Мы с Леонидом Новиковым, лидером петербургского коллектива para bellvm, сидим в студии друзей - группы «Площадь Восстания», где через несколько часов появится на свет новый мини-альбом «Здесь и сейчас», до презентации которого в клубе «Зал ожидания» остается всего несколько дней. Самое время поговорить о новых песнях, наглости поклонников и историческом значении макарон по-шаляпински.
- Леонид, что отличает «Здесь и сейчас», от того, что para bellvm делали раньше?
- Очень просто – эти песни еще никто не слышал, они все новые. И мы уже давно работаем с продюсерами, которые как-то нас видоизменяют. А сейчас все без продюсеров, запись как есть, как мы отрепетировали, так и будет. Второе, рабочее название – «Репетиция».
«Здесь и сейчас» - это репетиция. Мы придумали песни, мы их запишем. Какие-то из них войдут в новый альбом, а, может, и не войдут. Не решили.
- Какое значение вы и коллеги по группе придаете новой работе?
- Продолжение деятельности. Это очень важно для групп, которые долго обитают на сцене. Когда все участники коллектива загружены разными другими житейскими проблемами, когда рынок переполнен, просто жить – уже немало. Многих уже на том свете с фонарями ищут, но битва продолжается. Надо все время продолжать, иначе (я не хотел бы уходить в пафос и патетику) тогда все это не имеет смысла, все эти восемнадцать лет можно смело выкинуть псу под хвост, забыть и растоптать. Для меня как для автора этих песен это означает, что я еще жив и все продолжается.
Но в то же время как будто и не было этих восемнадцати лет, все внове. Не скажу что именно с начала. С начала я бы так не смог ни играть, ни петь, ни сочинять.
Здесь и сейчас – очень распространенное название. Она у нас получилась соавторством. Это песня московской группы The Children of the Gun. Она сейчас не существует, но, возможно, будет существовать вновь, их вокалист Миша Карпов человек динамичный, раз – и снова сделает. Они подавали большие готические надежды, потом стали подавать рок-надежды, записали и издали альбом на английском языке, но несколько вещей у них было на русском. Первый раз я эту песню вообще не заметил. Потом я краем уха слышал ее на фестивале Dark Entries в Воронеже, где мы вместе выступали. Потом мы вместе выступали в Москве, в клубе «Хлеб» в 2011 году, и я говорю: «О, Миша, отличная песня!» «Ты ж ее уже слышал!» - сказал он.
Песня лежала, я хотел включить ее в наш предыдущий альбом «Веди меня через ночь», но группа засопротивлялась и наш продюсер тоже ее торпедировал. А сейчас я решил, что пора, вся группа мобилизована, и мы эту песню наконец сделали.
Я Михаила предупредил, что переписал текст. От оригинала мелодия и припев. Мы теперь соавторы, получается.
Хипповский слоган – здесь и сейчас. Получить желаемое здесь. Я поворачиваю историю по-другому – этот слоган не имеет значения. Песен «Здесь и сейчас» прорва, можно открыть любую энциклопедию и поразиться, сколько их и на английском языке, и на русском.
- Выходит, под этим названием есть и другие композиции?
- Есть и другие, но меня это совершенно не беспокоит. Тем более что есть еще три песни на этом прекрасном мини-альбоме, на EP – extended play. Мы решили не расшифровывать, никто уже не помнит, что такое EP, термины сейчас такие размытые. Пусть будет мини-альбом.
Так вот, в нашей новой работе есть и другие песни. Одна про трагическую любовь, я без этого не могу, сопли все время из меня прут. «Если б я умел» называется. Есть еще песня для нас нетипичная, памфлетом не назвать, сатирой не назвать, «Царь-девица». И начнется мини-альбом с песни «Смерть этому миру». Давненько я не писал боевиков, давненько у нас такого панк-рока не было.
- Ваши друзья-музыканты участвуют в записи?
- Нет. Только «Площадь Восстания», которые у нас выступают отчасти продюсерами. Дмитрий Новиков сейчас все это запишет, а сводить будет Лена, наша экс-басистка, она сейчас живет и работает в Германии. Мы здесь никаких особых продюсерских задач не ставим, это такой вид на группу изнутри. Как запишем, так это и будет звучать, как будто на концерте, как будто на репетиции, но максимально чисто.
Надеюсь, что все это осуществится. Я уже махнул рукой на некоторые вещи, которые нужно было бы сделать, и было бы замечательно, но времени нет. Мы не андеграундная, не авангардная, а, так скажем, простая рок-группа, без звезд с неба.
- Можно ли назвать этот мини-альбом каким-то промежуточным подведением итогов?
- Рано итоги подводить. Чтоб работа пошла, чтобы все не встало на мертвой точке, кому-то нужно много репетировать, кому-то нужно делать декорации, а нам этого делать не нужно. Мы можем взять и сыграть. Но чтобы разговор с публикой продолжился, нужно сменить тему разговора, аудитория утомляется от чего-то одного, нужно быть разнообразным. Исходя из того, что получится с этой записью, мы поймем, кто нас будет дальше продюсировать, к чему вообще придет. Вот я хочу альбом к осени. Даже есть некая дата – 8 октября. Сколько мы работаем, я ставлю вехи, и мы их успешно преодолеваем. Или неуспешно, но преодолеваем, но о таких случаях мало кто знает. У меня всегда наполеоновские планы, которые обычно нежно сокращаются. Думаю, что рабочий процесс таков у всех, планы приходят к некому разумному минимуму. Максимум – это нужны уже силы и средства. Их, бывает, не хватает. Пользуемся исключительно творческим ресурсом.
