21 сентября 2013 года солнечный осенний Петербург посетила легендарная группа «Конец фильма», исполнитель таких известных песен, как «Ночь одиночество», «Желтые глаза», «Юность в сапогах». Музыканты выступили на двух питерских площадках: в парке возле ТК «Июнь» состоялся праздничный концерт, посвященный дню первокурсника, хедлайнерами которого являлись непосредственно группа «Конец фильма», а также ребята из группы «ZNAKI», второй же концерт музыканты дали в недавно открывшемся клубе ClubOK, представив программу «На все 100». Перед выступлением артистов корреспонденту портала Insurgent удалось встретиться лицом к лицу с лидером группы Евгением Феклистовым, и - в непринужденной обстановке и с отличным видом на наш красивый город - обсудить те или иные жизненные, музыкальные, творческие аспекты.
Поведайте, прежде всего, как Вы прочувствовали это короткое лето?
Лето всегда короткое, но есть еще надежда на бабье лето, в Москве 11 градусов, а в Питере 17. :) Пользуемся возможностью продлить лето.
Планируются ли у Вас какие-то сюрпризы на сегодняшний концерт?
Конечно, планируются, но не все мы можем разглашать, на то они и сюрпризы. Некоторые песни слушатели услышат впервые, во всяком случае, в Питере, сюрпризы должны быть осмысленными. Будет исполняться песня, посвященная этому городу, это такой самый ожидаемый сюрприз, движение с нашей стороны, потому что в Москве не всегда эту песню воспринимают, да и сама суть этой песни в том, что она должна быть ближе Питеру, чем Москве, поэтому здесь ей самое место для исполнения.
Где Вы чувствуете себя как дома, в Москве или в Питере?
На сцене я себя чувствую... не то чтобы как дома, но как рыба в воде, если точнее. То есть, у рыбы в воде дома нет, но она себя хорошо чувствует. Мне кажется, такая у нас судьба, так устроена жизнь у артиста, что он должен ценить то, что вокруг него, мы же занимаемся музыкой не для того, чтобы сидеть у очага, в домике в деревне. Это уже, наверное, под конец карьеры. Напротив, артисты идут за совершенно противоположным: за дорогой, за встречами, за общением, за активной жизнью. Мой дом там, где я себя хорошо чувствую, там, где я чувствую себя свободно. Фактически, вся наша жизнь связана с движением, движение противоположно покою, а мы за покой не очень цепляемся.
Вопрос о фестивалях. Вы часто принимаете участие в «Нашествии», например, недавно выступали на фестивале «Рок в красках». Расскажите о впечатлениях и об отношении к фестивалям вообще.
Фестивали достаточно отличаются от сольных выступлений. Сегодня, например, выступает несколько групп, можно сказать, тоже фестиваль, так как сборный концерт, а не один артист, и мероприятие будет на открытом воздухе. Сразу чувствуется отличие от клубного или камерного выступления, может быть, даже не по набору или составу песен, а по подаче и восприятию. Это совершенно разные форматы мероприятий. Если фестивали и открытые площадки – это мощное, хитовое проявление творчества в массовом ключе с более зрелищным шоу, своего рода «миниатюрный митинг», то в клубах акцент делается на доверительно-интимное обращение непосредственно к слушателю; расстояние и восприятие совершенно другое, поэтому и исполнение также отличается. Вот, собственно, сегодня у нас будет два вида выступлений, кто-то из зрителей побывает и на том, и на другом мероприятии, будет интересно сравнить. Нельзя сказать однозначно, какое из выступлений - камерное или фестивальное - лучше, плюсы и минусы есть у обоих. Драйва и веселья больше на открытом, а проникновенности и лиричности может быть больше на камерном выступлении. Лирические песни лучше звучат на маленьких площадках, некоторые песни на больших площадках вообще не звучат, или звучат по-другому. Скажем так, петь «Выхожу один я на дорогу» при скоплении тысячи людей будет странновато, а в маленьком клубе это прозвучало бы отлично.
Какая из песен для Вас сложна для исполнения и почему?
