Интервью с Сергеем Мавриным для портала Insurgent.ru



…все мифологии изображают, по сути, Розу Мира –
просто по-разному ее трактуют, а суть-то одна.

Сергей Маврин21.05.15. Четверг. Пять часов вечера… В этот день в магазине «Музторг» на Таганке прошла автограф-сессия группы «Маврин», после которой мы с Сергеем Константиновичем расположились на лавочке в небольшой аллее перед магазином среди деревьев, невысоких елок и клумб с тюльпанами, где под наблюдением музыкантов группы Louna, Валерия Кипелова, Сергея Табачникова и других, которые взирали на нас с плакатов, словно из окон, мы побеседовали о новом альбоме, получившим название «Неотвратимое».

- 17 лет - серьезная дата. С каким настроением Вы встречаете ее?

- С замечательным. Получается, что замечательное. Как-то быстро время пролетело... Вот это ощущается иногда.

- Это самое главное, наверное.

- Но главное - небесполезно.

Сергей Маврин- За этот период в составе не раз происходили изменения. Сказалось ли это на музыкальной стилистике коллектива?

- Незначительно, наверное. Больше на концертных выступлениях... Концепция музыки таковая существует, но музыкальное направление все-таки в большей степени задавал я сам при согласии и участии, безусловно, остальных музыкантов. Наверное, музыкальный окрас больше менялся... И, конечно, каждый человек вносит какой-то свой колорит в исполнение.

- Каждый альбом - новая веха на творческом пути. Как бы вы охарактеризовали эту? С какими чувствами писался альбом?

- С новыми. Я действительно неоднократно говорил, что после «Противостояния» я твердо понял, что надо менять тематику и смысл, что не надо грузить вот этими нашими ужасами - ежедневными и повседневными - я просто отказался от этой темы. И с другой стороны, я тут же столкнулся с трудностью - о чем? - если раньше мы все время говорили о достаточно безрадостных вещах. Не всегда, конечно, но достаточно большая часть нашего творчества задевает негатив, который окружает нас. И, может быть благодаря участию (самому большому, наверное, за всю историю написания текстов) Анны Балашовой (хотя мы с ней сотрудничаем больше 10 лет) у нас получилось сказать о чем-то новом: появилось больше позитива, больше уверенности - вот этого изначально хотелось от альбома. И Анна Балашова, я считаю, замечательно справилась с задачей. А что касается музыки - я никогда не программирую, какой будет следующий альбом - как пойдет, так пойдет. И каждый альбом делался с таким настроением. Но в этот раз получилась вот такая музыка.

Сергей Маврин- То есть, получается, этот альбом кардинально отличается от всех, которые были раньше?

- У нас все альбомы разные. Не знаю, почему так получается! Но я с удовольствием это принимаю, и мне это нравится. Мне нравится делать каждый раз что-то новое и узнаваемое.

- Значит, Вы идете по течению своего вдохновения?

- Ну... скорее всего, да.

- И почему, несмотря на вселяющие надежду композиции такие как «Поединок», «Ярче свет», в качестве заглавной выбрали «Неотвратимое»?

- А с нее начинался альбом, и эта песня, которую предложил Юра Алексеев. Когда я прочитал Бодлера, я понял, что стихи будут именно эти, Бодлеровские. У нас была идея написать новый текст, но мы решили оставить оригинал. Во-первых, у этой песни достаточно большая история - она из времен «Черного Обелиска», когда Юрий Алексеев еще играл там на гитаре. Они с Анатолием Крупновым не успели ее записать по каким-то причинам... В принципе по стилистике песня в духе старого «Черного Обелиска». «Неотвратимое» - мне понравилось название и смысл, ведь если и не привязывать к тексту, уже написанному Бодлером, неотвратимое - это то, чего не миновать.

- Я согласна с этим… И раз уж Вы упомянули сейчас Бодлера, то корабль из его метафоры - не тот ли «Корабль-призрак», нашедший окончательное пристанище?

- Нет-нет-нет! «Корабль-призрак» никак не связан с Бодлером. Эта песня особняком стояла в альбоме, это единственный текст, который написал я сам, и скорее всего это отголоски «Противостояния», моих вечных размышлений на определенные темы, и это никак не связано с Бодлером.

