Рецензия на сплит Silent Kingdom/Atra Hora – «Час Безмолвия»



Silent Kingdom Atra Hora Час Безмолвия«***ть как я люблю концептуальные альбомы», - с одобрением подумала я, плотоядно облизнувшись на извлеченный из зверски разорванной почтовой бумаги диск – совместное творение боснийской melodic death metal группы Silent Kingdom и российской dark/death metal команды Atra Hora, носящее название «Час Безмолвия».

«Час» в названии, очевидно, был позаимствован у Atra Hora («черночасье» с латыни, как мы помним), «безмолвие» - у Silent Kingdom. Название как бы намекает на то, что под обложкой нас ждет некий симбиоз, гармоничное сосуществование этих двух групп. Справедливости ради стоит отметить, что можно было бы взять и другие части названий, и тоже получилось бы неплохо – «Черное королевство». Кажется, парни нашли друг друга, пазл сложился (хотя об этом чуть позже).

Что касается оформления, то шестипанельный дигипак выполнен лаконично и без изысков, в темных тонах – черном, красном и синем. С облоги на меня смотрит синяя же женщина (очевидно, мертвенькая). Если открыть дигипак, то окажется, что она еще и тянет ко мне руки (причем обе правые, хотя это и не суть важно). По обе стороны от диска можно увидеть информацию о студиях, авторах музыки и текстов, а также благодарности. Памятуя предыдущий релиз Atra Hora, именно к этому разделу я и обратилась. И не разочаровалась: если в прошлый раз, на Metahom, парни в числе прочих благодарили богов, полубогов, демонов и ром с колой, то на сей раз благодарности воздаются первоначальному многомерному Космосу, а также духам Времени и Пространства. В общем, у чуваков явно есть какие-то связи ТАМ.

Но вернемся к материям чуть более приземленным. И начнем, пожалуй, с того, что до этого самого знаменательного момента я не знала, что в Боснии и Герцеговине есть митол. Что он в Южной Африке есть, знала, а что в Боснии – нет. Между тем, Silent Kingdom существует аж с 1999 года и имеет на своем счету уже пять полноформатников, которые получили довольно высокие оценки среди ценителей.

На Silent Kingdom была возложена почетная обязанность написать интро к «Часу Безмолвия». И здесь они, пожалуй, могли бы перетянуть одеяло и написать интро только для себя. Но они оказались хорошими мальчиками и не стали этого делать. Вместо этого они написали интро для никого, потому что его тревожные, заутробные, булькающие звуки никак не сообщались ни со следующей композицией Silent Kingdom, ни, тем более, с композициями Atra Hora.

Мягкие, но настойчивые мажорные аккорды Fallen перебивают кладбищенски мрачное интро. Первая минута композиции звучит как-то мечтательно, что ли, и - да простят мне такое слово – лаунжево, а-ля «представьте, что вы на морском побережье и т.д.». Однако затем из ниоткуда появляются три тяжелых, будто захлебывающихся аккорда, и новый такт завоевывает вязкий, с налетом дума, мелодэт с техничными гитарными партиями и сдавленным вокалом. На протяжении семи с фигом минут композиции лаунж еще несколько раз попытается отвоевать свое, но его будут неизменно спугивать тяжелая поступь ритм-секции, минор и овердрайв.

Следующая композиция – Life Beyond – сбивает слушателя с ног 30-секундным блэковым ураганом с тем, чтобы перейти в нечто мажорное и, в общем-то, незатейливое, заставить поморщиться от бриджей с неимоверным количеством хроматизмов, а на пятой минуте перейти в откровенный джем в самом бородатом смысле этого слова. В принципе, все эти неясности успешно компенсировал бы кульминационный фрагмент композиции (5.30-7.07) – гармоничный, выразительный, полнозвучный – если бы не возвращался в исходную точку. В общем, к концу второй композиции с Silent Kingdom все становится понятно.

