Сергей Маврин



mavrin_1.jpgСергей Маврин не нуждается в дополнительном представлении. Профессиональный музыкант, гитарист-виртуоз, бывший участник групп «Ария» и «Черный Кофе», он уже давно успешно реализует свой проект «Маврин» и активно выступает с концертами. Нашему порталу удалось взять интервью у Сергея 21 апреля 2013 года, в рамках заключительного концерта тура, посвященного 15-летию самой группы, 10-летию пожалуй, самого знакового альбома «Запрещенная реальность» и презентации нового диска «Противостояние». Мы поговорили о кедах, шоколаде, юбилее группы, новом альбоме, и о многом другом.

В этом году группе исполняется 15 лет. На ваш взгляд, это существенный срок или он почти не ощущается?

Это очень большой срок для группы. Для альбома 10 лет — тоже большой. Это значительный срок, чтобы понять, насколько верны были наши тогдашние взгляды, ведь обычно они меняются с течением времени. Относительно ЗР могу сказать, что наше мнение не изменилось практически ни в чем, и первая проверка в виде 10-летнего юбилея это показала.

А вы сами сильно изменились, как по ощущениям?

Да, конечно. Получил достаточно большой опыт. Хотя у меня и до этого был опыт немаленький, но наслоение опытов дает еще более сильный результат. Потом, начинали мы в таком достаточно розовом цвете, я не представлял, сколько будет препятствий на пути, а их было очень много. Но мы их прошли и продолжаем проходить. И это все тоже опыт.

Юбилей вы уже отметили или будете продолжать отмечать?

Будем продолжать. (Смеется.) Мы всегда отмечаем. Официальный день рождения группы — 21 мая. 26 мая будет большой концерт в Москве, посвященный этому событию, будут гости — в частности, бывшие участники группы. Возможно, соберется в своем оригинальном виде первый состав: Беркут, Мосинян, Чиняков. Кстати, на московском концерте мы планируем впервые сыграть ЗР целиком. Не выборочно песни, как до этого играли, а весь альбом полностью, как он записан, от и до.

Какое место в вашей жизни занимает группа?

Основное, конечно. С некоторых пор, уже лет 15 как основное. Группа изначально делалась как серьезный коллектив, иначе бы я за это не взялся.

Вы себя сейчас ощущаете кем-то вроде классика или легенды?

Я часто про это слышу, но с собой не соотношу. Я знаю, что на сцене я не первый год, и в музыке тоже, но я знаю людей, которые еще дольше меня в музыке. Все, что больше 20 лет на сцене, становится классикой, но что это такое, я сказать не могу. Со стороны, наверное, виднее.

Сегодня на концерте вы, помимо всего прочего, презентуете новый альбом «Противостояние». Как вы сами его оцениваете? Он сильно отличается от ваших предыдущих работ?

Достаточно сильно. Хотя, в общем-то, все на ту же тему, просто более резко высказано. Настолько резко, что многие не могут его воспринимать. Я встречал такие мнения, что слушать это неприятно и больно. Темы не изменились, просто раньше мы выражались более мягко, более осторожно.

А почему здесь по-другому?

