Луи Армстронг биография



Louis ArmstrongЛуи Армстронг
Если кого-нибудь и следует назвать Господин Джаз, так это Луи Армстронга…
Дюк Эллингтон

Господин Джаз был рождён от недолгого брачного союза истопника скипидарной фабрики и прачки, позже ставшей шлюхой. При рождении он получил имя Луис Дэниэл Армстронг, которое по новоорлеанской креольской привычке было сокращено до Луи.

Луи не знал своего дня рождения, поэтому, когда потребовалось, просто ткнул своим мозолистым чёрным пальцем в День Независимости – 4 июля, тогда же и отмечал день рождения – вместе со своей страной. Луи ошибался – даже не с днём, с годом рождения, думая будто рождён в первом году нового, ХХ века. Позже по церковным книгам удалось узнать, что он всегда набавлял себе почти целый год.

Когда Луису было пять лет, из их семьи ушёл отец. Мэйнен – так звали мать – отдала его с сестрой Беатрисой на воспитание бабушке, чтобы иметь возможность хоть что-то заработать. Когда её дела немного наладились, она снова взяла его в Новый Орлеан, но особенного внимания мальчику не уделяла. Где-то с семи лет он перебирается жить в дом литовских евреев-эмигрантов Карнофски, пожалевших мальчика.
Его детство прошло в Сторивилле - одном из самых бедных негритянских районов Нового Орлеана рядом с пабами, публичными домами и танцевальными залами, откуда вовсю гремел джаз.
Интерес к музыке проснулся в нём довольно рано. Уже в пять лет, бегая за шествиями или ошиваясь в церкви, он пытался узнавать гимны и другие произведения, различать инструменты аккомпанирующие пению.
Денег всегда катастрофически не хватало и Луис подрабатывал как мог – продавал на улицах газеты, развозил уголь а когда чуть подрос – работал в порту, разгружая суда.
Нельзя однозначно сказать умел ли Сэчмо (сумкоротый, рот-как-меха – прозвище Армстронга, от англ. Satchel Mouth) играть, когда в 12 лет на городском новогоднем празднике навёл на одного из клиентов Мэйнен полицейский ствол, вытащенный из брюк копа, спавшего с его матерью.
Точно известно, что к тому возрасту, когда он решился на это, Луис уже какое-то время пел в небольшом негритянском ансамбле. Немного подумав, Сэчмо задержал дыхания и спустил курок.
Луи тогда не стал убийцей по чистой случайности - «если кто-то и выстрелил – видимо не попал». Но оставлять негритёнка безнаказанным никто не собирался, и на восемнадцать месяцев он угодил в колонию «Уэйф’с Хоум» – что-то вроде приюта для «цветных» беспризорников. В колонии имелся небольшой духовой оркестрик, куда и поступил юный Луи. Там он овладел игрой – сначала на тамбурине, а затем на корнете – помог развитый за годы пения в ансамбле музыкальный слух. Репертуар оркестра составляли популярные эстрадные песенки, польки, кое-какие рэги да марши, однако игра всерьёз увлекла Луи, и к концу своей отсидки он твёрдо решил стать музыкантом.

Сказано – сделано. К шестнадцати годам Луис Дэниэл уже играет в местных клубах и барах, на одолженных у знакомых музыкантов, инструментах. Впрочем, барами Сэчмо не ограничивается, играя повсюду, где удаётся – в спортзалах местных школ, на праздниках, в дансингах – словом, везде. К 1917 г. Луи сколачивает свою джаз-банду. Его первым учителем стал Джо Кинг Оливер – лучший корнетист Нового Орлеана в те годы. После отъезда Оливера, в 1918 он по рекомендации входит в состав коллектива известного тромбониста Кида Ори. Параллельно Сэчмо играет в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» у Фэтса Мэрейбла, который в летнее время работает на курсирующих по Миссисипи пароходах. Мэйрейбл учит его азам сольфеджио – до начала 20-х Луи играл исключительно на слух.
О его личной жизни в этот период известно не слишком много. Спутницей и первой женой Луиса становится миловидная креолочка Дэйзи Паркер – проститутка, как и его мать. Впрочем, они были вместе достаточно недолго.

