ведя антисоциальный образ жизни молодёжь так «самоутверждается», самовыражается» и «протестует против системы» (хотя лично я не вижу никакого протеста в том, что мальчик/девочка слушает металл и пьёт пиво с друзьями).
Но из каждого правила есть исключения, и движение, о котором мы будем говорить дальше, и есть это приятное исключение.
Молодёжное движение Straight Edge (стрэйт-эдж – «прямой край», «проверочная линейка», «правило»), пожалуй, одно из немногих движений, действительно борющееся с алкоголем, наркотиками и курением, пропагандирующее здоровый образ жизни, восстановление семейных ценностей и т.д. Движение зародилось в 1980-е годы в США, и сейчас оно весьма активно развивается, в том числе, и на наших просторах. С 1980-х идейная концепция движения значительно расширилась. Стрэйт-эджеры выступают не только за здоровый образ жизни, но и настаивают на том, что полноценный член общества должен быть социально и политически активен. Представители этого движения также поддерживают борьбу против абортов, жестокого обращения с животными и загрязнения окружающей среды. В общем, хорошие ребята.
Молодые люди, причисляющие себя к стрэйт-эджерам, общаются посредством интернета, активно проводят пропагандистскую деятельность, создают тематические сайты, участвуют в митингах. Стрэйт-эджеры предпочитают хардкор и трэш. Музыкальные группы, поддерживающие движение, пишут тексты социальной направленности. Однако это не означает, что если ты в движении, то обязан слушать конкретно такую музыку. Стрэйт-эдж не привязан к музыкальному стилю, стилю в одежде или причёске, и внешняя атрибутика играет второстепенную роль. Знаки отличия используются лишь внутри отдельных стрэйт-эджерских групп и объединений. Основу стрэйт-эджа составляет набор принципов и правил. Это движение скорее социальное, распространённое в рядах молодёжи. Сейчас наблюдается тенденция к политизации стрэйт-эджа. Внутри движения происходит разветвление на «правых» и «левых». Однако ни те, ни другие не перестают при этом ратовать за здоровый образ жизни.
Явление стрэйт-эджа уникально тем, что его никто специально не организовывал, его никто не контролирует. Молодые люди сами объединяются в группы и сообщества, ведут пропагандистскую деятельность. Те, кто имеет возможности, занимаются изданием своих газет и журналов, а кто таковых возможностей не имеет, популяризирует свои взгляды посредством интернета. Часто даже удивляешься тому, какие проблемы затрагиваются в идейной пропаганде стрэйт-эджеров. Осознание того, что молодые люди задумываются об этих проблемах и пытаются заставить общество решать эти проблемы, лично меня приводит в восторг.
Особую популярность движение Straight Edge обрело в Белоруссии. К примеру, в Минске выпускаются самиздатовские журналы “Ребро Жесткости” и “Left Hander”. Существует также ряд музыкальных групп разных направлений, поддерживающих стрэйт-эдж. В России первая стрэйт-эдж команда появилась в далёком 1994 году в Москве, но отыграла всего один первый и последний концерт. Во второй половине 1990-х таких команд стало значительно больше, и сейчас по всей России существует несколько десятков, если не сотен стрэйт-эдж групп. В Украине такие команды тоже есть, но большой известности не имеют и остаются на уровне «местного разлива».
Кто-то назвал стрэйт-эдж «позитивным бунтом», кто-то пишет о них, что это «единственная субкультура, не боящаяся быть трезвой». И действительно стрэйт-эдж – это бунт. Бунт против цинизма и нивелирования традиционных ценностей, против двуличия и корысти. Ведь все мы видим, как общественность, возмущённая «падением нравов» среди молодёжи, тут же рекламирует сигареты, алкоголь и «100 способов изменить мужу» на главном развороте глянцевого журнала. Эти проблемы болезненны для нашего общества, мы сталкиваемся с ними каждый день. Несправедливость и цинизм настолько привычны теперь, что мы даже не обращаем внимания, и равнодушие ко всему, что нас лично не касается, разъедает общество изнутри. И стрэйт-эджеры – та «свежая кровь», в силах которой заставить общество шевелиться и сопротивляться «стадному инстинкту», дабы окончательно не стать бараном, ведомым на убой.