mavrin1_0.jpgПотому что время подсказало, что сейчас надо говорить именно так. Сейчас время, когда надо бить во все колокола, и альбом «Противостояние» - это один из таких ударов. Может, необычная для сегодняшнего времени, потому что всегда больше воспринимается как протест, когда ты с трибуны кричишь, допустим: «Президент у нас дурак!» И ты становишься героем. Мне видится все гораздо глубже. Не тиран и деспот президент, а состояние всего общества в целом, которое само, начиная с 91-го года, породило то, что мы сейчас имеем: снаружи гламурная упаковка, а внутренность ужасающая. Несколько лет назад я написал песню «Show time». Дежурное название её набросков было "Записки сумашедшего") И я прекрасно знал, на что иду, записывая и опубликовывая это... Но, тем не менее, она в большинстве случаев стала оказывать обратный эфффект. Обратный ожидаемому. Ведь Show time за гранью безысходности. Мои песни – это настроение. Сиюминутное, постоянное, временное... Это откровения, большие и малые. Мы не пересказываем в своих песнях книги, кино, исторические события, мы говорим о реалиях дня сегодняшнего. Больше о жестоких реалиях. Начиная с “Неформат_1” преобладает именно эта тематика. То, о чём мы рассуждаем в песнях, было всегда, во все времена, это мрачная сторона истории человека. И ничего не меняется и, более того, не изменится. Лишь формы и степень. Баланс, на котором держится мир, очень шаток. Почему так? Я не знаю, чем дальше в лес, тем больше вопросов. И сколько было "апгрэйдов" на планете, одному Богу известно. О потерянных своих розовых очках я говорил очень часто. А жаль их... Хорошие такие были, гламурные.:) И с ними легко. Без них чуть сложнее, но жить, вокруг себя меняя мир, становится ещё интереснее. И в который раз убеждаешься, что только лишь вокруг себя, потому что... каждый сам себе рисует линию судьбы. А Show time – это песня-отчаяние. Герой разуверился во всём. Он же человек, и ничего человеческое ему не чуждо. Хоть и отчаяние уже больше нечеловеческое, но он очень любит небо.. Повторюсь, что все наши песни – это размышления, рассуждения, возможно те же заблуждения, метания.. И только время знает правильный ответ. Но разве скажет..?) И, честно говоря, я думал, что после «Show time» я не напишу ни строчки. Мне нечего было больше говорить. Но события, которые мрачной пеленой окружили меня с начала 2012 года, плюс частые вопросы о причинах написания этой самой деструктивной песни в моём творчестве, родили «Противостояние». Это своего рода растолкование «Show time». Противостояние сегодня — это новый Вавилон, это путь к Армагеддону, который неизбежен и всё более очевиден. И этот «адский» сценарий, придуманный для человека, не изменить. Можно только изменить себя в нём. Для этого он в основном и создан.
Сразу хочу сказать, что все, что мы поем, все, что я говорю, - это ИМХО. Мы никому никогда не навязываем своего мнения, в отличие от традиционных рокерских протестов. Плакатности в текстах у нас не было никогда и не будет, это немножко глуповато и однобоко, на мой взгляд.

Касательно названия альбома: какое противостояние мы видим сейчас?

Противостояние внутри общества, и оно обостряется. Оно было всегда, просто в последнее время такое ощущение, что определенные прослойки общества ещё и преднамеренно сталкивают друг с другом.

Сильнее, чем в советское время?

Гораздо сильнее. В советское время были хотя бы идеалы и, пусть мифический, но образ будущего. Сейчас про будущее говорить просто бессмысленно: какой будет завтрашний день, мало кто сможет уверенно сказать, а уж вперед на несколько лет и вовсе загадывать наивно, как минимум.

Песня «Стоявшие у солнца» вызвала у меня четкие ассоциации с песней «Город, стоящий у солнца»...

Да, там прямые параллели, и не только с этой песней, а с многими. Я, наверное, все-таки немножко поправлю предыдущую мысль: наши взгляды не изменились, мы, скорее, больше прозрели. И эти «заблудившиеся странники» из первой песни в сегодняшнем моем представлении заблудились практически окончательно.

То есть дальше им идти некуда?

Всегда и у всех есть шанс, надежда, наверное. Надежда всегда будет, она умирает последней. Повторюсь, что мир и сценарий не изменить. Только себя в нём. Это доступно даже заблудившимся окончательно.

Альбом называется «Противостояние», а вам самому по жизни тяжело противостоять тому, что вы не приемлете? Сил много уходит?

mavrin2_0.jpgДа много и сил и нервов, и все это непросто, но расслабиться и плыть по течению мне уже возраст и опыт не позволяют. Очки розовые свои я давно потерял, к сожалению. (Смеется.) Я иногда шучу: «Верните мне их назад, и все будет иначе!» Но так получилось. Все люди разные, понимаете? Я уже не могу как в детстве или юности смотреть на мир, на реальность.