А именно то, что у фронтмена группы, а по совместительству автора всей музыки и лирики, Амира Хадзика имеется академическое музыкальное образование и академические же замашки. Все композиции выстраиваются по принципу рондо (если остатки музыкального образования не изменяют уже мне, то это называется так). Очевидно, таким образом Хадзик пытается передать внутреннюю борьбу светлого и темного начал. Эдакая шахматная доска. Или даже постмодернистский конструктор: порой кажется, что музыку Silent Kingdom можно разобрать на элементы и сложить светлое к светлому, темное к темному, блэк к блэку, лаунж к лаунжу, прах к праху. И получится ничуть не хуже того, что есть.

А боснийский коллектив натужным вокалом Хадзика и мерцающими субдоминантами на заднем плане тем временем зовет нас на прогулку по полям. Причем настолько настойчиво, что строки When the moon was young / You walked the fields / Searching for the truth / Hidden under these silver shields буквально заседают в голове. Немного бледноватую и заунывную композицию спасает пронзительный соляк в конце пятой минуты.

Вообще от музыки Silent Kingdom остается целостное и положительное впечатление. Звуча приглушенно и как бы издалека, она оставляет слушателю место для маневра и гармонично вписывается в энвайронмент, становится чем-то органичным и практически неотъемлемым – как будто всегда звучала в наушниках. Но будь я на месте Хадзика, то убрала бы к чертям вокал и пилила бы исключительно инструменталы, полные логичных гармоний и ползучих, липковатых соляков, обвивающих и пленяющих слушателя.

Из боснийской летаргии слушателя вырывают горячие пятигорские парни Atra Hora. После приглушенных, сглаженных «сайлентов» Atra Hora звучит несколько угловато и вычурно. И декларативно: с первого же аккорда композиции Decline Atra Hora будто бы объявляет наступление. Томно-ленивое, медленное, тяжеловесное - как на боевом верблюде, на пару с хозяином-амиром упоротым афганской анашой - но просто грандиозное по своим масштабам. И во главе целой армии демонов, не иначе. Наступление на тех, что покинули мир духовного и возвышенного и стали закостеневшими дураками («close-minded fools»); на тех, кто слишком мертв, чтобы быть живым («too dead to be alive»). Таких мудаков обличители из Atra Hora не жалеют, давя их и размазывая злым, жестким, булькающим от кипящей ненависти и негодования вокалом.

А затем слушателя буквально сбивает с ног ветроподобное гитарное нечто. Движение - непрекращающееся, неустанное – пульсирует, как кровь, и распространяется во все стороны сразу, буквально с каждой секундой усложняясь и становясь еще динамичнее. Пышут жаром горнила, льется металл, плуги перековываются на мечи под тревожные подвывания гитар. Plowshares into Swords напоминает какую-то дьявольскую, неистовую пляску с саблями: танцующие кружатся вокруг тебя, пытаются дотянуться, уколоть, ужалить.

На моменте 1.28 начинается проигрыш – цепляющий, манящий, страстный до развратности. Кажется, в нем воплотилась вся притягательность и загадочность восточной души. Рисуется образ таинственной восточной красавицы, из-под паранжи сверкающей жгуче-карими глазами и сладострастно хлопающей длинными ресницами. Но когда она приподнимает паранжу, оказывается, что у нее раздвоенный язык, с которого капает кровь: она ждет новостей «about fresh blood and another war».

А на самом деле, песня эта не с восточным акцентом, а с юго-восточным. Иф ю ноу вот ай мин. «Can anybody tell me where we go?» - вопрошают парни из Atra Hora. И тут же отвечают: «We drift apart… but as I know all paths join at the top». В общем, намекают, что бессмысленно это все и вообще ***ня полная: «War at random takes lives from both sides / No time to find out who is right or wrong». В то же время – ах и ох, совсем не как в библии - «love for enemies is similar to suicide», но как мы узнаем из Tenebris Matrem, у нас нет врагов кроме нас самих. Но да ладно, не будем отвлекаться, пойдем без спойлеров и по порядку.

