Кантри (Country Music)



Country MusicИзвестно, что музыка черных – это джаз и блюз. Музыкой белых можно с определенной уверенностью назвать рок-н-рол и рок-музыку впоследствии. Но есть еще одно обширное музыкальное направление, которое целиком и полностью является прерогативой белых. Ни капли расизма. Только кантри.

Кантри как музыкальный стиль появился довольно давно. Первой песней в этом стиле считается «The Little Old Log Cabin in the Lane», написанная еще в 1871 году Уиллом Хейссом. Только спустя полвека песня была записана на виниловую пластинку. Кстати, Хейсс вместе с Вилли Нельсоном по сей день считается главной опорой кантри, основателем стиля. Как так получилось, что кантри не просто появился в Америке, но и остался там всерьез и надолго, став, по сути, местной народной музыкой? На этот вопрос можно будет ответить только при помощи учебника истории. Итак, поселенцы из Соединенного Королевства, а точнее англичане, шотландцы и ирландцы, прочно обосновавшиеся в Новом Свете, привезли с далекой родины не только горсть земли в тряпице, но и пару-тройку инструментов. Затосковали переселенцы на чужбине и вспомнили они родимые песни, что впитали с молоком матери. Причудливое сочетание старинного шотландского, ирландского, английского фольклора, городских песен более позднего периода, религиозных песнопений и танцевальных мотивов породили то, что мы сейчас называем кантри. Чуть позже кантри облагородился ковбойскими балладами.

Первое, что приходит в голову при слове «кантри» - это банджо. Главный и наиболее типичный инструмент для данного стиля. Хотя банджо имеет чисто африканское происхождение, а белые музыканты взяли и отобрали у чернокожих рабов их народный инструмент. Не менее типичными считаются также скрипка и гитара. Помимо этих трех инструментов кантри можно исполнять на чем угодно. Разнообразные флейты, губные гармошки, ударные, клавишыне и прочие инструменты свободно присутствуют в составе кантри-коллективов.

Джимми РоджерсУже в 1920-х годах стиль кантри (который тогда назывался хиллбилли) стал настолько популярным, что по всей стране появилось великое множество коллективов и исполнителей, работавших в стиле кантри. Стали проводить ежегодные фестивали кантри-музыки, которые пользовались огромной популярностью. Еще одним примечательным персонажем в истории становления кантри был Джимми Роджерс, который за свою творческую карьеру продал около 20 миллионов пластинок. Бешеная популярность кантри не спадала ни во времена Великой депрессии, ни в период Второй мировой войны. Вплоть до конца 1940-х годов кантри переживал свою «золотую эпоху».

В 1940-х стали формироваться разного рода локальные сцены, отличавшиеся по звучанию и манере исполнения – блюграсс, вестерн-свинг и т.д. Одной из таких сцен стала нэшвильская, там же, в Нэшвилле, была организована издательская компания, которая занималась, собственно, изданием кантри-альбомов, защитой авторских прав и организацией концертов. Несмотря на появившееся музыкальное разнообразие, тематика кантри-песен оставалась незыблема и родственна по духу с блюзом: одиночество, повседневная рутина и тяжелые трудовые будни.
В 1950-е стиль кантри стал одним из тех, что дал жизнь рок-н-роллу и пограничному направлению – рокабилли. Именно с рокабилли начинали свой звездный путь Элвис Пресли, Джонни Кэш, Карл Перкинс. Еще один стереотип, связанный с кантри, - образ ковбоя в шляпе и сапогах. Этот образ, конечно, всегда был связан с кантри, но ковбойская тема охватывает всего лишь небольшую часть этой громадины под названием кантри. А сюжеты из жизни Дикого Запада вообще стали модными только в 1950-х.

В последующие десятилетия кантри продолжал развиваться, открывая всё новые грани своим слушателям. В 1970-е многие кантри-исполнители стали больше внимания уделять пожеланиям своих слушателей. Проще говоря, они пошли по пути упрощения и ориентации на массового слушателя. Среди таких исполнителей были Долли Партон, Конвей Твитти, Глен Кемпбелл, Энн Мюррей, Кенни Роджерс, Барбара Мандрелл и многие другие. Они добились своего – многие их треки мало чем отличались от тогдашней эстрады, и выпускающие редакторы кантри-радиостанций недоумевали, что делать с этим обилием одинаковых, штампованных и попсовых композиций. Однако справедливость восторжествовала, и волна «поп-кантри» быстро сошла на нет, на смену пришло новое поколение трезво мыслящих музыкантов - Джордж Стрейт, Джин Уотсон, Патти Лавлес.

country musicВ 1990-х кантри снова трансформируется, впитав в себя роковый саунд. В отдельных случаях добавилось фольклорное звучание, а кто-то даже пытался внести готические элементы в кантри-музыку. Появился и альтернативный кантри, в котором можно было встретить всё, что угодно. Музыканты настолько заигрались в эксперименты, что иногда забывали о самом кантри. Сейчас кантри по-прежнему актуален в США и Канаде. Кантри-исполнители собирают стадионы, получают престижные награды. Всё так же, как и почти 100 лет назад в Америке проводятся кантри-фестивали, собирающие сотни тысяч поклонников кантри.

Но стоит признать, что кантри – явление чисто американское. Однако и у нас знают, что такое кантри, и среди отечественных меломанов немало поклонников этого стиля. Конечно, вряд ли многие из нас с вами начинает с кантри-музыки свое утро, мало кто возьмет сборник с кантри-песнями в дальнюю поездку. Но для американцев кантри – это нечто большее, чем просто музыка. По ту сторону океана кантри популярен не меньше, чем сладкоголосые мальчики и девочки с MTV.

Poloneya