В беседе принимали участие Алик Грановский (бас-гитара) и Леонид Фомин (гитара), временами возникал Андрей «Крустер» Лебедев, бессменный звукорежиссер группы.
Первый вопрос такой. Поскольку я очень люблю группу «Мастер», я слежу за концертным графиком. Что касается Петербурга, вы давно к нам не заезжали, и вот сегодня вы наконец здесь. Это какой-то особенный концерт?
Нас пригласил наш хороший друг, Юрий из «Черного Ангела». Вот мы и приехали.
Как вы вообще относитесь к Питеру? Любите сюда приезжать?
Питер — это второй город после Москвы для меня. Я здесь был раз сто минимум, начиная где-то с 70-х годов, когда город еще назывался Ленинград. Потом в 80-х мы постоянно ездили сюда на гастроли, работали в разных залах.
Как вы считаете, питерская публика отличается от московской? Некоторые музыканты считают, что в Питере публика менее активна, нежели в Москве.
Раз на раз не приходится. Иногда публика бывает зажатая — голодная, наверное, иногда, наоборот, горячая, - чем это объяснить, не знаю. Как-то мы приезжали, и прием был супер! Помнишь, Лео?
Да, не отпускали прямо! Пять раз на бис выходили, песни играли по два раза.
В общем, всегда по-разному бывает.
А как вы для себя определяете, особенный концерт или нет, удался он или нет? Есть какие-то показатели?
Я определяю так: когда выхожу на сцену, смотрю, как люди реагируют на наше появление, и сразу понимаю, как пойдет концерт в дальнейшем.
А если кто-то из вас лажает во время выступления, потом не ругаетесь?
Мы же профессионалы, мы априори лажать не можем. Но даже если есть какие-то косячки, которые от нас не зависят, - звук, например, - это же режим live, ничего страшного.
Вам больше нравится концертная работа или студийная? Или как повезет?
Как повезет. (Смеется.) Студийная работа очень нудная и очень долгая. Она тоже, конечно, доставляет определенное удовольствие — мне, допустим, нравится, но процесс этот и правда очень длительный. Хорошо, когда все компактно.
Сейчас в студии работаете над чем-то?
Работаем. Пока это секрет, но скоро все узнаете.
Немногие советские группы дожили до сегодняшнего дня, так сказать, в здравом уме и творческом настрое. Вы — одна из этих редких групп. Как вы считаете, почему группа не развалилась?
Так Провидение, наверное, решило, что ей не надо развалиться. Или я просто этого не хотел.
Как вы оцениваете популярность группы на сегодняшний день в сравнении, скажем, с советскими временами?
Сейчас все по-другому, все очень сложно в век Интернета. Если взять рекламу в Советском Союзе, мы работали профессионально, в Москонцерте, в филармониях, и нашей раскруткой занималось государство. Сейчас в связи с тем, что у нас в стране нет шоу-бизнеса как такового, артистами никто не занимается, особенно в рок-жанрах. Все мы сами себе режиссеры, а это всегда сложно.
Но тем не менее, группа продолжает существовать, и это здорово. В прошлом году отметили юбилей, в этом вышел диск Tribute to Мастер XXV. Запустить этот проект была ваша идея?
Нет, не моя, и вообще не группы «Мастер». Мне позвонил мальчик с портала Mastersland: мол, хотим сделать трибьют группе «Мастер», есть команды, желающие участвовать. Да на здоровье, говорю я. Они там сами все и организовали.
А вы слушали то, что получилось?
Не, целиком не слушал. (Смеется.) Маленькие кусочки только. Понравилась группа «Питбуль» из Белоруссии, их вокалист, Петр Елфимов, по-моему, пел на «Евровидении». Они взяли песню с альбома Maniac Party – Burning to Hell, неплохо получилось.
Я тоже кое-что слышал. Знаешь, там есть толковые группы, более современные аранжировки...
Этот проект, по сути, состоит из каверов. Такое ощущение, что сама группа «Мастер» за всю свою историю никогда не делала каверов, кроме Paranoid (Black Sabbath) с альбома Talk of the Devil. Вы принципиально не делаете каверов, или просто так случалось?
Что значит «принципиально»? Играли разное, было дело, просто не записывали.
Когда к нам Лекс пришел, мы устроили концерт-представление, играли и Black Sabbath, и Deep Purple...
Не хотите записать еще какой-нибудь кавер?
Да ну, а зачем?
А у нас, кстати, был опыт. Мы записали два кавера на Kiss, но они никуда не вошли: заказал один человек из Питера, а потом пропал куда-то. А вот кавер на Twisted Sisters – Ride to live, live to ride – по заказу компании Harley Davidson был благополучно издан на сборнике. Там и «Ария» участвовала с кавером на Manowar.
