«Близок стал мрак,
Растаяв в глазах.
Призрачен шаг,
Как веера взмах...»
Мрачные философские тексты, тяжелое электронное звучание и оригинальный, непривычный рядовому зрителю имидж — все это Rotting project, объединивший европейские музыкальные эксперименты нового времени и восточную изысканность. О проекте подробно рассказал Leo Rotting, создатель и идейный вдохновитель. Беседа проходила в клубе «Арктика» перед открытием dark-сезона 25 августа.
-Жанр определен как EBM, dark electro, visual kei. Откуда возникла такая интересная смесь?
Практически каждый музыкант выбирает ту музыку, которая ему нравится. Моя любовь ко всяким группам типа Suicide command, Noisuf-X вылилась в музыкальную составляющую в виде EBM и dark electro. А моя любовь к J-rock'у, соответственно, вылилась в визуальную составляющую проекта в виде visual kei.
-Почему тебе нравится именно EBM и dark electro?
Я предпочитаю музыку либо агрессивную, либо депрессивную. Есть, конечно, исключения из правила, но в основном так.
-Ты как раз человек довольно жизнерадостный, никак не депрессивный...
Стараемся играть на контрастах. Я считаю, что у каждого человека внутри есть что-то агрессивное и депрессивное, что требует выхода. У меня это выходит через творчество и музыку, которую я слушаю. Меня это успокаивает.
-А visual kei?
Это просто моя любовь к прекрасному. Мужчина по своей природе не может быть прекрасным, красота мужчины измеряется его женственностью.
-Погоди, то есть мужчина может сделать себя привлекательным только с помощью всяких женских штучек?
Это, конечно, спорный вопрос, но мое отношение именно такое. Я считаю, что многих женщин привлекает в мужчине именно женственность.
-Мне кажется, это достаточно новое явление, ведь в тяжелой музыке, наоборот, всячески подчеркивается мужественность... А ты, похоже, пошел другим путем.
Может быть. На нашей сцене не так много групп, которые стремятся к стилю visual kеi, поэтому это было еще одной причиной, чтобы выбрать данное направление.
-Ну, к шоу стремятся многие группы...
Это-то понятно, но группы в этом стиле в России можно по пальцам пересчитать.
-То есть твой проект в некотором роде уникален?
Нет, конечно. Есть, например, московская группа Kryonik Moon. Я очень уважаю людей, которые разделяют мою любовь к данному направлению и пытаются что-то делать в похожем стиле.
-Как ты считаешь, для кого такая музыка? Для кого ты ее делаешь?
Хотелось бы, конечно, охватить сразу несколько аудиторий, а именно: людей, которые любят индастриал, EBM, dark electro, всякую современную электронику, аудиторию чисто готическо-романтическую, и основное внимание уделить любителям J-rock'а и аниме.
-На данный момент насколько разнородная у вас аудитория?
На самом деле по большей части на концерты приходят только друзья. Бывает, что и из другой тусовки тоже приходят, с ними знакомишься, и в итоге они тоже становятся друзьями. :)
-Тяжело продвигать проект?
Мне вообще кажется, что у нас в России все достаточно медленно движется, поэтому я не думаю, что есть какая-то перспектива. Я делаю музыку чисто для удовольствия, но я не думаю, что когда-нибудь с ее помощью буду зарабатывать нормальные деньги, чтобы я смог существовать за ее счет. У нас в России зарабатывать музыкой нельзя, можно только вкладывать в нее деньги.
-Вообще у того или иного стиля обычно много поклонников, но лишь немногие решают что-то делать самостоятельно. Почему ты стал этим заниматься?
Было время, когда я только начинал увлекаться фотографией, и мне захотелось побыть моделью. Пробовали разные фишки, экспериментировали, и решили нарядиться под J-rock. В то же время я увлекся электронной музыкой и стал потихоньку изучать программы, используемые для ее написания. Как-то это все совпало, и я пришел к мысли, что можно совместить визуальный стиль и музыкальный.
-Сколько в проекте на данный момент человек?
Можно сказать, я один. Во всяком случае, сегодня на сцене можно будет увидеть только меня, вся музыка пойдет в минусе. Вообще один из самых важных участников проекта — это гример, потому что он полностью отвечает за визуальную составляющую. Но они меняются почти каждый концерт. Сегодня меня будет красить девушка по имени Марина Чеколайт, которая работает на «Ленфильме».
-Каких исполнителей ты привлекаешь для участия в проекте?
