7 января лидер легендарной ялтинской рок-группы «Херес Янг», Александр Кравненко, отметил концертом свой пятидесятилетний юбилей. Пятьдесят лет — это хороший повод рассказать об этом удивительном человеке и о его творчестве.
Александр Кравненко — композитор, поэт, музыкант, актер, лидер ялтинской рок-группы «Херес Янг», а с недавних пор ещё и драматург-режиссёр: перед Новым годом в ялтинском клубе «Молекула» состоялась премьера детективной трагикомедии «Крыша». Но, начнём по порядку.
В 1992-м году Александр собрал коллектив «Херес Янг» из города Ялта, существующий до сих пор в различных вариантах состава. Стилистически группа вместила в себя влияние множества разных направлений западного и русскоязычного рок-н-ролла середины-конца ХХ века. Свой первый магнитоальбом группа «Херес Янг» записала ещё в 1995-м году на сцене Кореизского клуба (это был не концертный альбом, но писался живьём на магнитофон «Юпитер» на бобину).
На вопрос, что означает название «Херес Янг», музыкант Кравненко отвечает в своей ироничной манере: «Для нас самих это является большой загадкой, что такое «Херес Янг», поскольку название это было получено в результате спиритического сеанса. Мы, когда создавали коллектив, понимали, что делаем нечто новое и великое, и для этого решено было посоветоваться с миром духов. Мы наняли медиума, который за работу взял три литра самогона, потом мы его больше никогда не видели. В результате нам осталось название. Кстати, мы не уверенны, что этот человек вообще существовал».
Александр пишет тексты и вокальную партию — песню под гитару, в таком виде приносит её на репетицию и дальше уже вместе с группой думает, что с ней делать. «Музыка — это плод коллективного творчества. Идеи, которые мои соратники привносят в написание песни — они бы мне никогда в голову не пришли, поэтому очень интересно доработать в группе с коллективом».
Вот текст одного из стихотворений Александра, наглядно показывающий его поэтический дар:
ловя морозный воздух ртом
февральским утром, утром ранним
в своем задрипанном пальто
пешком, без средств к существованью
идёшь, от холода трезвея,
туда, откуда видно небо
достать чернил не панацея
но хоть какое-то плацебо
снимаешь головной убор
там, у церковного порога
когда за пазухой топор —
дрожь отступает понемногу
смотреть архиереям в рот
не передать какая скука!
учись, студент холодных вод
тому, что вера близорука
что всех задач не разрешить
распоряжаясь божьим даром
а можешь — вовсе не пиши
иди работай кочегаром
там, в пламенеющей печи
увидишь ты такие пляски,
что может страх прийти в ночи,
как Вий из гоголевской сказки
и можно сгинуть до зари,
когда ему поднимут веки
но вот, погасли фонари
и открываются аптеки
и этот ад еще не ад
а так — всего лишь передряга
и можно жить, рыдая над
стихами доктора Живаго
Актёрского образования у артиста Кравненко нет, но есть большой опыт в любительском театре Partal, но всё-таки под руководством профессионального режиссёра. Хотя, по признанию самого Александра, он неплохо зарабатывал летом на шоу «День Нептуна», а зимой подрабатывал Дедом Морозом. Предложению поработать на сцене благоволил случай: сначала Александра пригласили звукорежиссёром, а потом заболел актёр, и пришлось выйти на сцену. С тех пор Кравненко за пульт больше не возвращался.
«Театр Partal — это самая нетоксичная среда, в которой я когда-либо пребывал. Иногда мне кажется, что это настолько хорошо, что такого быть не может, но единственное, что правда, наверное, в этой нетоксичной среде — я самый токсичный человек, они все страдают от этого, от моих розыгрышей. Ну, иногда я сдерживаю, себя, конечно, но от меня весь театр вешается. От моих шуточек. Иногда там до смертельных обид доходило», — признается актёр.
Александр Кравненко незадолго до Нового года стал не только легендой крымского рока, но и легендой театра. Скромно назвав своё творческое объединение «Дилетант», он восхитил зрителей своей дебютной постановкой под названием «Крыша», в которой не только выступил в роли драматурга-режиссера, но и сам сыграл одну из ролей. Режиссёр Кравненко, воспользовавшись инструментами постмодернизма, выдал экзистенциальную постановку про «того самого, который живет на крыше».