Я заметила еще одну перекличку. На альбоме ЗР была песня «Добро. Зло», а в ней строчка «нет границы меж добром и злом». Здесь в песне «Война свиней» строчка «я не различаю тьму и свет». Границы по-прежнему нет?

Она и есть и её нет одновременно. Для живого существа, с которого живьём сдирают шкуру, к примеру, она очевидна. И вы никогда не докажете ему обратное, даже рассказывая ему о том, что шкура вам его очень нужна, чтобы не замёрзнуть в морозы и покрасоваться в обществе. Образный пример. Границы нет, пока очевидное зло не коснётся вас самих. И чем больше соприкосновение, тем ярче граница. Это, наверное, единственное, что изменилось в моих именно взглядах на тему. Текст о границе меж добром и злом принадлежит Анне Балашовой, а мы с ней мыслим абсолютно одинаково, так что считайте это и моим мнением на тот момент. Трилогия «Свет. Тьма», «Добро. Зло», «Кто мы?» это достаточно философские размышления о человеке, о мироздании в целом, ещё не лишённые романтизма. «Война свиней» же — это мой современный взгляд на общество, на противостояние и грядущий Армагеддон. И тьма и свет здесь смешались в моём представлении по иным причинам.

Как научиться эту границу различать? Что для этого нужно — опыт?

Опыт бесконечен. Надо, как минимум, стремиться к этому. Пристальный взгляд на то, что происходит вокруг. На жестокость, которая растет в обществе, на превалирующее равнодушие, на безучастие, на беспредел, на растущую абсолютную беспринципность и множество других сопутствующих явлений. Понимаете, опасность в том, что вся эта гламурная упаковка — я о ней уже говорил сегодня — она ослепляет, успокаивает, усыпляет и разлагает в конечном итоге. Нам говорят с официального телевидения, что все хорошо, мы развиваемся, у нас все растет и т.д. Но внутри тем временем, на мой взгляд, проявились во многом уже неизлечимые метастазы... Чтобы изменить хотя бы себя, надо искать причины: не найдя причины, мы не исправим последствия никогда. Очень полезно оглядываться назад, в обозримую историю. Она ведь в целом ничему не научила человечество в массе. Абсолютно. Сценарии неизменны. Но редкие лучи света в хаосе, если действительно захотеть, разглядеть можно всегда. Это тоже часть сценария))

Есть ли на новом альбоме песня, которую вы особенно выделяете среди прочих?

«Русь» и «Война свиней». Они обе о стране, в которой мы живем, но если «Война свиней» - это песня о родинке, то «Русь» - это песня о Родине. Эти две вещи писались одновременно, но по настроению они совсем разные. Первыми, на одном дыхании появились «Свиньи», и, написав ее, я явно осознал, что крайне несправедливо так однобоко смотреть на действительность. Есть и другой взгляд на свою землю и небо над ней, более дорогой мне — и они как раз нашли отражение в «Руси». Эти две песни ярче всего олицетворяют противостояние в рамках альбома.

А как получилось, что на новом альбоме такое количество гостей? Вы заранее так планировали?

Нет, это получилось совершенно спонтанно. Когда весь материал уже был практически записан и оставалось только записать некоторые гитарные партии и вокал, вдруг возникла идея: почему бы не разделить партии между нашими друзьями и хорошими знакомыми?

По какому принципу их делили, эти партии? У меня возникло ощущение, что каждому досталось именно то, что у него выйдет лучше всего.

Да, в конечном результате так и получилось. Например, я позвонил Виталию Дубинину и предложил ему песню «Война свиней» - я явственно слышал, что лучше него эту партию не исполнит никто. Так же как идея, чтобы припевы в конечном результате спел Артур Беркут, хотя планировался Артём. Импровизация по ходу записи. И это тоже противостояние. Артур и Виталий не встречались в студии и не знали о партнёрстве. Но результат превзошёл даже мои ожидания.

Дубинин у вас уже второй раз выступает в роли вокалиста, первый раз — на «Дай руку мне»...