Louis ArmstrongВ 1922 г. о нём вспоминает его первый учитель – Кинг Оливер. Закрепившийся в Чикаго Кинг приглашает к себе Армстронга, и берёт его вторым корнетистом в «Creole Jazz Band» один из самых заметных бэндов города, играющий в большом ресторане «Линкольн Гарденс». Данную этим бэндом школу в карьере Луи Армстронга переоценить трудно. В Чикаго Сэчмо провёл два года, и всё это время Оливер заботился о своём подопечном. В будущем Армстронг будет отзываться о нём как о «великом мастере ранней эпохи джаза», и полагать себя более чем обязанным Оливеру своим музыкальным успехом.
Наряду с Джо Кингом на молодого музыканта оказывает влияние пианистка «Jazz-E-Sazz Band» Лил Хардин, кстати, имеющая классическое музыкальное образование. У них завязывается роман. В 1924 году Армстронг женится на ней, и после некоторых уговоров с её стороны переезжает в Нью-Йорк, поступив в оркестр Флетчера Хендерсона.

Этот переезд, смена бэнда вкупе со сменой корнета на трубу принёс свои плоды. К Армстронгу начинает приходить популярность. Его зажигательные соло притягивают внимание публики, а в музыке начинает вырисовываться свой собственный стиль. На первых порах, помимо традиционной негритянской сочности Луи поражает оригинальными импровизациями. Это ново, это необычно – ведь джаз того времени являлся лишь негритянской народной музыкой в оркестровом звучании, и то, что впоследствии жанр обогатился свободными импровизациями во многом заслуга Армстронга.
С ноября 1925 г. Луи записывает свои студийные проекты – «Hot Five» и «Hot Seven». Пластинки с записями имеют большой успех. В 1927 году он руководит созданным им оркестром Hot Five (с участием его жены Лил Хардин).

В конце двадцатых он также выступает дуэтом с Эрлом Хайнсом, гастролирует по стране – участвует в голливудских киносъемках, ездит по Калифорнии с оркестром Леона Элкинса, после – играет в Нью-Йорке с оркестром Дюка Эллингтона и Л. Рассела.
Именно в этот период он пробует работать со скэтом – впервые при записи «Heebie Jeebies». Скэт – звукоподражания разного рода, которые пелись им вместо слов. Скэтом Армстронг доводит до максимума негритянскую манеру имитации звука инструментов, хрипит, давится словами, звуками, что-то выкрикивает, посмеивается, хохочет и приговаривает «о, да!». Нераздельность звука трубы и звукоподражаний певца – таков уникальный «почерк» Армстронга.

Успех скэтовых импровизаций подтолкнул Луиса к следующему шагу – вокалу. Надо сказать, что вокальные данные у Армстронга отсутствовали. Но когда на концертах он в перерывах между соло на трубе стал что-то подпевать, то вдруг обнаружил повышенное внимание публики именно к этим моментам. И – запел.
Из отсутствия голоса Армстронг сумел создать особенный тип вокала, став творцам той вокальной системы, к которой (в разной степени) после него прибегали практически все, кто пел хрипло – от Утёсова до Высоцкого или Моррисона.

По мере того, как Луи углублялся в вокальные «дебри», буквально пробивая их своим горловым вибракто, изменялось и его отношение к акту пения. Как баптистский проповедник он сыплет комментариями, спорит, пререкается с пением, с текстом, обыгрывает своё удивление от каких-то строк. Это – и меньше – но уже и несоизмеримо больше чем пение.
Из трубача он постепенно превращается в певца, подыгрывающего себе на трубе.
В 1929 г. Армстронги окончательно переезжают в Нью-Йорк. Скэт Армстронга стремительно становится модой. Особенный успех имеет композиция «West End Blues» 1928 года, которую многие критики считают лучшей вещью всего раннего джаза.

В конце 1920-х Армстронг перестаёт играть на корнете.
В наступившей эре биг-бэндов, Армстронг всё больше сосредотачивается на sweet music – популярной в то время танцевальной музыке, привнося в неё яркую манеру, свинг и прочие приёмы, заимствованные из хот-джаза.
Новую волну популярности ему приносит участие в ревю «Горячий шоколад», поставленном на Бродвее. Гарлем буквально захлёстывает мода на Армстронга. Из-за обильной потливости, Луи держит платок на сцене – и вся молодёжь Гарлема ходит с платками. Армстронг складывает руки на животе – что ж, половина гарлемской молодёжи просто должна переучиться сидеть, выдвигая вперёд ногу и сложив на животе руки с непременным платком.

