Образование в творческих профессиях: за и против



IxQYGIQYxwE.jpg

Далия Витта, арт-терапевт:

Нужно ли профильное образование творческим людям? Нужно ли образование вообще...
Конечно, научить писать стихи, прозу, равно как и музыку, можно. Несомненно, у хорошего вдохновенного педагога ты прежде всего заражаешься, заряжаешься его личностью, его видением, мировоззрением, харизмой, интеллектом. Всем тем, что при определённом стечении обстоятельств обязательно доведёт тебя до фанатизма (главное, не проспать фазу слепого преклонения, чтобы не потерять свою самость). И это прекрасно. Ты начинаешь видеть то, что раньше проносилось мимо, как незаметное.

Ты слышишь инфра- и ультразвуки, образно говоря; но это не есть "научение" в обычном, методическом смысле. Тебя словно учат дышать заново - выращивают индивидуальность до тех пор, пока по этому пути ты не сможешь отправиться в одиночку, к новым горизонтам. Когда ты уже можешь сам - всё, никакие учителя, авторитеты, идолы и столпы не указ и не идеал; ты один. У поэтов, наверное, мало отличий от других - художников, композиторов, - все от музы отталкиваются.

Личный опыт вложу в следующее высказывание: образование нужно, пока ты не родишься, как творческая целостная единица. Причём не имеет значения, что это будет за образование; учишься ты на примерах знаменитостей, перечитывая их поэмы с утра до вечера, или каким-то иным способом... Хороший педагог не технические приёмы профессии даёт, если честно, а приёмы жизненные, вдохновляющие, мотивирующие. Так что наверное, если молодой поэт нуждается в наставнике - пусть будет, значит, так нужно. В университете он его найдёт - замечательно, просто по соседству - тоже нормально, в томах из книжного шкафа - да ради Бога. Бывает, что профильное образование как раз ломает, иногда через колено, жёстко, быстро. Тут надо интуитивно чувствовать, хватит уже или ещё недостаточно. Всё - от сердца.

Экстраверты, нацеленные большей частью на публику и её реакции, будут, конечно, выплёскивать себя целиком, импульсивно, не щадя ни своей души, ни зрителей-слушателей. Но из-за их пристрастия к таким "выплескам" растрачиваются они сильнее, оттого и мельчать могут довольно скоро. У интровертов защита - как стеклянный экран, кокон; они, может, и нелюдимы порой, угрюмы, закрыты в себе, но страсть на ветер не бросают, концентрируются сильнее, жгут словом бумагу, а не зрителя. Это их единственный достоверный способ общения с миром - опосредованно через белый лист, - но из-за этого он честнее, глубже. Может, так происходит не у всех, да и чистые типы редко встречаются, как-то всё больше смешанные... Просто разные полярности - одни миром искрят наружу, а другие себе внутрь.

Петр Малаховский

Петр Малаховский, музыкант:

Образование, на мой взгляд, нужно для того, чтобы арсенал средств выражения, с помощью которого ты доносишь свои идеи, был достаточно богат, ты им уверенно владел и постоянно пополнял, потому что у многих бывает так, что идея - на миллион , а реальное воплощение - на копейку, потому именно что арсенал выразительных средств автора очень мал.

К сожалению, вынужден признать, что педагог и в творческих профессиях на ранних стадиях обучения зачастую нужен в роли палки, которая бьет по рукам, если ты не выполнил задания, хотя сам стараюсь ею не быть. Обратил внимание, что на мировом уровне наша российская школа блистает именно там, где на стадии обучения жесточайший контроль со стороны педагогов - балет, классическая музыка. Это объяснеяется природной ленью наших соотечественников (в отличие от тех же китайцев и корейцев, которые постепенно вытесняют нас и с этих позиций). А вот в областях, где внутренняя свобода на первом плане - джаз, рок, - наши позиции гораздо скромнее.

Группа Ulme вконтакте
Сайт группы Ulme
Группа Противоречие вконтакте
Группа Секвенция вконтакте