Михаил Нахимович



m_nahimovich_0.jpgМихаил Нахимович хорошо известен питерским (и не только) поклонникам тяжелой музыки по метал-группе «Черный Кузнец» (к сожалению, прекратившей свое существование), по кавер-проекту ПЕNЬКИ, играющему песни великих Deep Purple, и по множеству других интересных проектов. Великолепный голос, харизма, талант к перевоплощению — только выйдя на сцену, Михаил с легкостью удерживает на себе внимание зрителей. О том, что произошло в его жизни за последнее время, музыкант рассказал нашему порталу.

С последнего концерта группы Черный Кузнец прошло уже больше года. Что же за этот год свершилось в музыкальной сфере для тебя?

Большинство начинаний, произошедших в этом году, ещё не подлежат огласке. А в остальном... У меня был концерт с группой «ГранКуражЪ», вышел диск с «Арктидой», дуэт на альбоме SilverCast — Chaos Engines, с «Колизеем» играли некоторые части «Эльфийской Рукописи», и много чего ещё интересного, я так даже и не перечислю. Всё время что-то происходит ))

Расскажи о рок-лицее MusicWay.

С одной стороны, это некая частная школа, с другой — лицей, обучающий вокалистов петь всё что угодно, от классики и джаза до экстремального вокала. Туда приходят многие, кто учится у Белобровой в институте на эстрадном факультете. Туда приходят вокалисты, которым мало того, что они уже умеют, которые хотят большего. Она учила многих известных вокалистов Москвы, например, Максима Самосвата (экс-«Эпидемия»), Михаила Житнякова («Ария» и экс- «Гран-КуражЪ»), Евгения Егорова («Эпидемия», экс- «Колизей»), Дашу Ставрович (СЛОТ), меня и многих других. Кроме вокала, который преподает Екатерина и некоторые её ученики и коллеги, есть множество параллельных (но не менее необходимых) предметов: сольфеджио, актерское мастерство, которое веду я, различные инструменты — гитара, ударные и так далее. Но основным направлением остается именно вокал.

m_nahimovich1.jpgИ насколько жесткая система посещения?

Есть ученики, которые приходят на общие групповые занятия 2-3 раза в неделю. А есть ученики, которые приходят на индивидуальные занятия, это может быть как и раз в две недели, так и три раза в одну неделю. Это зависит от того, как человек хочет учиться, и сколько у него времени. Как тебе удобнее, так и занимайся. Это не похоже на общеобразовательное учреждение, главная цель которого — выдать диплом. Это скорее как частный педагог, которому главное не то, что ты «прослушал курс», а главное — что ты чему-то научился. Только более расширенная версия.

Ясно, следите за качеством. Молодым исполнителям очень сложно чего-то достигнуть в музыкальной карьере. Каковы, на твой взгляд, причины того, что рок-индустрия не развивается? Отсутствие аудитории?

Есть такая формулировка: «Самая главная проблема музыки это ты, потому что ты слушаешь не ту музыку». Возможно, проблема этой индустрии не в слушателях, а в полном непрофессионализме. Роком заниматься невыгодно. Музыкальный бизнес на западе строится по принципу: не важно, в каком стиле ты играешь, если хочешь заниматься творчеством — пишешь песню, приносишь её продюсеру, он слушает, и если увидит в этом что-то интересное, то в это вкладываются деньги, находятся музыканты, записывается материал, делается раскрутка, выпускаются диски и так далее. То есть ты сам в это не вкладываешь ничего, кроме своего таланта и профессионализма, просто приходи и делай музыку на деньги продюсера. И потом оба на этом заработаете. В нашей же стране, к сожалению, всё строится наоборот. Сначала найди хорошую работу и заработанные деньги вложи в творчество. И далеко не факт, что эти деньги хотя бы отобьются, не то, чтобы ещё заработать что-то на этом... А потом может появиться продюсер, но он захочет не в твой талант вложиться, а на тебе заработать. И он появится в тот момент, когда по сути уже не нужен. В общем, у нас рок-музыка — это хобби для людей, которые работают в других местах. Именно поэтому у нас нет профессионалов, потому что профессиональный музыкант не пойдет заниматься рок-музыкой, он не сможет на это прожить. А у человека, который работает пять дней в неделю, нет времени, чтобы развивать себя в музыкальном плане. Для этого нужно очень много времени и сил, которых не остается после рабочей недели. А из-за непрофессионализма рок-музыка и не может стать популярной. Прямо замкнутый круг получается. Аудитория у рок-индустрии есть, её можно оценить, придя на концерт западных рок-групп. Но эта музыка — качественная. В этом вся суть.

