Привлекает внимание необычное название группы. Первая ассоциация у меня была с Эсмеральдой из известного произведения, вторая – с Emerald City, Изумрудным городом. Что-то из этого прослеживается в названии Emerada?
C Изумрудным городом ты почти угадала. Эмерада — это шпинель, полудрагоценный камень, который в основном изумрудного цвета. Так что название волшебного города, скорее всего, пошло от названия этого камня, ну и мы там под боком пристроились. :) Мы искали не просто красивое слово; эта шпинель считается еще и камнем фортуны, камнем удачи. Называли с прицелом на будущее, чтобы проекту сопутствовала удача.
Вы верите в судьбу?
Я считаю, что свою судьбу творим мы сами, но если вдруг что-то сверху нам решит помочь, мы будем только рады.
Есть какие-нибудь традиции в группе?
Если один из наших гитаристов перед концертом не выдаст какой-нибудь перл, концерт будет неудачным. Он, может, и не хочет шутить, но оно у него само получается.
Давно ли существует группа?
С 2009 года. Но, по сути, группа дееспособна года два максимум. Первые три года — это постоянная смена состава, я это не назову даже периодом становления. Идея основать группу была моя, я же и стала собирать народ.
Почему вообще захотелось создать группу? На мой взгляд, в России очень тяжело заниматься музыкой в таком жанре.
Мне очень сильно хотелось петь. А петь то, что мне нравится, было невозможно без создания собственной группы. Сейчас предпочтения немного изменились, отчасти потому, что я пошла учиться классическому вокалу — тут меня привлекла классика, которую с удовольствием сейчас пою, и, конечно, тяжелая музыка, которая, как ты заметила, у нас в России очень сложно развивается. Взял гитару - «я уже крутой гитарист», взял микрофон - «я уже крутой вокалист», и неважно, какой у тебя уровень на самом деле.
Как обстоят дела с тяжелой музыкой в Самаре?
Я могу сказать, что у нас музыканты, в первую очередь, очень сильно закормленные — стараются сделать звук «как у крутых». Приходят на какую-нибудь мелкую студию с безобразным оборудованием и говорят: «Я хочу звук, как у Nightwish!» С одной стороны, это хорошо: ребята стремятся сделать максимально качественный продукт в имеющихся условиях, а, с другой стороны, надо как-то учитывать реальное положение вещей. У нас есть хорошие, качественные коллективы, например, Dimension of Doomed – в свое время по России были достаточно известны. Но в основном хорошие коллективы разваливаются, ребята не выдерживают, разбегаются по попсовым проектам, потому что денег не заработаешь, и люди тоже — слушать слушают, а на концерты не ходят.
Чувствуется, что это не столица? Есть ощущение провинции?
Да. Прежде всего — в отношении музыкантов друг к другу и к своим слушателям. Я достаточно часто общалась с представителями групп из столиц, и не всегда с ними приятно иметь дело, потому что они зачастую ведут себя некорректно по отношению к коллегам. А в Самаре достаточно дружелюбная атмосфера. Мне не нравятся позиции некоторых групп из Москвы: «Мы в Москве, значит, мы уже на вершине горы, любите нас!» Надо все-таки стремиться к чему-то, что-то делать, чтобы тебя любили за то, что ты существуешь. А в Самаре добиваются. У нас очень сложно завоевать любовь слушателей, чтобы на твои концерты ходили.
На ваши концерты ходят?
У нас сложилась группа преданных фанатов, которые не пропускают практически ни одного выступления, однако надо учесть, что у нас очень редко бывают концерты. Сейчас у нас наконец сформировался «золотой состав» - и по отношениям между музыкантами, и по профессионализму участников, и по их инициативе. Нет такого, чтобы всю работу тащили на себе один или два человека, все полноценно участвуют в жизни группы.
Что же стимулирует на это полноценное участие? Ты сказала, что работать тяжело...
Прежде всего успехи. Мы выпустили альбом — и уже чувствуем, что мы что-то сделали, у нас получилось, мы смогли! Уже дальше легче работать, хочется достичь новых высот, хочется сделать еще лучше.
