27 февраля четыре очень хорошие группы звали всех желающих в «Улиточку» (ту, которая на склоне), чтобы проводить один из последних дней зимы и растопить перегаром лед болот. Для топки льда перегара оказалось маловато, а вот для того, чтобы нормальненько так оторваться – в самый раз. По мнению вашей покорной слуги, разумеется.
Правда, придя на концерт примерно к середине выступления гробовщиков из Open Coffins и увидев почти пустой зал, я начала думать не об угаре и отрыве вовсе, а о том, как спасать отечественный андерграунд (ну а еще о том, как, наверно, улиточке тяжело взбираться на склон и вообще какого черта ее туда понесло). Потому как наблюдать пустой зал, тем более довольно скромных размеров, на хорошей группе, рубящей весьма качественное музло, было очень и очень печально. Среди идей, пришедших ко мне в голову после добротного лонг-айленда, были: а) выдавать каждому пришедшему велком-дринк в виде граммов эдак ста-двухсот чистаго спирту; б) выдавать музыкантам велком-марку (или что там всякие рок-н-рольщики употребляют) и велком-шлюху; в) отдать музыкантов на курсы актерского мастерства, чтобы даже во время игры их лица выражали какие-нибудь эмоции (даже если ты соло-гитарист); г) отдать публику на курсы актерского мастерства, чтобы та как-то раскрепостилась и тоже начала выражать эмоции по отношению к происходящему; д) припереть в зал бульдозер, который время от времени пихал бы публику поближе к сцене; е) время от времени пускать по полу электрический разряд; ж) забабахать голограммы участников Amon Amarth, которые красиво и синхронно трясли бы головами, как только они умеют, и подавали бы пример остальным, ну и т.д.
Но это все мечты, а пока нам остается слушать музыку и вопли из «открытых гробов» и созерцать соло-гитариста группы, который играет с совершенно непроницаемым лицом, эдакий Штирлиц с гитарой. Вообще у меня сложилось ощущение, что стоит только дать человеку в руки гитару и заставить пилить соляки, как у него сразу же напрочь отшибаются все эмоции. Не исключено, конечно, что они все уходят в гитару, но мне как обывателю это может быть и непонятно. А должно быть понятно – и мне, и всем вокруг. И гитаре. Гитаре особенно. Та вообще должна дрожать от страха и думать, как бы не воспламениться. Здесь этого не получилось, и группа начинает свою последнюю песню печально-жалобными словами добряка-барабанщика: «Стэй хэви, люди, изгоним зиму из наших сердец!..»
Из меланхолии, навеянной отчасти тяжелой и вязкой музыкой Open Coffins, отчасти общим равнодушием публики, меня выдергивают веселые носочки барабанщика группы Steam Jet. Вокалист Илья Попов соответствует; в плане имиджа он дрейфует где-то между фарсом и эпатажем: появившись перед публикой в ярко-красных штанах и двух рубашках, впоследствии он скидывает одну из них и превращается в сплошное красное пятно, а затем остается в ярко-голубой футболке. Интересно наблюдать не только за сценическими перевоплощениями Ильи, но и за тем, как он до безобразия точно попадает во все ноты (ей богу, это непозволительная роскошь для вокалиста) и внезапно замешивает стоунер с русским рэпом. Вообще же музыка Steam Jet оставляет после себя весьма положительное, целостное впечатление, хорошо ложится на слух и вообще способствует всяческому расслабону. I feel high, I feel stoned and I’m ready for more – и на сцену выходят StormLand.
Породистые волосачи, брутальные от патлатых макушек до кончиков медиаторов (читали рецензию? помните про морду? вот она теперь красуется на медиаторах группы - ребята на стиле и все такое), сразу дают понять, что именно они хозяева вечера, и уже во время саундчека напускают на себя столько суровости, что вашей покорной слуге приходится идти за дозаправкой. Начинают StormLand с первой композиции крайнего альбома – Fool’s Gold. Да и большинство сет-листа группы составляют композиции с крайнего альбома. И, стоит отметить, звучат они на порядок лучше, чем во время презентации альбома, и лучше, чем на записи. Еще стоит отметить, что StormLand приятно не только слушать, но и созерцать – чего стоит один только Павел Котляров, непрерывно и ожесточенно с немыслимой амплитудой вращающий головой и длинными пальцами буквально высекающий электричество из своего баса. Или лидер группы Павел Власов, одухотворенный настолько, что с него впору писать фрески. В какой-то момент даже начинаешь потряхивать башкой, и из нее тут же вытряхивается мысль о проблемах отечественного андерграунда, потому что какие тут проблемы, когда ты стоишь и трясешь башкой. А когда смотришь на сцену, исчезает мысль и про ***ную улитку на ***ном склоне, потому что начинаешь думать, как у Павла Котлярова не отваливается голова, и как расчесывается вокалист Максим Ложкин. Помимо песен с Severe звучат несколько более старых песен, а также одна совсем новая, которая, как путано объясняет Ложкин, «про тех, кто капает нам на мозги, но все равно делает нас счастливыми». С названием все тоже оказалось не так просто, но одно стало ясно: песня про баб. Эдакий глас волосатых тестикул, который оказались не в силах сдержать мужественные скулы. Ну оно и верно: не все же про #КрымНаш и всякие душевные терзания петь. Бабы, конечно, гадкие, но без них никуда. То же справедливо и в отношении мужиков.
Ну да ладно, что-то мы отвлеклись. А на сцене тем временем появляются Jay Madison, которые, несмотря на настораживающее название и то, что половина группы одета в модные шортики, играют не какую-то гадкую хардкорно-попсовую мазафаку, а весьма бодрую, плотную и жирненькую годноту. В общем, группа стала для меня весьма приятным открытием. Думаю, ребятам стоит немного поднабрать жирку и заматереть, чтобы было совсем вкусно. Но вместе с этим – что уже сложнее – нужно сохранить драйв и энергию. Чтобы каждый раз, когда выходишь на сцену, был как самый-самый первый. «Давайте поближе! Это же не сельская дискотека», - координирует публику (минимально трезвую и максимально лояльную) вокалист Нурлан Калманбетов. Слушателей угощают «гружеными сопельками» и качественным кавером на Another Brick in the Wall; вокал там звучит особенно проникновенно.
Что мне еще понравилось в выступлении Jay Madison – так это их искренность и непринужденность. А еще восторг, с которым Александр Остриков смотрел на барабаны (типа «О, чуваки! Да это же барабаны! Офигеть! Я фигачу на барабанах!»). Я попыталась сравнить Jay Madison с теми же StormLand, и мне вот какая ассоциация пришла на ум. Группу StormLand выпустили на сцену и сказали: «Чуваки, играйте! От этого становятся рок-звездами!» А Jay Madison выпустили на сцену и сказали: «Чуваки, играйте! От этого становится весело и круто!» И кому-то не соврали, а кого-то здорово ****али. В общем, мораль такая: всем есть чему поучиться, в том числе, у младших коллег по цеху.
Ну а в целом все молодцы, что тут сказать. Разве что публика бессовестная – почти трезвая и фригидная. Товарищи, если вы думаете, что отечественный андерграунд – это гадость, то сами вы гадость. И не дай бог вам не появиться на следующих концертах Open Coffins, Steam Jet, StormLand и Jay Madison!
Фото – Виталий Арсеньев
Текст – Ирина Сильянова