Есть ли варианты, как это исправить?

m_nahimovich3.jpgМенталитет поменять в стране. Но на это никак нельзя повлиять. Потому что всё равно рок-музыкой будут заниматься в качестве хобби. Всё равно любой профессионал пойдет заниматься той музыкой, которая его прокормит. И любой слушатель, который слушает отечественную музыку, будет искать ссылку, где её скачать, вместо того, чтобы купить. А потом будет требовать: «А где новые альбомы? а почему записи такого плохого качества?» И к тому же маленький парадокс: деньги с дисков большей частью идут лейблам, так же как и деньги с билетов идут клубу и организаторам. Если группа получает гонорар, то он чаще всего стандартный, независимо от того, сколько человек придет. Музыканты мало что с этого имеют. Так что остаются только какие-нибудь Яндекс-кошельки, но и здесь стоит вопрос: «Зачем платить, если можно скачать?» А объяснять что-то аудитории бессмысленно, надо править мозг наверху. Мало кто из музыкантов может признаться, что он недостаточно профессионален. Проще отмазываться: «Вот, на мои концерты не ходят, потому что народ слушает попсу, тяжелая музыка не популярна". И люди гораздо охотнее пойдут на концерты тех групп, которые качественнее звучат, реже приезжают и лучше играют.

Как ты относишься к чрезмерному потреблению алкоголя и наркотиков среди музыкантов?

Творчество само по себе наркотик. Кто-то может найти в музыке всё то, чего ему не хватает. А кому-то приходится пользоваться дополнительными допингами. Если возвращаться к вопросу специалистов: какой профессиональный музыкант может позволить себе выйти на сцену нетрезвым? Существует миф, что выпил — голос звучит лучше. Кто-то коньяк пьет «для голоса». Но алкоголь нарушает связь между слухом и голосом, то есть тебе кажется, что ты поешь лучше, а на самом деле ты поешь хуже. Поэтому я считаю, что, если человек выходит на сцену под какими-либо наркотиками или алкоголем — то это полный непрофессионализм. Это с одной стороны. А с другой — я прекрасно понимаю, что не каждый человек, занимающийся творчеством, может самостоятельно снять свои собственные барьеры и вытащить наружу талант без каких-либо допингов. И мне искренне жаль людей, которым нужны какие-то дополнительные средства для того, что бы раскрепоститься и позволить себе больше, чем ты обычно позволяешь в своей жизни. Это относится не только к творчеству — мне в принципе жалко людей, которым необходимо выпить, чтобы почувствовать себя лучше.

m_nahimovich2.jpgКого можешь привести, так сказать, как ориентир качества для тебя лично?

Немцев. Они вообще в принципе очень правильные, математически точные. Поэтому всё, что они делают в музыке, очень качественно. В России запись, которая выходит в нашем полу-любительском роке, очень редко бывает качественно записанной. Потому что «так покатит», ведь денег это не принесет, и вкладывать такие суммы, чтобы было действительно хорошее качество, никто не может. Немецкие исполнители в большинстве своём записываются качественно. Я слушаю много разной электроники, бесконечно люблю Шиллера, а Петер Хеппнер относится к моим любимым вокалистам. Диапазон его голоса максимум полторы октавы, и пользуется он, дай бог, тремя-четырьмя нотами, но несмотря на это он великолепен. Бесконечно душевно и очень красиво делает своё дело. Немецкая рок-музыка типа Scorpions настолько качественная, что многими приравнивается к попсе. Всего лишь потому, что она сделана очень профессионально.