Да, и он замечательно поет. Когда мы познакомились в 1987 году в «Арии», он был начинающим популярным певцом. У него очень своеобразный, яркий, запоминающийся тембр голоса.

mavrin3_0.jpgБуклет альбома на моей памяти у группы первый, в котором нет ни одной фотографии музыкантов.

А мы изначально их не планировали. Как-то банально: у нас все альбомы с фотографиями.

На «Моей свободе» были рисунки. :)

Да, это мы уже тогда пытались как-то сменить атмосферу наших оформлений. Последние их идеи всецело принадлежат Анне Балашовой. На других альбомах, возможно, снова будут наши фотографии, но мы иногда стараемся уходить от шаблонов, повторов, монотонности.

К слову о новшествах: у вас стало гораздо больше электронных вставок в песнях.

Я вас умоляю! :) Синтезаторов у нас было много всегда, начиная с первого альбома «Скиталец». И сейчас их намного больше не стало. Клавиши у нас занимают свое, достаточно равноценное место рядом с теми же гитарами. Просто где-то их больше, где-то меньше. В новом альбоме достаточно много сэмплов — с ними я не работал никогда. Для меня это открытие и очередной опыт. :) В следующем альбоме их может и не быть совсем. Я никогда не знаю, какой будет очередной альбом. :)

А живые клавиши на концерты не хотите вернуть?

Вряд ли, потому что у нас достаточно насыщенная синтезаторами музыка, и один клавишник в одиночку, в две руки просто с этим не справится. Это не клавиши а-ля Deep Purple: я очень люблю такую манеру, но, к сожалению, мы живем не в то время. Все клавишные партии на наших концертах звучат в записи, прописанные мной в студии.

Расскажите о новом сингле «Иллюзия». По настроению он сильно отличается от «Противостояния».

Он уже далеко не новый. :) Хотя тоже вышел в 2012 году. С одной стороны это наш очередной щедрый, разве что не двойной, как бывало, сингл, на котором присутствует ещё и видеоклип на «Show time». С совершенно иным взглядом на песню, кстати. Более доступным и сказочным. :) С другой стороны, это попытка уйти от наших традиционных тем. Сама «Иллюзия» - это вообще баллада о человеческой любви, которой в нашем творчестве почти не случалось. И нам понравился этот эксперимент. «Противостояние» слегка нарушило наши планы. :)

К слову, о поисках нового: может быть, в грядущем альбоме будет больше песен, написанных и другими участниками группы?

Может быть. Мы всегда к этому стремимся, но не всегда получается. За стильностью, выработанной годами, я стараюсь все-таки следить сам, чтобы не было совсем разношерстных песен. Они и так все разные, но все же единый стиль должен присутствовать. И мне это пока удаётся, я считаю.

Ваши товарищи по группе что-то приносят или оставляют вам право окончательной редакции?

Приносят и оставляют. (Улыбается.) Вот Юра иногда приносит мне тяжелые риффы для гитары, а дальше я сам работаю с ними. Каждый в меру своих способностей принимает участие в творчестве группы. Раньше было все гораздо проще, раньше я сам сочинял, иногда Юра подключался. А сейчас и Леня пытается, и Артемий... Просто в любой группе есть руководитель. Дурацкое, на мой же взгляд, определение, но как есть. :) Руководитель ансамбля, художественный руководитель — в данном случае эту функцию выполняю я.

В музыкальном плане чем-то еще занимаетесь сейчас, помимо работы в группе?

В данный момент только группой. У меня еще есть большая инструментальная программа. С ней я изредка выступаю один.

А как же рок-гимназия?

Она существует постольку поскольку. Я иногда преподаю, но это крайне редко. Осталось все на частном уровне преподавания, именно учебное заведение у нас сделать не получилось, потому что очень много возникло моментов, с которыми мы не справились. Это не значит, что мы отказались от этой идеи, может быть, придет время, и это получится сделать полноценной гимназией. А в общем-то, все сторонние занятия всегда были связаны с музыкой, та же радиопередача «Железный занавес», которую я вел восемь лет. На фабриках и заводах я не работаю. :)

Меня всегда интересовал один момент: сколько я смотрю на вас на концертах, столько у меня впечатление, что обувь у вас только двух видов — казаки и кеды. Это так?