Композиция Poison представляет собой дуэт с Амиром Хадзиком. Если с начала альбома и до сего момента я радовалась тому, что Silent Kingdom и Atra Hora не стали бряцать своими железными яйцами и меряться, у кого строй ниже, а горы выше, то здесь мне пришлось немного огорчиться. Йаду на двоих они, может, и сообразили, но вот дуэта не получилось, да и диалог местами не клеился. Остались претензии и к вокалу Яниса (Atra Hora), хотя местами он звучал настолько надрывно и ностальгически, что ли, что казалось - и на камнях могут проступить слезы. Ну и не могу не отметить потрясающий эпилог (3.11 и до конца). Начинающийся тревожно и гнетуще, он звучит эпично и многообещающе, заражает предвкушением чего-то поистине великого и грандиозного.

Затем Atra Hora предлагает нам спуститься в мир теней (али в ту самую пресловутую пещеру из 7-й книги «Государства»?..). «He who listens to the shadows voice isn’t human anymore». Интересно, что же нам расскажет этот «больше уже не человек»? Самое главное – пожалуй, то, что «chaos is a supreme unbeknownst order». Ну еще «even though man is sure that his way is right god weighs hearts, raven digs the ground» - кому как не обитателю мира теней презреть все земное и преходящее и понять, что все это суета и тлен?..

И вот, с этим знанием в конце второй минуты мы пытаемся подняться на свет: нас будто обвивает множество цветных нитей и старается вырвать из-под земли. Однако с первого раза вырваться не получится: академические замашки Хадзика оказались заразительными, и на пути к свету нас ждет еще один драматичный проигрыш (4.10-4.53) с тревожными клавишными, напряженными гитарами и пробирающими до мурашек басами.

«Момма, вив гот проблемс», - примерно с таким посылом Atra Hora обращается к некой Темной Матери (Tenebris Matrem). «Тhe word is doomed, we preferred the infinity of life than the immortality», «the bones of earth are moaning», « war feeds war » и далее по тексту. Однако все это звучит не как воззвание или мольба, а скорее как некое требование или даже претензия. А-ля «да что ж ты, дурная, наворотила». Мрачно, жестко, напористо. Если б я была хоть самой Кали, мне б было очень неловко. На четвертой минуте рокот гитар и отрывистый речитатив пробуждают космические ветра, и становится страшно от того, что могут наворотить Atra Hora и всякие там могущественные темные бабищи.

В завершение нам придется иметь дело еще с одной такой барышней – Персефоной (Persephone), которая заманивает нас в свои увешанные полупрозрачной вуалью и блестящими бусиками покои и уговаривает навсегда остаться там – с ней, Аидом, Цербером, Хароном и прочими хтоническими милахами.

Собственно, сама логика нумерации треков заставляет нас закапываться все глубже и глубже: от начала The Decline – и дальше по наклонной до самого подземья; почти все связано с землей, темнотой, сыростью. А еще постоянно мерещатся всякие роковые и опасные бабы. Полный фен-шуй, короче.

В общем, Atra Hora себе не изменила, упаковав свою музыку в несколько слоев культурологического и исторического образования, а также житейской и философской мудрости, превратив ее в очередной ребус – чуть проще, чем Metahom, но все же. Тексты по-прежнему остались той еще вкусняшкой, хотя одну свою мишленовскую звездочку все-таки потеряли. Но в чем точно не откажешь Atra Hora – так это в потрясающей музыке, в которой каждый инструмент имеет свой голос, а все вместе они образуют гармоничное единство.

А получилось ли такое же гармоничное единство у Atra Hora и Silent Kingdom – вопрос спорный. На протяжении «Часа безмолвия» мы наблюдали две самостоятельные единицы – каждую со своим почерком и характером. На мой взгляд, Atra Hora в данном случае выглядела более удачно – интереснее и разнообразнее; послушав композиции один раз, уже на второй можно было отличить их друг от друга.

Что касается альбома в целом, то казалось, что он должен был загнать тебя под землю, но вместо этого ты видишь путь к свету, сквозь крошащиеся над головой комья земли пробиваются солнечные лучи, а из тебя будто прорастает что-то новое и лучшее.

 

Ирина Сильянова