В этом году у вас вышла песня «Трудно быть первым» - русскоязычная версия вашей же песни Heroes – на сборнике «Монстры рока». Это была разовая акция, или эта песня появится на одном из будущих альбомов?
Нет, она была записана именно для этого сборника. Был написан русский текст, немного переделана аранжировка.
Текст, кстати, оригинальный, не переводной. Рита Пушкина специально написала.
Часто ли версия песни, записанная на альбоме, отличается от той, что вы исполняете на концертах? И с чем это связано?
Иногда мы немного меняем аранжировку, добавляем какие-то концертные нюансы, и она звучит уже чуть-чуть по-другому.
Это вы заранее все планируете или импровизируете?
Нет-нет, это все продумывается заранее. На репетиции пробуем разные фишечки, то так, то этак...
Бывает так, что вы на концерте импровизируете?
Конечно, очень часто.
Когда у кого-то струны рвутся, другие импровизируют. (Смеется.)
Это уже не импровизация, а форс-мажор.
Зато весело!
Безусловно. А сет-лист у вас обычно заранее составляется или вы прямо перед концертом решаете, что будете играть?
А вот сейчас и решим. Минут за десять. Нам бы бумаги и маркер, и все будет. (Улыбается.)
Заявки принимаются! (Смеется.)
Есть ли такая песня (или песни), которую вы обязательно играете на каждом концерте?
Примерно последние песен пять. Перечислять не буду, их и так все знают. Группа обязана постоянно играть свои хиты. Есть такое мнение: зачем, мол, постоянно играть одно и то же? Это неправильно, у любой группы есть набор хитов, которые люди любят и ждут.
Это у нас называется «развлекательный блок на бис». Если эти хиты не сыграть, люди в плохом настроении уйдут. Нас вот без «Воли и разума» не отпустят.
Не знаю. Дело даже не в том, что это дорогое удовольствие. Это длительный, трудоемкий процесс, работать над ним надо много, а денег с него особо не получишь. Через час все это выложат в Интернет, и вся работа, считай, в корзину. Ради чего стараться?
Некоторые музыканты выходят на сцену, чтобы выплеснуть адреналин, некоторые — чтобы показать, какие они крутые... А вы для чего выходите на сцену?
По привычке. (Общий смех.) Вообще это наше основное место работы. Мы этим живем. Это работа и хобби в одном лице.
А куда нам еще выходить? (Общий смех.) Совмещаем приятное с полезным. Некоторые, например, говорят: «Мы выходим на сцену и играем рок-н-ролл, чтобы нравиться девушкам». Но это не наш случай.
Девушки вообще не рассматриваются как стимул?
Нет, они всегда рассматриваются, но не в этом ключе.
За все время существования «Мастера» в группе появились какие-то традиции?
Традиция у нас в поезде — расставляется, раскладывается и разливается. (Общий смех.)
Вопрос по текстам: как думаете, чему учат ваши песни? Вы сами стремитесь кого-нибудь чему-нибудь научить, или просто делаете то, «чего душа просит»?
Я считаю, что могут. Есть очень правильные тексты, например, «Встань, страх преодолей». Многие люди по-своему понимают песни, рисуют себе образы...
Изначально, конечно, мы не собирались кого-то учить.
Кстати, во многих песнях, в той же «Воле и разуме», изначально был совсем другой текст.
Да, верно. «Страна слаба, когда в ней мало металла».
Если мы говорим об идеях: рок-музыка изначально несла в себе идею протеста, идею борьбы. Как вы считаете, эта идея сейчас жизнеспособна?
По-моему, какая-то борьба все-таки происходит. Я только не совсем понимаю, насколько это эффективно. Рок-музыка — это достаточно искренняя музыка, честная, живая, а ни для кого не секрет, что многие просто играют под фанеру.
Вот вам и борьба — с фанерой.
А сама группа «Мастер» когда-нибудь боролась против чего-то или за что-то?
Эта борьба в определенной степени подпольная. Что-то происходит в основном на концертах, нет же массового рок-канала или радиостанции. Кто приходит — слышит, находится в этой атмосфере, происходит какое-то общее движение... Хотя, может, это просто сиюминутное настроение, а не борьба.
Раньше и звучание «Мастера», и тематика были более острыми, более злободневными, что ли... Сейчас все стало мягче.
Правильно, а время-то какое было? Конец Советского Союза, там было, о чем петь, именно в таком, политическом, ключе.
А сейчас не о чем?
Сейчас есть о чем, поэтому у нас тексты изменились. Последний альбом, например, достаточно жесткий, там речь идет в основном о человеческих отношениях.
А та сатира, которая была в ранних текстах, - это все же больше стеб или крик души?