Скорее, сложна не песня, сложно правильно построить программу, рассчитать свои силы. Это как марафонский забег: с одной стороны, на каждой песне хочется полностью выложиться, с другой стороны, есть всегда небольшой такой страх: что, если эта песня прозвучит очень хорошо, а следующая вообще не прозвучит, как тогда быть? Рок-музыка как раз связана с тем, что ты должен полностью отдаться стихии. Когда ты прыгаешь в прорубь, ты не должен думать, простудишься ты или нет. Очень противоречивая ситуация, с одной стороны, ты должен порвать у себя рубаху на груди, с другой стороны, не простудиться при этом. Вот и солнце выглянуло, мне кажется, нам сегодня будет проще петь. :) «Рок в красках», кстати, у нас прошел под дождем, даже било током, такие сложности тоже бывают. У музыканта из «Би2» тоже был серьезный инцидент, когда его током дернуло. Вот вам особенность открытых выступлений - отсутствие заземления, сырость, своего рода профессиональный риск. Такое тоже бывает в жизни артиста.
Как Вы думаете, насколько изменилась отечественная рок-культура с тех времен, когда Вы только начинали карьеру? Кто оказал на Вас влияние?
Конечно, сильно изменилась. Это можно проследить на примере старых песен, которые исполняются сейчас. Мы сегодня споем песню Бориса Гребенщикова (кстати, ваш соотечественник, петербуржец), он оказал влияние. Песня называется «Сентябрь», она нигде еще пока не издана, мы ее записали для акции «4000-летия группы Аквариум», это было около года назад. Оказалось, что песня нравится публике, в Питере ее услышат впервые, кто-то, возможно, ее услышит впервые вообще, так как на радио она не звучала, может, разве что, в передаче проскользнула. В целом, это интересная переработка, так как песня - своего рода mash-up-cover, в ней звучат как минимум три музыкальные темы. Мы решили сделать такую версию, самое время петь ее в сентябре, тем более в Петербурге.
Песню «Весна» Вы поете в любое время года. :)
Ну, весна же всегда в душе. Весну можно петь в любое время года, независимо от возраста.
У Вас практически на любое время года есть своя песня.
Все верно, «Весна», «Лето», «Зима». Если выпустим песню с названием «Осень», то нужно будет выпускать релиз «Времена года», а это уже есть у Чайковского и Вивальди, как и песня «Осень» уже есть у Шевчука. Это тоже нужно учитывать, чтобы не повторяться и не опошлить достигнутое. Бывают авторы, у которых много осенней темы, осенней краски, а бывают такие как я, которым нравится весна. Впрочем, осень от весны иногда мало чем отличается. Вообще, мне очень нравится Питер... Выглянуло солнце — совершенно другой мир, все выглядит по-другому. Чуть спряталось солнце за облако — и совершенно другой город. Это потрясающее преображение; я не видел, чтобы от погоды так менялся облик и настроение города, как в Петербурге. И вот это изменчивое настроение, думаю, вдохновляло многих поэтов. Своего рода питерская загадка, почему этот город дорог творческим людям, - именно оттого, что тонко чувствующие люди эти нюансы замечают. Человек, который здесь живет и каждый день здесь ходит на работу, возможно, проходит мимо и не обращает внимания. Хотя, кто знает, может быть, остановится и скажет: «Прекрасно!». Вот они: подарки, моменты, мгновения, которые нужно ценить и чувствовать; капризная погода, своенравный, гордый облик города. Петербург – это город с сильным женским характером. Капризный, переменчивый, непростой, коварный. Город, который не лежит на поверхности (хотя живут довольно открытые люди), город с достоинством. Мне кажется, на людей, которые здесь живут, это, безусловно, очень влияет. Как говорил Стив Джобс, «мы недооцениваем влияние дизайна на нашу жизнь». Это не ново, но очень верно, пейзаж за окном действительно влияет на то, какие мы есть и какими мы вырастаем. Не зря этот город называют культурной столицей, всегда подчеркивается такая вот особенность, обособленность.
Вопрос о женщинах. у Вас есть такая замечательная строка – «Все, что нужно - это любовь». Верите ли Вы в любовь с первого взгляда?
