История неформальной Белоруссии



Рок музыка – глоток свободы для многих неформалов с начала 70-80-90-х годов. В то время, известные в своих кругах музыканты создавали собственные “бенды”. Молодые и талантливые коллективы умудрялись проводить репетиции в подвалах и гаражах. Особенно пробивные репетировали в ДК и Филармониях.
70-ые годы. Что не говори, но Минску, а в целом и всей Беларуси не хватало “своих” голосов. Создавалось множество групп, копирующих творчество Deep Purple, Beatles, Led Zeppelin. Но ни своего стиля, ни своего звучания многие из них так и не добились. Хотя являлись достаточно опытными и профессиональными музыкантами, с точки зрения тех времён. Хоть статья в общем о рок музыке, невозможно не уделить пару слов об ансамбле Песняры. Образовавшись 1 сентября 1969 года группа, за считанные годы приобрела популярность и признание у молодёжи, как профессиональные музыканты. И действительно, достаточно сложное вокальное исполнение, игра на народных инструментах с использованием жёстких гитарных рифов приходилась многим по душе. Ну и конечно главным лицом “Песняров” являлся талантливый музыкант и руководитель группы В. Мулявин. Но мы отошли от темы. Конечно не без влияния западной культуры, по всей Беларуси прокатился бум “Западной рок-лихорадки”. Внимательно изучая творчество Песняров и других западных групп, появлялись такие коллективы как "Сузорье", “Верасы”, “Сябры”, "Солнечная сторона", "Верность". Молодые ребята играли хорошую музыку и пользовались достаточным успехом среди неформалов и студентов того времени. В общем 1970 года можно смело отмечать как 10-и летка ВИА в истории Беларуси.
80-ые годы. Однако время, бежало неумолимо. Вслед за Песнярами, рок музыку отважились играть музыканты коллектива «Сузор’е». Талантливые ребята умудрялись работать на два фронта. Официально играли в филармонии, а свободное время посвящали написанию песен в своём стиле. Стоит отметить и такие группы как: Бонда, Студия 7, Магистрат, Метро и др. существенно повлиявшие на образование рок культуры в Беларуси. Так же, стоит выделить и музыкантов группы Бонда. Ребята поистине стали одной из групп, благодаря которой многие новички стали пробовать себя на этом поприще. Однако после распада Бонда, образовались достаточно известные на Белорусских просторах группы Крама и Ulis. С середине 80-х в Минске появился Рок-клуб Немига, включавший в себя большой список групп, как молодых так и опытных музыкантов. В 1988 году группа под названием “Форпост” выступила на одной сцене с гр. Кино, на местном стадионе Динамо, что придало уверенности многим начинающим музыкантам поверить в свои силы. Такой ансамбль как Мроя, в конце 90-х во главе с бессменным лидером Л.Вольским стала действительно эпатажной. Их антисоветские убеждения в то время, не давали покоя многим комсомольским ячейкам. В общем 10 летку 80- начало 90-х, можно смело назвать становлением рок музыки в Беларуси. Впрочем, как и всегда, отличительными качествами рок исполнителей была цель донести до народа своё понимание о происходящем и своё мировоззрение.
90-ые, 2000-ые и наше время. Рок музыка начала 90-ых, в Беларуси ознаменовалась появлением групп N.R.M. (бывшая Мроя), Ulis ( музыканты из гр.Бонда) и многих других. Серьёзно ощущалось и давление на музыкантов. Где то в середине 90-х группой Новое Небо (НН), во главе с настоящей rockwomen Беларуси Касей Камоцкой, была записана песня подвергшая гонению со стороны власти не только вышеназванной группы, но и остальных. Группа Nero Dubel, в 1995 году записала свой первый официальный альбом. Именно эту группу можно отметить как основателя и зарождения Белорусского панка. Так же появление такого фестиваля как Рок-Коронация, проходящий в Беларуси ежегодно. Благодаря Рок-Коронации в 1996 году, стала известна популярная группа Ляпис Трубецкой (так же победители в 2008-2009 году), затем таких групп как KRIWI(1999), Крамбамбуля(2002), J:Морс(2004—2005), Rasta(2006) и BeZ bileta(2010), и без того известных групп на просторах Беларуси. В принципе подходя к настоящему времени, хочется отметить что с начала 1990-ых годов Белорусский андеграунд, повидавший многое, как тогда так и сейчас остаётся в подполье. Невозможность нормальной записи альбомов, выступления на концертах, и свободы выражения своих мыслей. Многие группы пишутся подпольно. Что в принципе сравнимо с развитием событий времён СССР.
Что касается настоящего времени, то молодёжь ведёт достаточно активный образ жизни в продвижении рок музыки и множеству других направлений. Различные неформальные тусовки, выступления в клубах и минимальная поддержка СМИ ,даёт возможность молодым и талантливым музыкантам хоть как то продвигать свои идеи на территории Беларуси и за её пределами.