Неформальное движение пользуется в обществе неоднозначной репутацией. Причиной этому служит, прежде всего, нестандартный взгляд на ценности и мораль общества. Однако эта самая мораль общества вовсе необязательно является положительным примером для подражания. Чаще всего это привычка, перенятая по наследству. Так проще. Так положено. Так все делают. Это норма. А что именно есть норма? Поступать на «престижные» специальности в «престижные» вузы, чтобы быть солидными людьми или продолжить карьерный путь родителей? Носить одежду, не вызывающую никаких вопросов у окружающих и не приковывающую к себе ни единого заинтересованного взгляда? Слушать ту музыку, которую показывают по «Первому каналу» или передают по радиостанциям в офисах? Читать те книги, которые рекламируются в газетах с телепрограммами? А все почему – потому что людям самим так хочется? Наверное, потому что так делают все, и это правильно.
Недаром в заголовке статьи использована строчка из старой и известной в своих кругах песни группы «Мастер». Неформальное течение образовалось из протестующих – когда-то против советского режима, а теперь против всего подряд: власти, попсы, соседних субкультур, школы, начальства и пр. Однако, люди, идущие против течения, основывают свои взгляды не просто на голом протесте, а на том факте, что они сами выбирают, что им слушать, смотреть, читать, носить и как им думать и мыслить, при этом сталкиваясь с резким неодобрением общества. Возможно, поэтому неформалы – это люди более сильные и вдумчивые. Они сами своим умом доходят до той мысли, что стандарты, принятые большинством – это отнюдь не хорошо, что это может негативно сказываться на мыслительных процессах и моральном состоянии человека. Однако общество занимает противоположную традицию: принято считать, что неформальная музыка, одежда и субкультуры не несут в себе ничего интеллектуального, а делается это все для того, чтобы позлить «нормальных людей» от нечего делать. Считается, что все панки-металлисты-байкеры-эмо – это бездельники, наркоманы и алкоголики. А зачастую эти бездельники-наркоманы прочли к своим –дцати годам в несколько раз больше книг, чем почтенная труженица бухгалтерии с тридцатилетним стажем «честного нормального труда».
Разумеется, не возьмусь утверждать, что абсолютно вся неформальная среда по уровню морали и нравственности намного выше, чем в «серой массе», поскольку в семье не без урода, и исключения найдутся из любого правила. Есть и металлисты, сидящие у матерей на шеях и пьющие пиво у подъездов, есть люди, называющие себя готами, которые позволяют себе заниматься вандализмом на кладбищах, есть панки, которые просто ради веселья переворачивают урны и ломают автобусные остановки. Стоит помнить, что подобное поведение – отнюдь не признак неформала. Подобное встречается и среди вполне «серых» людей, причин на это масса, но сейчас мы не о них. Отдельная тема – религия, и она тоже не является чем-то свойственным или несвойственным неформалам. Разница лишь в том, что в своих идеалах и верованиях неформалы (в большинстве своем, не абсолютно все) более вдумчивы, нежели общество, которое идет по накатанной дорожке (опять-таки, не все его представители).
Хочу высказать лишь личную мелкую и субъективную обиду насчет недалекого мнения окружающих об отсутствии разницы между готами и сатанистами. Попробую эту разницу разъяснить, невзирая на мнимое внешнее сходство представителей (о значении символики мы поговорим еще отдельно). Первые – это не просто даже субкультура, а последователи культурно-исторического явления с, несомненно, высоким уровнем эстетизма и нравственности, которое берет истоки из более чем верующего христианского средневекового общества. А вторые – это даже не субкультура, а последователи антирелигии, которые по каким-то субъективным причинам выбрали путь разрушения. Возвращаясь к нашей основной теме, хочу добавить, что ни к тем, ни к другим нельзя отнести людей, не умеющих и не считающих нужным думать своей головой и не глотать бездумно ту мораль, которую им преподносит «отформатированное» общество.
Ligeya