Вопрос касательно сайд-проекта ВИА ПЕNЬКИ. В интернете ходит хорошая цитата об этой группе: «Четыре мужика старшего поколения, которые привыкли играть что угодно, по памяти и без репетиции». И становится интересно — а для чего? Почему же мужики выходят на сцену и играют что угодно?

Знаешь, есть такой тип музыкантов, что называется «кабацкой школой». Не в смысле образовательного учреждения, а как понятие. Людей, играющих в ресторанах, можно поделить на две категории: 1) играющие стандартную программу под минус и более ничего; 2) те, кто могут сыграть всё что угодно, подобрать по памяти или на слух. И понятие «кабацкая школа» подразумевает, что, если сказать человеку, в какой тональности ты играешь, то дальше он подхватывает и импровизирует. Собираются несколько человек, говорят: «Ну что, мужики, ля-минор, поехали!» Раз-два-три-четыре, и пошла импровизация. И из таких людей может собраться группа, или оркестр, или просто тусовка, как угодно. Хороший пример: когда-то была у меня группа The Chubb-Chubbs, собственного клавишника у нас не было, но однажды на концерте остался стоять подключенный синтезатор после предыдущих групп. И вот собственно клавишник группы ПЕNЬКИ, которому было нечего делать во время нашего выступления, вышел на сцену и спросил: «Что мужики, вам клавиши не...», а мы ответили: «Да, пожалуйста, Вова, мы тебя знаем, вперед». Он спрашивал у гитариста тональность, и играл с нами все десять песен нашего сета, прежде ни разу не слышав, что мы играем, ни разу не присутствовав ни на какой репетиции... Просто подхватывая и импровизируя в нужной тональности. Мы ему давали время на соло, иногда приходилось его вовремя останавливать, но вышло здорово. В общем, это люди, которые умеют на ходу играть и творить всё, что угодно. Это и называется «кабацкая школа». И группа ПЕNЬКИ состоит из четырех мужиков такой школы. Они играют Deep Purple по детским воспоминаниям, когда все это ещё только выходило. Когда мы начинаем репетировать песни, которые до этого не играли, то выглядит это так: «Ребята, помните песенку, которая была на альбоме такого-то года...» - «А, да, сейчас вспомню, как же она начинается...» Гитарист начинает какой-то риф, барабанщик: «Да, секундочку, щас вспомню»; клавишник: «Какая там тональность? Да, поехали!» - и они её играют. А у меня в руках большая книга текстов Deep Purple, я листаю со словами: «Мужики! Подождите! Как хоть называется??» - а никто не помнит. Скажут год, там уже быстренько долистаю, всё, нашел, поехали... И вот так вот мы разучиваем «новые» песни)) Так что «почему» - да потому, что это потрясающе весело и бесконечно интересно!
На самом деле эта группа началась раньше, чем «Черный Кузнец». Они совершенно случайно услышали меня на одном из концертов с ансамблем The Chubb-Chubbs. На тот момент у них уже давно была группа авторской музыки с этим же составом музыкантов, но посещала мысль создать кавер-проект и поиграть в своё удовольствие любимые песни, просто для души. И они меня поймали со словами: «Слушай, вот мы тут хотим Deep Purple поиграть, у тебя голос высокий, тебе должно подойти». Я отвечаю: «Да с удовольствием!» Мы собрались и за первую репетицию сделали песен пятнадцать. Ну и пошло-поехало)) Поначалу мы ещё пытались играть хиты других исторических рок-групп, но шло как-то напряженнее, так что плюнули на это дело, мол, будет кавер-группа только на Deep Purple.

m_nahimovich5.jpgА ради чего ты сам выходишь на сцену? Что вкладываешь в творчество, и что получаешь?

В каждом случае по-разному. У каждой песни есть свой смысл, своё настроение, определенная душа, так что каждый раз это что-то своё, особенное. Нет какой-то определенной мысли, которую я пытаюсь донести сквозь всё, что я делаю. Недавно вышел диск группы «Арктида», записанный с моим участием, и там есть песня «Дождь». Девушка написала текст в память о своём погибшем друге. Он получился достаточно сильный, аранжировку Дима сделал фантастическую, и мы постарались все вместе донести ту эмоцию, ту тяжесть потери, возникающую при осознании, что человека больше нет. И исполняя эту песню на сцене, или в студии на записи, что же можно пытаться донести этой мыслью, этой эмоцией? Есть текст, который написан в память о человеке, которого больше нет. И, наверное, нет чего-то глобального, что пытаешься донести. Есть в каждом конкретном материале своя эмоция, своя мысль, своё ощущение.

