Так повелось, что наш народ очень быстро хватает всякие иностранные словечки и употребляет их, где ни попадя, иногда даже не зная, о чем идет речь. Одно из таких словечек – djent. Оно как-то незаметно проникло в нашу, так сказать, социокультурную среду и стало очень модным, хотя многие до сих пор слабо понимают, что же это такое.
Итак, djent («джент» по-нашенски) – это не то, чтобы конкретный стиль в тяжелой музыке. Это целое явление, которое объединяет в себе массу элементов или, если быть точнее, признаков, по которым вы сразу можете определить, что это джент. Вообще джент напрямую связан с progressive metal, math-metal, technical metal. С другой стороны, джент – это, как ни крути, своя особенная техника игры на гитаре. Звук должен быть максимально резким, четким и агрессивным. Рваный, ломаный ритм, постоянная смена темпа, диссонансы – и вот вы уже чувствуете этот неповторимый привкус джента. Но и гитара тоже должна быть особенной. Шесть струн для такой музыки мало, чем больше струн, тем лучше. Да, и строй должен быть понижен как минимум на терцию, а еще лучше, чтобы последняя струна была опущена ниже некуда. Вот это действительно круто!
Отдельный разговор – ритм-секция. Ударные и бас, как правило, стремятся к максимальной слаженности, они неотделимы друг от друга. Четыре струны для бас-гитары тоже мало, лучше пять-шесть, тогда полный порядок. Ритм в дженте особенный, как и всё остальное. Он постоянно меняется, он рвется и перетекает такт за тактом. Здесь можно забыть о привычных нам музыкальных размерах 2/4, 4/4 или, на худой конец, 3/4. 5/4, 7/8, 9/8 и так далее, насколько вы сильны в математике. Все эти нюансы требуют от музыкантов большого мастерства и невероятной техники (при этом, не забывайте о математических способностях). С вокалом дело обстоит немного проще. Он либо чистый, либо скриминг/гроулинг, либо всё сразу. К этому безобразию часто примешиваются электронные семплы, различные шумовые и звуковые эффекты. Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что джент – это очень прогрессивное, мощное и тяжелое направление, которое не каждый оценит по достоинству даже в среде поклонников металла.
Основателями джента считается группа Meshuggah. И хотя команда существует с 1987 года и выпустила 7 альбомов, последние два («obZen» - 2008й и «Koloss» - 2012й) смело можно назвать джентом (но мы должны помнить, что это не конкретный стиль!). Вслед за Meshuggah появились и другие джентовые альбомы у групп Tesseract, Periphery, After the Burial, Vildhjarta, Veil of Maya и еще несколько команд (их не так много). Все они были основаны в начале 2000-х, и только в последние 3-4 года начали делать музыку, которая относится к дженту. За те несколько лет, пока наблюдается развитие джента, выделилось некое более агрессивное направление и более мелодичное. К счастью, новизна явления дает широкое поле для дальнейших экспериментов. Может, лет через пять статья дополнится рассказом о различных течениях в дженте.
Кстати, российские музыканты не стали отставать в этом деле, и тоже понемногу начинают осваивать джент. Пожалуй, самым заметным альбомом в этом направлении пока остается релиз 2012 года группы The Korea «Колесницы богов». Ребята постарались на славу и выдали качественный отечественный продукт, не особо уступающий западным аналогам. Постепенно то тут, то там появляются коллективы, которые хотят/пытаются играть джент. У кого-то получается, у кого-то не очень. Но факт остается фактом – отечественные музыканты следят за тенденциями и стараются быть в теме.
Итак, мы пришли к тому, что джент – это новое явление, я бы даже сказала, феномен в тяжелой музыке. Потому как еще лет пять назад казалось, что всё уже придумано, и развитие металла зашло в тупик. Ан, нет. Есть еще порох в пороховницах. На повестке дня пока стоит вопрос о том, насколько феномен джента будет широко известен и коммерчески успешен. Высокие требования здесь предъявлены не только к исполнителям, но и к слушателям. Можно сколько угодно оттачивать технику и развивать бешеные скорости, но это будет интересно двум десяткам слушателей. Что ж, поживем – увидим.
Poloneya