Сингл группы КИПЕЛОВ - Отражение



7 апреля 2013 года увидел свет долгожданный сингл группы КИПЕЛОВ «Отражение». Музыканты не обманули ожидания поклонников, продемонстрировав новый, яркий и качественный материал. Как и предыдущий альбом «Жить вопреки», сингл был записан при участии симфонического оркестра «Глобалис», который уже не первый год сотрудничает с музыкантами «арийской семейки». В диск вошли четыре композиции: «Сальери и его Отражение» на стихи М. Пушкиной, «Ария Надира» - ария из оперы Ж. Бизе «Искатели жемчуга» в рок-обработке, а так же переаранжированные старые хиты «Мертвая зона» и «Я свободен».

Необычно и ново обращение музыкантов к классической музыке и сюжетам, связанным с ней. Так в основу сюжета первой композиции о коварном Сальери легла легенда о том, что великий Моцарт был отравлен им. Споры на этот счет идут не одно столетие. В своей трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин тоже обращается к данной легенде. Сальери у Пушкина – мучимый завистью, страдающий, но он все-таки сомневается в собственном выборе и пытается помешать Моцарту выпить роковой напиток. Образ Сальери из композиции сингла многое наследует от Сальери пушкинского. Он так же размышляет о том, что овладел музыкальным искусством лишь как ремеслом, сетует на несправедливость своей судьбы. В полной мере раскрыть его темный внутренний мир слушателю помогает Отражение.

Образ Отражения встречался и ранее у М. Пушкиной. В интервью для «Легенды о Динозавре» поэтесса предоставляла слово своему собственному Отражению. Вместо нее самой оно будто отвечало на задаваемые вопросы. Говорят, в зеркалах отражается душа человека. Таким образом, мы видим, что Отражение является для поэтессы неким элементом, разоблачающим сокрытую суть вещей. Не случайно, именно Отражение в лирике дает точное определение темным страстям завистника, в то время как он лишь задает мучающие его вопросы.

Музыка с потрясающей точностью рисует падение героя. Уже во вступлении к основному разделу звучат жутковатые хроматические интонации, заставляющие содрогнуться слушающего их. Вокальная партия тоже окрашена в мрачные тона. Но герой еще не пришел к роковому решению. Это происходит в импровизационном инструментальном разделе, в середине композиции. Она начинается повторяющимися интонациями, звучащими в оркестровых и гитарных партиях. Динамика и напряжение растут за счет варьирования тембров инструментов. В конце раздела, после бурных гитарных соло вновь повторяются эти же интонации, но звучат они уже с непоколебимой решимостью. Позволяет достичь этого варьирование мелодической линии, ритмический рисунок которой остался неизмененным.
Вопросительные интонации в припеве невольно заставляют вспомнить припев композиции «На крутом берегу». В обоих этих припевах - ритмическое и мелодическое сходство. Но есть и различия. Они заключаются не только в мелодике. В первом случае героя одолевают сомнения, но он хочет сохранить в чистоте свои помыслы и душу. И потому его вопрос звучит жизнеутверждающе и музыкально вырастает до патетики гимна. Во втором – вопросы героя полны беспросветного отчаяния, увлекающего его самого во тьму. И потому, дополненные искаженными, «звенящими» ответами зеркала, создают гнетущее впечатление. Примечательно, что обе композиции принадлежат перу гитариста В. Молчанова. Только «На крутом берегу» написана в соавторстве с В. Кипеловым.

Некоторая аналогия прослеживается и в оформлении обложек этих двух релизов. Автор обеих обложек – Константин «Bonez» Викторов. В центре обеих – человек, вокруг которого пытаются замкнуть кольцо демонические твари. Но если на одной он, вытянув руку вперед, из всех сил рвется из этого кольца к свету, то на другой – человек опустил голову и закрыл лицо сжатыми в кулаки ладонями, а руки его обвивают путы, концы которых пропадают где-то в языках пламени. И оттуда уже тянут к нему руки похожие на горгулий бестии…

Возможно, есть смысл говорить о каком-то противопоставлении между альбомом и синглом, лейтмотивами которых стали противоположные по своей природе стремления человеческой души.
Однако, и в самом сингле ярким контрастом темным страстям, бушующим в душе отравителя, служит лирическая и задушевная «Ария Надира». Сочетание мелодики итальянской оперы и «металлических» соло придает ей особый колорит и выделяет их всех лирических баллад группы. Мечтательный Надир поет о своей возлюбленной Лейле на фоне шумящего морского прибоя. Он думает, что ему никогда не быть с ней. Но в его душе нет злобы, она полна светлой печали. Инструментальные импровизации тоже проникнуты этим настроением. Наложение оркестровой партии и гитарного соло создают причудливый и мелодичный узор. Вся ария проникнута светлым и чистым чувством.
Новые аранжировки всеми любимых композиций выполнены с мастерством и художественной выдумкой. Добавление звучания оркестра увеличивает палитру тембров и красок, дополняет восприятие настроения и образов давно знакомой музыки.

Возможно, музыканты и не преследовали явной цели вложить определенную концепцию, все же она прослеживается в двух новых композициях. Ее основа – противопоставление светлой и темной стороны человеческих чувств и деяний. Именно это противопоставление, с одной стороны, с другой, являет целостность нашего бытия. И пока живет человечество, жив будет и Сальери. Но, все же, в сердцах людей найдется место и для любви, чистой и искренней, которую олицетворяет Надир.

Феникс