А ещё есть люди, которые пишут, что-то говорят, как-то отзываются... Как-то написала пара, что они познакомились на нашем концерте, их, так сказать, свела музыка, и теперь они женятся. Пишут люди, мол, послушали такие-то наши песни, и вдохновились на творчество. У кого-то возникли новые эмоции, идеи, ощущения. Так что можно сказать, да, для того, что бы сделать мир чище, светлее и ещё как-то. Но при этом есть и такая глубоко философская мысль: «Любое творчество — это изнасилование окружающего мира собственным мировоззрением». Не помню точно, кто автор, кажется, эта фраза уходит в глубины немецкой философии девятнадцатого века. И получается, если исходить из этого понятия, что каждый человек, который заявляет: «Я занимаюсь творчеством во имя благой цели», частично врёт. Потому что даже если твою душу распирает от благих намерений, ты просто не можешь иначе, и ты занимаешься искусством ради этих целей — то всё равно это изнасилование окружающего мира собственным мировоззрением. Да, я несу своё мировоззрение. Да, я пытаюсь людям, которые не видят, не слышат, не понимают, открыть глаза, что-то объяснить, что-то рассказать. Показать: «Ребята, посмотрите же, это совсем иначе, попробуйте взглянуть на то же самое чуть-чуть по-другому, и жизнь станет прекрасна!» Я пытаюсь донести, что чувствовать — это хорошо. Поэтому в каждую песню я вкладываю все свои ощущения, все эмоции. Каждую песню, которую я записываю, я стараюсь делать как последнюю запись в моей жизни...

m_nahimovich4.jpgНе говоря уже о том, что выход на сцену — это большая ответственность. Если ты говоришь, что хочешь сделать мир лучше именно своим творчеством, то ты берешь на себя наглость утверждать, что благодаря твоему творчеству мир станет лучше. А ведь нет на это никакой гарантии. Например, на альбоме группы «Черный Кузнец» задумывалась некая концепция, одна общая идея от начала до конца. Если слушать его не в mp3, а на CD, то там даже пауз нет, каждая композиция плавно перетекает в следующую. И когда я даю диск друзьям, то говорю: «Выдели час, послушай от начала до конца без остановки». Так вот изначально, когда мы записали альбом и послушали сами, то поняли, что после последней песни хочется застрелиться. Потому что все песни о том, как разные люди, разные существа, в разных ситуациях до бесконечности несчастны. И после последней песни «Пепел» хочется просто повеситься. Поэтому мы решили, что надо дописать туда что-то более светлое. Сделали композицию «Я помню...» со строчками «и будет новое солнце, и будет новый день» и так далее. Несмотря на это, один мой близкий друг послушал альбом и сказал, что после основных песен ещё ничего, но вот после последней вставки хочется удавиться окончательно и бесповоротно... В общем, нигде нет никакой гарантии, что твоё творчество сделает мир лучше.

А если ставить вопрос именно «ради чего?» - то здесь есть два момента. Во-первых: любому человеку, который начал петь, почти невозможно остановиться. Даже если люди говорят: «Я ухожу из музыки, мне всё осточертело, я больше никогда этого делать не буду». Они могут поменять коллектив или стиль, но не могут перестать петь. Даже если подходить с научной точки зрения, то пение это как наркотик: правильное дыхание и всё, что связано со звукоизвлечением, активизирует легкие, происходит перенасыщение кислородом, различные химические реакции... Отказаться от такого удовольствия сложно. Кроме того, второй момент: один-единственный раз выйдя на сцену и увидев глаза зрителей в первом ряду, потом вспоминаешь их всю жизнь. Так что если отвечать на вопрос «ради чего пою я», компрессируя все чувства во что-то одно, то ради этих глаз.