В основном разных вокалистов, потому что именно им всегда уделяется наибольшее внимание. На мой взгляд, гораздо интереснее, когда, скажем, два вокала. Было время, когда я привлекал барабанщика национальных корейских барабанов из нашего корейского центра, в котором я обучаюсь. Также долго со мной играл скрипач из группы Arx Ephemera, Андрей Соколов. Также принимал участие и мой брат Дмитрий. А остальные все были вокалисты из групп «Озеро Снов», Repos tuto matos, «Прелюдия Евы»... Еще одна причина, по которой я стал создавать Rotting project: очень сложно собирать музыкантов, многие люди крайне ленивы, заняты или просто необязательны. К тому же у многих просто нет денег, чтобы вкладывать в музыку. Захотелось сделать что-то сольное, чтобы практически ни на кого не опираться и в любой момент найти замену какому-то человеку. К тому же — это просто больше внимания себе любимому. :)
-У тебя такая необычная внешность. У тебя корейские корни?
Я наполовину кореец, на четверть русский и на четверть белорус.
-Если с японской точки зрения, то мужчина, пытающийся подчеркнуть свою женственность, - дамский угодник. Это про тебя?
Ну, скажем так, женщины уделяют мне внимание, но я не уверен, что меня можно назвать дамским угодником.
-Название проекта мне кажется достаточно эпатажным. Откуда оно?
Все просто — от моего никнейма. :) А мой никнейм произошел от негативных эмоций, которые копошатся в моей голове. У всех есть свои тараканы.
-Музыку, тексты пишешь сам?
Да, но бывают и кавера на тех же J-рокеров.
-Стиль visual kei родился в Японии. Как ты считаешь, привносишь ли ты в него что-то свое?
То, что делают японцы, это идеал. И мне этого достичь невозможно хотя бы потому, что у меня строение тела недостаточно женственное по сравнению с японскими музыкантами, которым это помогает поддерживать имидж. Что-то, конечно, я заимствую у лучших представителей стиля, но все заимствовать нет смысла и не всегда получается, поэтому все равно выходит что-то свое. Да и полностью копировать кого-то — не самая лучшая идея. В идеале, конечно, хотелось бы занять какую-то нишу в мировом масштабе. Есть уже определенные идеи, кому можно написать по поводу сотрудничества. Теоретически стиль visual kei может быть интересен в Европе.
-В силу большей продвинутости европейцев?
Мне вообще кажется, что, при всей красоте вижуал-стиля, нельзя сказать, что где-то он так же популярен, как в самой Японии. Европейские музыканты какие-то элементы используют, но «тру» их назвать нельзя.
-Костюмы, которые ты используешь, - это дань визуальному стилю или они несут еще дополнительную смысловую нагрузку?
Иногда я использую какие-то атрибуты, которые помогают понять общий настрой песни. Например, есть такая несколько антирелигиозная песня «Ешь мой хлеб и пей мое вино», во время исполнения которой я периодически кормлю народ тем самым, что упоминается в названии. А на песне «Без глаз» я по залу раскидывал нечто напоминающее глаза. В общем, были разные моменты, которые дополняли мою музыку.
-Чем еще занимаешься помимо Rotting project?
Моя основная специализация — это гитара, я учусь на ней играть с 2003 года. Честно говоря, так и не научился, но что-то извлекать из гитары могу. :) Долгое время у нас был единственный метал-проект «Эмпирея» - смесь хэви и симфо-готик-метала. Частично взяли что-то у «Арии», частично — у Nightwish. К сожалению, он благополучно загнулся, на его место пришла группа «Морелла», которая, правда, тоже недолго просуществовала. Сейчас мы мутим новый проект — что-то среднее между альтернативным металлом и готическим. Еще я занимаюсь организацией концертов с помощью Rain Embrace Concert Agency.
-В текстах твоих песен находят отражение твои литературные или кино-пристрастия?
Да, разумеется. В частности, песня «Ад зеркал» написана под впечатлением от Эдогава Рампо.
-Что любишь читать?
Преимущественно современную литературу. Лавкрафт, Пелевин, Паланик — в общем, что-то странное или трэшовое. Не могу сказать, что тот же Паланик — писатель, сложный для восприятия, но у него есть свои закоулки, куда доходят не все. Я тоже не всегда дохожу. :)
-А какие фильмы предпочитаешь?
Из своих любимых могу назвать «Американская история Х», «Народ против Ларри Флинта», «Общество мертвых поэтов». Моя большая любовь — зомби-фильмы. На них хорошо расслабиться и отдохнуть.
-Пожелай что-нибудь нашим читателям.
Всесторонне развиваться.