Безусловно, ну вот скажите, любовь матери к ребенку – это любовь с первого взгляда? Ребенок, может быть, даже не понимает, что его любят. Но через какое-то время открывается чувство. Вообще, это не очень важно, с первого, со второго... Наиболее частый вариант – возникает чувство, оно растет как цветок: симпатия, привязанность превращается в сильное, глубокое чувство, маленький ручеек, который течет и набирает силу. И только время может проверить, засохнет этот ручей или разольется в широкую реку. Это чувство, которое часто игнорируют. В целом, в жизни очень много связей, и современный человек ищет любовь, но не сразу попадаются те посредники, проводники. Известная история: люди были близки, потом стали друзьями, потом стали чужими людьми. Люди меняются, и ничего с этим не поделаешь. Тема сложная, но она существует, конечно. Человек постоянно живет этим чувством. Это как огонь - тот, кто подкидывает дрова, тот и получает это тепло, а кто живет для себя… «Жил и с этой, и с этой, и с той, вот и остался в квартире пустой», как писал замечательный питерский поэт Григорьев.
Чем объясняется обилие иронии в Ваших песнях о любви?
Жизнь же не состоит из одной краски. Самоирония, ирония – это важные составляющие. Чувство юмора, ирония, чувство вкуса – вообще очень важные вещи. Как правило, человек без чувства юмора, мне кажется, и одеться не может красиво. Людям, лишенным вот этой жизненной краски, тяжело жить, с ними тяжело общаться, потому что нельзя к нашей жизни относиться слишком серьезно. Всегда надо оставлять место для того, чтобы посмеяться. Во всяком случае, уж над собой-то точно. Иначе тоска совсем. Как было сказано в одном фильме, «Все самые омерзительные вещи в жизни совершались с серьезным лицом». И это абсолютно точно.
Любите ли Вы поэзию? Использовали бы Вы поэтический материал для написания новой песни?
Наверное, даже как-то цитировал намеренно в песнях. Иногда это интересно. Мне нравится, когда можно процитировать и продолжить, как-то это развить. У меня есть такая песня «Zаволоклом», которая, в каком-то смысле, заимствует творческие приемы поэта Хлебникова, изобретение новых интересных слов, на основе правил словообразования. Кстати, русский язык не очень приспособлен для рок-музыки и рэпа, по сравнению с английским. Зачастую очень трудно укладывать его в ритм из-за большого количества более длинных, чем в английской речи слов. Зато он отлично подходит для эпичной, пафосной поэзии, для написания од и протяжных раздольных песен.
Как Вы считаете, есть ли в настоящее время у людей в России возможность высказаться, и быть услышанными по острым/спорным/неоднозначным вопросам?
Высказаться — есть. Быть услышанными - не факт. Это зависит от многих составляющих. Есть интернет; его, как говорится, не запретить, ни вырубить. Оставить свои комментарии, плюнуть в лицо вождю – это все возможно. Что-то изменить и повлиять на ситуацию – пока слабо.
Быть после этого наказанными, как Pussy Riot..
Что касается ситуации с Pussy Riot, они в любом случае были бы наказаны. В любой стране можно найти табу, чтобы нарушить. Люди сознательно это табу искали, участвовали в самых разных провокациях, чтобы на них обратило внимание как можно больше людей. Тут много политики, не очень бы хотелось развивать эту тему. Что касается самого творчества группы, то оно оставляет равнодушным. Никто из нормальных людей не станет это слушать в машине, по дороге на дачу, у себя дома, не поставит любимой девушке. Обсуждать это в контексте музыкальной культуры, мне кажется, странновато, а в плане свободы слова – за все же надо платить. Хочешь плюнуть в лицо вождю, хочешь против ветра что-то сделать, - пожалуйста. Но ты совершенно четко должен просчитывать, что будет дальше. Человек этим отличается (способностью предвидеть результат своих действий), нужно ему это – хорошо. Кому-то нужен скандал, кому-то нужна слава, кто-то хочет изменить мир. Сноуден, допустим, тоже знал, на что идет. А теперь первые лица различных государств не хотят жать руку Обаме, но в конце концов пожмут. Можно высказаться, можно даже тайну государственную раскрыть, выставить в смешном свете президента и спецслужбы. За это что-то будет? Будет, конечно. Сноудена за это, фактически, приговорили к пожизненному проживанию на территории нашей страны. Мы, правда, все здесь отбываем это «наказание», странно даже, что как-то справляемся. :) Возвращаясь к вопросу, изменилась ли ситуация в связи с этими скандалами, по существу? Я не вижу, чтобы кому-то полегчало.