Наверное, скорее, крик души, это не стеб. Все было достаточно серьезно. Еще немаловажен такой момент: первый альбом вышел в 1987 году, а потом появился винил, и нужно было немного сыграть на политической нотке, чтобы государственная комиссия на фирме «Мелодия» приняла эти тексты. Если не утвердят программу — не допустят к выступлениям. Со вторым альбомом было уже чуть легче, а с первым целая комиссия заседала и каждое слово чуть ли не под микроскопом рассматривала — что это такое и для чего.
Леонид, вопрос к тебе: многие музыканты играют в группе, потому что им нравится ее стиль, другие ради коллектива, а музыка у них на втором плане. Какой случай у тебя?
Да все нравится — и музыка, и коллектив... И творческий процесс у нас достаточно легко происходит, так как все музыканты высокого уровня, договориться всегда легко, не надо никому ничего объяснять и показывать. Уважаемый коллектив, известный.
А вот допустим, изобрели бы машину времени: в какое время ты бы хотел попасть?
В конец 80-х. Когда музыканты собирали стадионы без всяких вопросов, не нужна была реклама, народ любил рок-музыку. А сейчас творится непонятно что.
А может сейчас какая-то сила повлиять на то, чтобы рок-музыка опять стала собирать стадионы?
Нет, почему, ходят же сейчас на так называемую рок-музыку — русский рок, к примеру, но это немного не то, это ближе к шансону и бардовской песне, все построено на аккордах, нет сложного инструментала. Остались, конечно, еще монстры — БГ, «Алиса» и прочие, они да, еще тех времен. Мы не в этой среде, у нас свое направление. А насчет собрать народ... Мне кажется, больше всего собирается на рок-фестивали, где играет примерно 10 известных групп.
Ты считаешь, что молодые группы могут в перспективе занять эту нишу, стать настолько же известными?
И сейчас есть достаточно известные. Например, из питерского рока — группа «Пилот», вполне вменяемые музыка и тексты, лидер очень толковый человек. Я сам их не слушаю, но уважаю. Еще группа «Слот», у них очень много поклонников среди молодежи.
Как вам кажется, рок-музыканту тяжелее было раньше, в советское время, или сейчас?
Тогда, конечно, было тяжелее, но и намного интереснее. Рок-музыка была под запретом, подпольные рок-концерты — сейшена — обычно устраивались нелегально. А сейчас — пожалуйста, каждую неделю проходят рок-концерты. Только вот нужно ли столько много? На мой взгляд, нет, потому что перекормили людей. Многие уже не могут отличить нормальный коллектив с профессиональной, хорошей музыкой, с высоким концертным уровнем, от какой-то... безделицы. Вот до чего доведена ситуация из-за того, что публика просто перекормлена.
Может быть, есть смысл опять запретить рок-музыку, чтобы у людей проснулся интерес?
Насчет запретить не знаю, а вот устроителям бы договориться и сделать небольшую паузу — на полгода, скажем. Если раньше этим делом занимались филармонии или Москонцерт, еще даже в начале перестройки, то сейчас все пущено на самотек.
А вы сами ходите на концерты других исполнителей?
Если только на фирменные. Я вот был на Элисе Купере, Dream Theater... Последний раз давно ходил, не помню на кого.
Я был на основных известных: Megadeth, Whitesnake, Black Sabbaty, Dio, Ozzy Osbourne само собой... В принципе по одному разу мне достаточно, второй-третий уже необязательно. Я уже вышел из возраста фанатения, просто интересно посмотреть, как работают люди, какой звук...
А музыку «Мастера» вы сами слушаете? Дома, например?
А зачем? Там все известно вплоть до каждой ноты. Если только так: записал альбом, выпустил, а через год решил послушать «новыми ушами». Уже какие-то нюансы отмечаешь на будущее.
Сложно быть объективными по отношению к собственному творчеству?
Бывает непросто. Обычно кажется, что все круто, а потом через некоторое время слышишь какие-то погрешности.
Мне как раз не кажется, что все круто. Мне кажется, что чего-то постоянно не хватает, все время хочется что-то переделать.
Когда сам сводишь, всегда хочется чего-то идеального, а это сложно найти. Главное — в перфекционизм не впадать.
У меня, например, записать сольный гитарный альбом с разноплановой музыкой. Идеи есть, возможность есть. Найти бы для этого время...
Не хочу особо распространяться. Часто так бывает: скажешь о чем-то вслух, а оно потом не сбывается. Но, можно сказать, что мечта есть.
Как вы можете описать себя парой слов?
На меня пары мало, на меня много надо. Триста тридцать. (Улыбается.)
Если в общем плане, то можно сказать — я гитарист, играю любимую рок-музыку и стараюсь делать это хорошо.
А группу «Мастер» можно описать парой слов?
А «Мастер» не надо парой, одного слова достаточно - «Мастер».
Портал Insurgent выражает особую благодарность Юрию Гибу («Черный Ангел») за помощь в организации интервью