Много ли времени занимает работа в группе?
Достаточно. По сути, материал сейчас пишут два человека, гитарист временно отошел от дел, видимо, у него творческий кризис. Написанием музыки занимаюсь, в частности, я, а это долгий, муторный, трудоемкий процесс, особенно с оркестровыми партиями.
Тематика альбома достаточно мрачная: Сатана, вампиры, призраки... Да и название - «Время тьмы»... Почему так получилось?
Как текстовик написал, так и получилось. У нас есть отдельный человек, который занимается исключительно текстами. Значит, так ей музыка навеяла.
А ты согласна с ее видением музыки?
В основном да. На пару песен мы давали конкретные задачи. Например, «Скорбь Сатаны» - там речь вовсе не о сатанизме. У нас Сатана получился лирическим героем, который жалуется на судьбу. Словом, «печальный демон, дух изгнанья...» И еще одна фактически заказная песня - «Легион». Мне нравится такое сочетание музыки и фэнтезийной тематики, потому что о реальности поют многие. Я, например, не могу напрямую сказать о каких-то современных проблемах, мне проще выразить это с помощью иносказания, аллегории. Лучше смысл доходит, впечатление сильнее получается.
Ты сама любишь читать книги или смотреть фильмы на фэнтезийную тематику?
Конечно! Фэнтези я люблю, печально, что сейчас мало хороших авторов — по крайней мере, в России. А фильмы... зависит от настроения. Это может быть и артхаус, и философский фильм...
Какой последний фильм посмотрела?
«Десять причин моей ненависти». Старая романтическая комедия с молодым Хитом Леджером в главной роли. Из книг — сейчас читаю Нила Геймана. Поразительный автор.
Часто черпаешь идеи для песен из книг или из фильмов?
Нет. Редко когда бывает после фильма, допустим, эмоциональный всплеск. В фильме, как правило, все уже сказано — вот герой, вот его история, его чувства, получите, распишитесь и забудьте.
Кстати, в книгах, как и в фильмах, финал порой открытый. Тебя не раздражает, если не на все вопросы были даны ответы?
Ты знаешь, это опять-таки зависит от книги или фильма. В свое время мы ходили в кинотеатр на фильм «Начало» с Леонардо ди Каприо. Ты помнишь, чем он заканчивается?
Там крутится волчок, и так и не понятно, спит герой или все же проснулся.
Именно! У нас весь кинотеатр орал: «Ну что это такое?! Подождите! Какие титры?!» (Смеется.) Открытые финалы, скорее, расстраивают. Ждешь конца истории, а тебе дают либо намек на продолжение, либо вообще ничего не понятно, сиди и думай, что там дальше. Вот в песнях меня прежде всего цепляет не сюжет, а музыка. Если музыка меня задела, я начинаю крутить песню раз за разом, вслушиваться в текст, и если текст мне нравится, я буду слушать эту песню и в дальнейшем. Естественно, это все воспринимается не разумом, а на уровне чувств.
Кстати, о тексте: меня зацепила ваша песня «Призрак города». История, рассказанная в ней, достаточно объемная и сложная. Скажи, так случайно получилось, что призрак — существо женского пола, или были какие-то сюжетные предпосылки?
Изначально наш автор текстов задумывала следующее: главный герой ушел — на войну или на заработки, неважно, а девушка ждала его. Потом на город, где она жила, напали, город был разрушен, а девушка в виде призрака осталась ждать своего любимого. Он возвращается, видит разрушенный, засыпанный песком город, видит, что его возлюбленная стала призраком, и говорит: «Нет, я с тобой не останусь, ты мне не нужна». Девушка разозлилась и превратилась из страдающего призрака в призрака мстительного. Это предыстория. А в песне говорится о том, как в эти руины забрел случайный путешественник и попал, что называется, под горячую руку.
Какая грустная история... А ты не думала никогда над возможным продолжением?
Скорее всего, все закончится печально. Вспомним тот же сериал «Сверхъестественное» - там были подобные случаи.
Давай вернемся к альбому. Расскажи об обложке диска — что на ней изображено?