Для Александра Кравненко Карлсон — персонаж, имеющий большое значение. В детстве это была его любимая книга:
«Потом я не читал её несколько десятилетий. А когда у меня ребёнок появился (дочке было лет пять), я на блошинке купил за 100 рублей очень хорошую книжку. Там был весь Карлсон в одной книге и, по-моему, «Пеппи Длинныйчулок». И когда я стал малой читать, то понял, что я прямо абзацами наизусть помню. Вот откуда пьеса появилась, я совершенно не понимаю! Это действительно как удар молнии был!» — признаётся автор «Крыши».
На вопрос, не воспринимает ли автор персонаж Карлсона так негативно, как его воспринимают на родине (в Швеции Карлсона не любят, считая его хамом, эгоистом, обманщиком, хвастуном и подстрекателем), начинающий драматург ответил так:
«Да, я знаю, что они воспринимают Карлсона как отрицательного персонажа, но, во-первых, для меня всё-таки первоначально был мультик с голосом Ливанова, а он же прикольный в мультике! А в пьесу я попытался запихнуть все версии о том, кто он такой. В том числе, это альтер эго малыша, потому что малыш весь такой правильный, а Карлсон— это то, каким он хотел бы иногда быть, ну, пошалить. Поэтому, наверное, он позитивный. Это такая многоуровневая книга. Вот поэтому я как-то в пьесе попытался это отобразить, заковав это в историю классического английского детектива. Я не претендую на какую-то новизну, новаторство. Ну вроде получилось хорошо. По счастью, режиссурой я больше заниматься не планирую. «Крышу» поставил — и хватит. Говорить обо мне как о драматурге тоже нельзя, потому что одна пьеса, написанная по ошибке, не делает тебя драматургом. Драматург — это Шекспир, Чехов, Островский», — подчеркивает Александр.
Несмотря на то, что у спектакля был трудный путь к зрителю (три года прошло от написания пьесы до её реализации на сцене), и сам Александр считал текст пьесы проклятым, ощущение у зрителей было таким, что всё прошло на высшем уровне профессионализма. Так как новоявленный режиссер — рок-музыкант, то логично, что в этой пьесе есть несколько песен «Херес Янга». По поводу пьесы автор говорит вот что:
«Я не знаю, откуда она появилась. Я сидел, меня шарахнуло, и за три дня появилась пьеса. Почему — я не знаю. Всё действие происходит в одной комнате, в этом есть какой-то артхаус... Есть мнение, что это проклятый текст, потому что 3 года назад я её написал, и начались какие-то события, которые не имели рационального объяснения. Одно из проклятий «Крыши» — мне не давали зал. Я артист театра Partal, уважаемый человек, лектор. Меня знают, у меня есть какие-то связи среди официальных культурных деятелей. На этапе постановки я начал просить зал. Мне не дали ни один зал, ни второй, ни третий. Меня начали вверх пинать по чиновникам, чуть ли не до Министра культуры, и там начали говорить, что надо какую-то комиссию собрать и, значит, посмотреть, можно ли мой спектакль людям показывать. Так зала мне не дали, а ялтинский клуб «Молекула» совершенно неожиданно возник на горизонте. Такой камерный. Мне понравилось. Мы договорились».
На вопрос, были ли у автора мысли найти спонсора, он ответил следующее:
«Вот у меня с этим очень плохо: всё что касается денег они ко мне не прилипают почему-то, у меня нет предпринимательской жилки. Это мой дебют в качестве драматурга и режиссёра. Это мой метод общения с миром, а спектакли делаются для того, чтобы их люди смотрели!»
Пьесу планируется показать в симферопольском клубе «Джем» на Горького, 5. Уже есть такая договоренность. Пожелаем многогранному таланту Александра Кравненко творческой реализации, новых произведений и вдохновения! Ждём с концертами и спектаклем в столице Крыма!
Фото А. Третьякова и Аня Хорошко