Я доволен последним альбомом «Веди меня через ночь». Недоволен коммерческой историей, но тут уж все понятно. «Отлично! Хороший альбом записал, пиши еще! Я скачал», - так все говорят. Кто бы хоть рубль кинул. Но это наша общая беда. Или ты большой, здоровенный, на тебя собираются стадионы, или ты бегаешь по друзьям, собираешь копейку и делаешь продукт, после чего веселый слушатель, который открыл тебя для себя, говорит: «Отлично! Послушал, пишите еще!» Так сейчас происходит примерно все, не только с нами.
«Ты диск можешь подарить? У меня сейчас нет денег, диск подаришь?», - тоже меня спрашивают. «А ты кем работаешь?» - «Колбасу режу» - «Отлично! Можно я приду к тебе и возьму полкило колбасы? Мне очень нужно полкило колбасы» - «Ну как ты не понимаешь, это же не мое!» - «Это тоже не мое, столько народа вложило труд». Это о нашей общей музыкантской трагедии.
- А получается материальные затраты на запись и издание хоть как-то отбить при реализации тиража? Неужели это потеря денег?
- Ну да. Мы как тот японец, который сидит у моря, пишет красивые иероглифы, волна их тут же смывает. С той разницей, что у нас еще что-то остается. Кидаем эту каплю в море - круги по воде расходятся. Мы сейчас находимся на изломе времен, на изломе этого бизнеса, нашей сцены, в частности. Это не окупается. Мы просто пишем песни.
- Это грустно.
- Нет, это не грустно, это даже очень весело. Я для себя решил, что я буду делать все время. Конечно, это подкосило мою личную жизнь, потому что я все силы вкладывал исключительно в музыку и думал только об этом. О чем же еще думать?
Вот примерно так я и развлекаюсь. Как пел Вася Васин на одном из давних альбомов «Кирпичей»: «Я записал четыре альбома, но до сих пор почти что нищий». Еще можно порассуждать о том, что у нас заполнен рынок, для каждого стиля хватает двух исполнителей, необязательно хороших, главное, что они заняли нишу.
- Запись – это фиксация плодов творчества. Десять лет пройдет, а запись останется прежней. Ощущаете ли вы это?
- Ощущаю, да. Мы пытаемся сделать это хорошо. Не в стол же пишем, на века же пишем, наивно полагаем, что «это все, что останется после меня». Красота же.
- Как вы себя настраиваете перед записью?
- Никак не настраиваю. Но, разумеется, нужно поменьше пить холодного, не есть семечек, а то все забьется. Козинаки – тоже очень вредно. Воды с лимоном можно чуть-чуть. Ничего сладкого, чтоб слюна не пошла излишне. Нужно хорошо поесть, чтобы диафрагма опустилась. Но я сейчас на диете. А вот Федор Шаляпин ел макароны по-шаляпински. Хорошо опускалась диафрагма, и он хорошо, вольготно пел своим замечательным басом.
- Сколько бы нового материала ни записали para bellvm, есть какие-то старые песни, которые публика всегда ждет.
- А я даже не знаю, чего они ждут, меня это всегда удивляет. Зрители ждут некоторые песни, которые я, например, не очень люблю. Как-то мы их поем, и я уже стерпелся. Но сменилась аудитория, и, по счастью, от пары нелюбимых удалось избавиться. Я их органически не могу петь. Хочется заявить: «Я все сказал, слушайте в записи».
- Что ожидает ваших поклонников 10 мая на презентации мини-альбома?
- Во-первых, мы их ожидаем. Во-вторых, будут ребята из «Площади Восстания», они полны сюрпризов, у них все время происходит что-то уникальное и крутое. Будет проект «Адамович» в очередной инкарнации. Заявленная группа из Тулы не приедет, они решили остаться дома со своим самоваром.
- Вы собираетесь уже осенью выпускать полноформатный альбом. Есть уже какая-то идея, концепция?
- Посмотрим, как среагирует наш замечательный Рунет на мини-альбом, какой будет резонанс, будет ли вообще что-то. Еще недавно ваш великолепный альбом был поводом для целого месяца дискуссий, обсуждений, а сейчас это всего-навсего строка в новостях, которая через полчаса ушла. Не моя фраза, но очень поучительная.
- Скажите, пожалуйста, поклонникам para bellvm, как вы их ждете 10 мая на презентации мини-альбома «Здесь и сейчас» в клубе «Зал ожидания».
- Мы как воздух их ждем! Публика нужна нам, как воздух. Есть группы, которые поднимаются, а есть те, которые находятся на ровном плато, как мы. И вот мы идем, идем, конца-края не видно. Хотелось бы прийти к публике.
para bellvm колдуют над мини-альбомом, но уже совсем скоро они выйдут на сцену, чтобы продолжить диалог со слушателями и позволить поклонникам взглянуть на творческий коллектив изнутри – включить мини-альбом и окунуться в атмосферу репетиции петербургской группы с непростой многолетней историей.
Александра Прозорова