Это иллюстрация к песне «Легион». Она и по темпу, и по накалу страстей задумывалась как кульминация альбома.
В альбоме прослеживается какая-то концепция?
Нет, это просто сборник рассказов, наработки, которые были у нас на тот момент, просто оформленные в виде альбома.
Любимая песня у тебя есть на альбоме?
По исполнению - «Легион», мне ее легко петь, и по тесситуре больше всего подходит. А с точки зрения слушателя - «Скорбь Сатаны» и «Разорвать круг».
Тяжело ли одной девушке в группе молодых людей?
Сейчас я уже не одна – появилась скрипачка Лиля. Скажу так: я другого не пробовала, не знаю, как бывает в девчачьих группах. Одно время у нас и клавишница была, и еще одна вокалистка... так вот, было сложнее работать. Почему-то у парней было больше конфликтов. А сейчас, повторюсь, у нас «золотой состав». Я в восторге от того, как все сработались.
Какие обязательства накладывает тот факт, что ты фронтвумэн коллектива? В плане внешности, поведения на сцене?
Очень серьезные обязательства. Ты лицо группы, ты должна и выглядеть, и вести себя соответственно. Если гитарист имеет право прийти на концерт в рваных джинсах и футболке, это воспримут нормально, а если вокалистка явится в халате, тут уже и добавить нечего.
Как ты считаешь, какой образ вокалистки естественнее для тяжелой музыки — в платье с корсетом, в косухе или в камуфляже?
Зависит от стиля. В хэви-метале уместна будет косуха, для симфоника больше подойдет платье. Другое дело, если девушка, допустим, в достаточно объемном платье, она не всегда сможет вести себя так, чтобы зажечь толпу. Свобода передвижения будет ограничена, особенно на наших сценах, на которых все стоят, как сельди в бочке.
Как охарактеризуешь имидж Emerada?
Один молодой человек назвал это стимпанком. Честно говоря, я никогда об этом не задумывалась, обращала внимание только на то, чтобы это был образ, чтобы хорошо смотрелось и сильно не сковывало движений на сцене.
Ты сказала, что пошла учиться. Значит, до этого у тебя не было музыкального образования?
Только музыкальная школа по классу вокала. Сейчас поступила в музыкальное училище имени Шаталова по классу сольного камерного и оперного исполнительства. Но и эстрадный тоже осваиваю. Очень много появилось групп с псевдооперным вокалом, люди обычно в ужасе от того, что слышат, и часто не идут на концерт группы только потому, что в описании заявлен оперный вокал. Уже не имеет значения, хорошо девушка поет или плохо, складывается определенный стереотип. Поэтому хочу расширить рамки. Мы вот сделали кавер на Sweet Dreams группы Eurythmics, получилось неплохо.
Выпуск альбома — достаточно серьезный шаг. Какие дальнейшие планы?
Сейчас мы работаем над синглом и над вторым альбомом. Это будет концептуальный альбом с единой сюжетной линией, к фэнтези он имеет уже опосредованное отношение. Также у нас сменилась ритм-секция — основа группы, мы нарабатываем материал, так что выступаем нечасто.
Много ли почитателей вашего творчества вне Самары?
Сложно сказать. Мы слишком мало ездили, слишком мало себя показывали. Но вот в Саратове и Оренбурге нас очень тепло приняли. Потихоньку появляется собственная аудитория. Переехать в столицу не планируем — там и без нас групп хватает. Пока не займем определенную нишу, вряд ли куда-то сорвемся.
Напоследок — пожелания нашему порталу и нашим читателям.
Совершенно случайно наткнулась на ваш портал, он меня очень заинтересовал, я там все очень внимательно осмотрела. Особенно понравились интервью — нестандартные вопросы сейчас редкость. Развивайтесь дальше, желаю стать крупнейшим порталом такого рода в России. Думаю, оно того стоит. А слушателям и читателям желаю хороших ушей, чтобы отличать качественную музыку от некачественной и не позволять плодиться тем, у кого нет ни таланта, ни возможностей, ни перспектив.
Ресурсы группы:
Группа вконтакте