Любера, люберецкие, люберы – очередное уникальное явление советской перестроечной эпохи. Может, кто-то еще помнит песни группы Любэ «Клетки», «Люберцы»? Так вот, эти песни как раз посвящены ребятам из подмосковных Люберец, которые надолго запомнились всем советским гражданам. Вопреки расхожему мнению, люберы – это не гопники. Это весьма специфическое молодежное объединение, которое базировалось в данном конкретном месте (г. Люберцы, МО) в данное конкретное время (конец 1970-х – начало 1990-х). Так что субкультурой люберов назвать нельзя, а вот молодежным движением - можно. Почему это всё-таки движение? Появившись, собственно, в Люберцах, данное явление распространилось на соседние области, и сторонники люберов нередко обнаруживались в самых отдаленных уголках необъятной страны.
В начале-середине 1980-х наблюдается второй этап развития люберецкого движения – объединительный этап. Юные культуристы поняли, что их в Люберцах много, и взгляды у них похожи. Это стало прекрасным поводом для объединения всей подвально-тренажерной массы в некую общность люберецких качков. У них появилась и своя мода. Помните песню группы Любэ «Клетки»? Так вот, песня посвящена люберецкой моде. Широкие штаны в клетку темной расцветки – неотъемлемый атрибут любера. Еще один важный элемент – кепка-бескозырка или кепка в клетку, дерматиновая куртка (с которой легко вытирается кровь). Одной из ключевых фигур тогдашнего люберецкого бытия был Доктор Любер – известный и по сей день культурист, который разработал собственную методику тренировок, которая позволяет за недолгое время без всяких дополнительных химических препаратов солидно накачаться. Именно благодаря этой методике сборная Люберец в 1987 году выиграла первенство Москвы по культуризму.
Однако любера стали известны на весь Союз не только благодаря спортивным достижениям. Любимым занятием люберов стали драки с неформалами, когда с объявлением курса на перестройку молодежь почувствовала, что в воздухе запахло свободой. Тогда неформалы начали выходить в люди и открыто появляться на улицах. Но люберецкие ребята были недовольны внешним видом неформалов, не любили западную музыку и путем рукоприкладства пытались образумить соотечественников, низкопоклонствующих перед Западом. Кроме того, любера боролись и с немногочисленными неофашистскими группировками, которые появились в те годы в Подмосковье. При этом люберы открыто пропагандировали нетерпимость к лицам кавказской наружности. Тогда же, в середине 1980-х, любера обзавелись собственной символикой и гимном.
В 1986 году о люберах начали писать в прессе. Газеты «Советская Россия», «Огонек», «Комсомольская правда», «Ленинское знамя» периодически сообщали о группах молодых людей спортивного вида которые скандируют на улицах Москвы «Люберцы! Люберцы!» и бьют неформалов. За консервативные взгляды и здоровый образ жизни люберов уважала милиция и основная масса населения. Благодаря прессе об этом движении узнали в СССР, а слово «любер» стало нарицательным. Кроме того, появилась молодежь, живущая за пределами Люберец, но разделяющая взгляды люберецких качков. Такие сочувствующие также называли себя люберами. Подобные группы консервативных качков появлялись в пригородах Петербурга и других крупных городов. Люберы совершали массовые организованные выезды в Москву, чтобы побродить по городу и позадирать местных неформалов. В феврале 1987 года московская милиция зафиксировала группу из 600 люберов. Люберы поджидали неформалов на рок-концертах, срывали концерты, били всех, кто попадался под руку. В ответ на это неформалы собирали свои группы сопротивления люберам. Началась охота – люберы охотились на неформалов, неформалы собирались и мстили люберам. Известно, что 1 марта 1987 года около 1000 металлистов собрались на Садовом кольце, чтобы бить люберов. В том же году трехтысячная толпа собралась в ЦПиК им. Горького в Москве, чтобы «выяснить отношения». Однако уже в 1989 году наблюдается спад люберецкого движения. С распадом СССР оно и вовсе сошло на нет. В начале 1990-х часть люберов образовала ядро известной Люберецкой ОПГ, но это уже другая история.
Poloneya