Louis ArmstrongНадо сказать, что в начале тридцатых Луи Армстронг популярен в основном в негритянских кварталах. Это положение меняется после его триумфальных турне по Европе.
С 1933 г. он выступал во Франции, Англии, Голландии и Скандинавии. Также Луи посетил Северную Африку. Эти гастроли делают его звездой национального масштаба в США, а популярность его и джаза в Европе – ещё до гастролей – весьма удивила музыканта.
Между своими турне, он даёт выступлениями с оркестрами Кида Ори, Чика Уэбба и Чарли Гейнза, играет и поёт в театрах, выступает на радио и участвует в киносъемках.
В начале тридцатых его союз с Лилиан терпит крах, Армстронг женится вновь и опять неудачно. Успехом увенчается лишь его брак с танцовщицей Люсилл Уилсон, с которой он и прожил до самой смерти.
Луи пишет и в 1936 году публикует свою первую автобиографию «Swing That Music». Период с середины и до конца тридцатых – пик музыкальной карьеры Луи, однако на этом гребне успеха появляются первые проблемы. Он переносит ряд операций на деформированной мундштуком трубы губе и операцию на связках (пытаясь убрать хрипотцу).

В 1935 году у Армстронга появляется новый менеджер – Джо Глейзер, вложивший много усилий в его раскрутку. До 1947 года Луи работал с популярными тогда биг-бэндами, а потом Джо организовал для него небольшой бэнд «All-Stars», с более джазовым звучанием. В оркестрике поначалу играли Сид Кэтлетт, Барни Бигард и Джек Тигарден – звёзды того времени. Впоследствии сайдменами проекта становились малоизвестные музыканты, которые под крылом Армстронга довольно быстро обретали популярность.
Пластинки Армстронга всё чаще становятся золотыми. За «записью года» «Blueberry Hill» успех настигает «Mack the Knife» из «Трёхгрошовой оперы» Брехта и Курта Вайля.
Наверное, нет звёзд джаза, с которыми не переиграл бы Сэчмо. Среди них Коул, Билли Кайл, Велма Миддлтон, Бинг Кроссби, Трамми Янг, Сидни Беше, Билли Холидей и, конечно же, Элла Фицджералд. Участвовал он и в джазовых фестивалях – в Ницце, в 1948, в Ньюпорте, в 1956 – 1959-х. гг. и в больших концертах в Метрополитен-опера и Таун-холле.
Мэйстримный джаз выросший из оркестрового исполнения народной музыки гетто – вот подлинное творение Луи. Он построен на свинге, импровизациях и безумно адаптивен. Это подтверждает сотрудничество Луи с исполнителями свинга, модерн-джаза, диксиленда, симфо-джаза, госпелльных зонгов и спиричуэлов, с блюзовиками и хорами школ.

К середине 50-х Луи Армстронг был одним из самых известных в мире музыкантов, к тому же он снялся более, чем в 50 фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальное звание «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне, однако на предложение съездить в СССР, Луи ответил так: «Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр».
В 1959 Луи настигает первый инфаркт, но, несмотря на его проблемы, он не бросает сцену. В 1960-х он увлекся госпеллом, но не забывал и джаз. Вместе с Барбарой Стрейзанд он участвует в мюзикле «Hello, Dolly!», трек из которого в мае 1964 занял первое место в чартах, обойдя «Битлз». Последним хитом Луи Армстронга принято считать «What a Wonderful World».

В конце 60-х Луи заметно сдаёт, но сцену он вновь не оставляет. В 1971 году он поёт на ТВ в шоу с Бингом Кросби, потом – играет в ньйоркской «Уолдорф Астория», но новый сердечный приступ укладывает его в больницу. 5 июля Армстронг просит собрать свой оркестр для репетиции, а 6 июля у него отказывают почки и он – умирает. Его тело по приказу Никсона выставляют в манеже Национальной гвардии, торжественные похороны транслируют на всю страну.
Многие газеты мира, даже «Известия» в тот день вышли с вестью о его смерти на первой полосе.
Темнокожий сын шлюхи, Сэчмо, «творец американского искусства» или просто Господин Джаза в конце жизни задавался вопросом – понравится ли архангелу Гавриилу его музыка? Я думаю - теперь ему известен ответ.

Вячеслав Чеш