Размышления об одной песне



Что бы мы делали без музыки? Банальный вопрос, давно уже перешедший в разряд риторических, но не теряющий своей актуальности. С помощью песни человек может рассказать о себе, своих чувствах, заставить слушателей смеяться или плакать вместе с собой. И заставить задуматься, грезить о вещах далеких — радостных и не очень. У каждого — свой механизм восприятия, свои кнопки души, на которые нечаянно способен надавить музыкант. Я вот, например, необычайно люблю песни, которые не просто играются\поются, а словно текут все вперед, все дальше, не замыкаясь в рамках времени или возможностей музыкального проигрывателя. Как сияющие реки, уносят они куда-то ввысь, по нарастающей, и что там впереди - можно только гадать в меру своей фантазии.
Одна из таких песен, неожиданно ворвавшаяся в мой мир и с тех пор так или иначе присутствующая в нем, - «Поле битвы» группы «Ария».

Помнится, одноименный сингл вышел в 2009 году, и уже тогда стало ясно, что песню эту ждет отличная от других арийских творений судьба. Во-первых, потому, что исполняет ее сам автор музыки — Виталий Дубинин, уже подаривший миру плеяду бессмертных композиций в рамках «Арии». Во-вторых, музыканты практически сразу дали понять, что в очередной альбом она не войдет (надо полагать, не впишется в его концепцию — слово-то какое умное :). И если не посчастливится обзавестись оригинальным диском — ловить ее придется на просторах Интернета, не поддающихся никаким законам, рамкам и антипиратским программам.

Мне посчастливилось. Он лежит сейчас передо мной в картонном футляре, прямо с обложки которого, из яростно-сияющей глубины рвутся «безумные кони» с огненными глазами, топчущие копытами поле недавней битвы, не разбирая, выжженная ли под ногами трава или людские тела, - ведь среди мертвых нет своих и чужих...

Поле битвы -
Собран урожай.
Солнце закрыла тень,
В ночь превращая день...

Тревожные аккорды бьют по сердцу, оставляя незаживающие раны... Дубинин гениальный композитор, это не требует доказательств, но он доказывает это снова и снова. Печальная неторопливая мелодия резко контрастирует с бешеным бегом коней, а голос Дубинина в лучших традициях средневековых бардов рассказывает о бессмысленности войны и насмешливом времени. Почему-то не все помнят, что начинал Виталий Алексеевич как вокалист, а за бас-гитару взялся скорее по необходимости. Никто бы не спел «Поле битвы» лучше него, в этом я убеждена абсолютно. Здесь музыка и голос — одно целое.
Что до слов... Маргарита Пушкина несравненна и великолепна. Очень русская песня, и очень философская. О вечном, но так, что не выглядит банальным. Вселенская истина в романтико-героической подаче. И жизненной тоже. Подобную песню скорее ожидаешь увидеть от Сергея Маврина (вспомним «Воинов»), нежели от «Арии» (тем более нынешней). У меня перед глазами сразу встает почему-то Куликовская битва, Дмитрий Донской... Словно я сама там побывала, увидев сквозь дымную пелену отгоревших веков то, что обычно скрыто от невнимательных и незадумывающихся.... Лирический герой песни по духу, мыслям и чувствам очень напоминает безымянного автора «Слова о полку Игореве»; и, наверное, не случайно вторым треком на сингле стоит р?ковая аранжировка «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь».

Время смеётся над нами,
Смотрит на мир свысока.
А мы жизнь измеряем боями,
Ради них создавая врага.

Снова бессмысленность бойни,
Пламя раздуют ветра,
И помчатся безумные кони
По агонии выжженных трав...
В очередной раз выныривая из плена звуков, задумываюсь о том, как было бы хорошо, если бы единственной битвой, которую вел человек, была битва с самим собой. Потому что только в результате такой битвы земного и небесного рождаются поистине берущие за душу вещи — как эта отдельная песня с отдельного сингла группы, которая — что греха таить? - тоже занимает отдельную главу в истории русского рока.

Altaxena