Соло и импровизация



post 2.jpg

Западные музыканты, причем и те, кто хорошо знает русский (например, израильтяне) после посещения концертов наших групп высказывались примерно так: «Почему в русском роке так много слов? Вы поете их подряд, нанизывая, как бисер на нитку, почти без разбавления музыкой, и мы даже не успеваем осознать одну строчку, как на нее уже налезает другая. Нет дыхания, музыкальных пауз между словами». По их мнению, соотношение в песне времени со словами и времени под инструментальные части должно быть примерно 50% на 50%. Возможно, они правы, возможно, кто-то поспорит с этим, но любой согласится, что одно из главных украшений рок-песни (как баллады, так и боевика) – это красивое запоминающееся соло, которое будет звучать в голове еще долго после прослушивания песни.

Допустим, вам (или мне) отведено определенное количество тактов в произведении для соло. Что делать? Сочинить внятное запоминающееся соло не так-то просто. Многие музыканты, особенно обладающие достаточной скоростной техникой, сразу стараются навернуть побольше шестнадцатых и тридцать вторых нот, да еще потейпинговать обязательно, чтобы показать, какой я мол, крутой. Но поскольку техничных музыкантов стало уже достаточно много, этим, по-моему, уже не выделиться. И так есть Зинчук, Маврин, Четвергов, Гаина и т.д. Взять можно разве что мыслью. Она должна опережать пальцы, так же как в хорошей футбольной команде мяч перемещается быстрее игроков. Мне кажется, хорошо бы сочинить такое соло, которое можно пропеть голосом, а потом уже проиграть на инструменте. Тогда больше шансов, что соло будет запоминающимся. По «вкусности» соло не могу не отметить Дэвида Гилмора, который, как известно, скоростной игрой никогда не отличался, но является одним из великих гитаристов. К слову, у Pink Floyd вообще нет ни одной быстрой темы, что не помешало им прославиться. Еще обожаю гитарное соло в коде Hotel California у Eagles. Также очень важна узнаваемость звука. Гитару Гилмора всегда можно отличить, так же как гитару Брайана Мэя или Роберта Фриппа, Ричарда Блэкмора можно опознать по определенным мелодическим приемам, а из наших групп по саунду по первым тактам всегда узнается «Пикник» - так не звучит больше ни одна группа. По воспоминаниям тех же Pink Floyd они обычно придумывали и накручивали звук для будущей композиции, а потом уже, исходя из него, сочиняли мелодию и гармонию.

И, само собой разумеется, «живое» соло куда красивее. Честно говоря, не нравится мне, когда играют под что-то записанное на носителе. А вдруг компьютер заглючит, что бывает нередко. Тогда что? И вообще, если по настроению захотелось в конце сыграть не два круга импровизации, а четыре? Живым музыкантам показал четыре пальца, и сыграли. А c записанным треком как договоришься? Элемент мертвечины присутствует. Что касается поиска красивых тембров, тут, конечно, электроника дает огромные возможности, и синтезаторное соло можно всячески украсить. Что до меня, предпочитаю «железки» софту, а особенно аналоговые синтезаторы.

А еще хорошая песня может хорошо звучать и без слов, как инструментал, скажем, в исполнении симфонического оркестра. Ведь красивая мелодия должна остаться в любом случае.

Петр Малаховский (ULME)



Группа Ulme вконтакте
Сайт группы Ulme
Группа Противоречие вконтакте
Группа Секвенция вконтакте