Как Вы относитесь к благотворительности? На что бы Вы пожертвовали свои средства?
Очень хорошо отношусь. Периодически, например, отправляю смс в помощь или в рамках каких-то акций. Это положительная вещь. Если конечно, тот, кто придумал это, не положит собранные деньги в карман (думаю, что такие вещи не проходят безнаказанно). Главное, чтобы каждый сделал то, что от него зависит. В противном случае, нет выхода из этого замкнутого круга, эту петлю надо каким-то образом разрывать, что я и приветствую всячески. Есть множество фондов, которые этим занимаются. Если человек хочет чем-то помочь, он всегда может проявить инициативу, узнать номер счета, помочь кому-то конкретно, отдать деньги на восстановление храма, школе, пожертвовать на компьютерный класс, питомник для животных, в фонд Чулпан Хаматовой. У меня есть знакомая, которая каждый год посылает туда деньги и никому не говорит, не афиширует это. Одну свою зарплату она отдает детям. Есть различные передачи на «Эхо Москвы», например, когда требуется помощь; иногда удается собрать деньги, иногда нет. Я считаю, что это очень хорошая тема, надо помогать. Не людям такого «наркоманского» вида, которые подходят на вокзале, просят дать денег на бутылку – это не помощь, конечно. Лучше дать бабушке, чем здоровому мужику с пропитым лицом.
Расскажите о воспоминании из детства.
Мой отец вел меня в школу в первый раз, говорил: «Женя, запомни Первое сентября, потому что я, когда шел в школу, не запомнил свое Первое сентября». Мне сказали запомнить – я, как послушный ребенок, так и сделал. Стоим в первом ряду на линейке, сзади нас второй класс, дальше третий, стоят все по кругу, в актовом зале, говорят какие-то приветственные слова, а за нами стоят две второклассницы, одна из них шепчет мне на ухо: «Первоклашки - какашки!» Вот я запомнил первое сентября. Что было, то было, наверное, это происходят и сейчас в школах, дети не меняются.
Чем Вы планируете заниматься в глубокой старости?
Вообще, не очень хочется чувствовать себя глубоким стариком. Что делать глубокому старику? Тебя уже никуда не зовут, на концертах стоять сложно... Это раньше старикам делать было нечего, а сейчас многие пенсионеры играют в компьютерные игры, в стратегии, владеют вселенной, повелевают миром. Думаю, наша старость пройдет в век компьютерных технологий, а также может пройти в виртуальном мире. Мне кажется, пока у человека работает мозг, нет склероза, маразма (или того и другого одновременно), то в принципе, старость не так и страшна. Страшна скорее не старость, а немощность. Тогда, действительно, если ты ничего не можешь, лежишь, как овощ, то и выбора нет. Лежи себе и лежи, как на грядке, и жди, когда поспеешь… Хочется все же остаться в здравом уме, светлой памяти, с чувством юмора, есть же такие старики.
Хочется предупредить - некоторые люди надеются поумнеть к старости. Это большая ошибка. Глупые, сварливые старики вырастают из придурошных, хамоватых, склочных и нервных молодых. Человек не меняется с возрастом, только проявляются все его сущностные качества. Старость – своего рода индикатор, либо люди до этого хорошо маскируются. Лучше не откладывать в стиле: «Стану стариком, буду мудрым/добрым/щедрым». Во-первых, можно не дожить, а во-вторых, лучше начинать прямо сейчас.
В завершение нашего разговора, Ваши пожелания нашим читателям.
Читателей, во-первых, поздравляю с тем, что они читают, а не смотрят в этот момент телевизор. Я считаю, что литература, книги – те вещи, которые хорошо стимулируют развитие интеллекта, являются интеллектуальным видом деятельности, и радостно, что есть люди, которые выбирают информацию для размышлений, а не готовою к употреблению информацию с экрана, разжеванную, рекламную. Хочется пожелать людям оставаться со своей позицией. Кто-то прочитает и согласится/не согласится с той информацией, что я сейчас пытался донести. И это прекрасно. Я желаю людям иметь на все свое мнение, а для этого, конечно, нужно больше читать, больше думать, прислушиваться к самым разным высказываемым мнениям и сравнивать.