Да, верно. Есть еще двухпальцевые кеды, «ниндзя» называются. Собственно, а какой еще есть вид обуви? Ботиночки лаковые с узкими носами я не приемлю. (Смеется).

Насколько я понимаю, у вас кеды советского фасона.

Увы нет, хоть и я же из тех времен-то, из советских. :) К тому же кеды с детства мой любимый вид обуви. Кеды, кроссовки... хотя кроссовки в последнее время не очень, больше кеды. Очень люблю разные экзотические кеды. Казаки изредка возвращаются, они тоже из тех времен, и начинали мы в казаках...
Но лаковые ботиночки с трениками «адидас» сегодня совершают мощнейший прорыв на массовую сцену. Рэп-гоп культура постепенно вытесняет рок. :)

mavrin4_0.jpgТо есть у вас дома коллекция кедов, которыми вы пользуетесь?

И кедов, и казаков. Были бы чистые и безопасные сцены, работал бы босиком, честно, как дома хожу. Но, к сожалению, есть опасность наступить на гвоздь или куда-нибудь вляпаться. :)

А ваши арийские костюмы, где они сейчас?>

Мой, например, мама сохранила. Совершенно неожиданно несколько лет назад она мне его принесла. Последний мой арийский костюм: лосины, гетры, напульсники, майка — разве что кроссовок не сохранилось, а так полностью. Конечно же, я их уже не надену никогда. Время не то, и я сам с улыбкой смотрю на прошлые свои фотографии в тех же самых велосипедных штанах или лосинах, как их называли. Такая мода была.

Вам нравится нынешняя мода рок-исполнителей?

Да. Если это не лаковые туфли и «адидас». :)

Вам поклонники часто дарят подарки? Какие-то запомнились?

Частенько, да. Конфеты, шоколадки очень люблю. Много чего дарят, огромные картины, например, разные виды чая, кофе... Запомнилось ведро с конфетами, которое принесли прямо к моей квартире на прошлый день рождения. Соседи были удивлены, и мама тоже. Обычное пластмассовое большое ведро. Замечательно! Конфеты были разные, от карамелек до шоколадных. В первую очередь были съедены, конечно, шоколадные, прямо как в детстве. :)

Каких новостей нам в ближайшем будущем ждать от группы?

Новой музыки, это точно. Уже есть идеи, есть наработки, в частности, возвращаясь к нашему коллективному творчеству, — Юра Алексеев принес полностью готовую, замечательную песню вместе с текстом. Может быть, снимем клип на «Войну свиней». Пока мы активно готовимся к концерту, посвященному 15-летию группы, а дальше — новый материал, очередной альбом.

В заключение: что бы вы пожелали тем, кто будет все это читать? Тем, кто уже знаком с вашим творчеством, тем, кто, возможно, познакомится после этого?

Перечитайте, пожалуйста, еще раз все, что я вам наговорил... (Смеется.) Ну, и... имейте все-таки больше свое мнение. Слушайте многих, имейте своё. Докапывайтесь до истины, хоть и говорят, что ее нет, истина есть. И смысл жизни пресловутый, о котором многие уже без улыбки и думать не могут, - он существует, это основа всего. У кого-то смысл жизни — это есть, пить и спать. Вполне «замечательный», но смысл. :) У кого-то он кардинально иной. Сколько людей, столько и смыслов. Для себя, наверное, я смысл жизни нашел. Но учить этому и озвучивать его бессмысленно, человек должен сам его понять и найти. Свой. Каждый сам. Через ошибки, падения и боль. Знайте и помните, что мы только гости здесь... В пустых садах страны чудес (с). :)

Отдельная благодарность Ивану Прокоповичу (Rain Embrace Concert Agency) за помощь в организации интервью

Официальный сайт
Группа ВКонтакте