Сергей Маврин- Расскажите об обложке, пожалуйста. На ней сюжет из скандинавской мифологии? (Ясень Иггдрасиль, змей Нидхегг)? Как он сочетается с общей концепцией?

- У обложки, на самом деле, достаточно большая и забавная история. Во-первых, сама идея родилась совершенно спонтанно, потому что мы не знали, как оформить альбом долгое время. То есть мы откладывали это на последний момент - потом разберемся. Я как раз доделывал татуировку на спине, на которой изображено древо Иггдрасиль...

(*В этот момент к нам подошли две девушки, которые тоже присутствовали на автограф-сессии, и мы на несколько минут приостановили интервью. Одна из них была художницей, которая рисовала обложку, как сообщил нам Сергей Константинович).

- Так, на чем мы остановились?.. Оформление. На оформлении изображено древо Иггдрасиль. Собственно, я впервые столкнулся со скандинавской мифологией. И даже при беглом знакомстве с ней, я понял, что все мифологии изображают, по сути, Розу Мира - просто по-разному ее трактуют, а суть-то одна. И нашу картину я именно так и называю - Роза Мира, то есть структура Мироздания. И идея, как я уже начинал говорить, пришла совершенно случайно - с татуировки на моей спине, где изображен Иггдрасиль. Именно когда, почитав немного об этом древе, я решил, что на обложке будет именно Роза Мира.

Сергей Маврин- Что символизирует та неоднократно повторяющаяся интонация, из которой в разработке вырастает хор «O Fortuna»?

- «O Fortuna»... Я целенаправленно цитировал именно это произведение в «Розе Мира». Оно по смыслу, мне кажется, очень здорово вошло в концепцию моего инструментального произведения, и на обложке указано, что это цитата из кантаты Карла Орфа «O Fortuna». Изначально я хотел сделать кавер-версию «O Fortuna», но у меня не получилось - я углубился и понял, что я уже пишу совершенно другое произведение. Но вот эту цитату я оставил целенаправленно. И эта инструментальная композиция, в которой, на мой взгляд, мне удалась идея, очень кратко характеризует и музыкально описывает эту самую структуру Мироздания, Розу Мира.

- Расскажите о мантрах на санскрите «Govinda». Как это можно перевести? Почему избрали именно эту мелодическую основу?

- Тоже совершенно спонтанное решение. У меня была написанная инструментальная композиция, которую я готовил для своего инструментального альбома и Эдель Грельски - мы эпизодически сотрудничаем уже на протяжении двух лет. Он внезапно появился и предложил что-то записать, что-то спеть, что-то снять. Я предложил ему эту инструментальную вещь - она ему очень понравилась - и буквально через несколько дней он прислал мне «Говинду» с моей мелодией. Я не религиозный вообще человек, я не разбираюсь в религии, но знаю, что Говинда - это одно из многих имен Кришны, это имя Бога. Мне очень понравилось, как Пьер спел эту песню - это мантра. Но о мантрах я тоже много рассказать не могу, лучше читать соответствующую литературу.

Сергей Маврин- Можно ли сказать, что ваши последние альбомы в большей степени экспериментаторские? Как ваши слушатели воспринимают эксперименты?

- Я никогда не ставил перед собой цели создать эксперимент. Как я уже говорил, я плыву по течению. Как оно пойдет, так оно пойдет. Хотя многие принимают это как эксперимент. Нет, я делаю все совершенно искренне. И вся моя аудиография сделана совершенно искренне и по убеждению, не вопреки каким-то определенным законам. Ну и, наверное, самый необычный альбом - это «Противостояние», но и это не эксперимент – в нем тоже есть искренний посыл. То есть, к экспериментам я не имею никакого отношения.

- Среди вашей аудитории присутствуют слушатели разных возрастных категорий. Наблюдали ли вы разницу в диалоге с молодым и более зрелым слушателем?

- Не так часто удается вести диалоги. Хотя у меня достаточно часто проходят творческие вечера, на них удается понять, кого что интересует. Разницы никакой, за исключением, может быть, того, что более взрослая аудитория помнит меня еще по группе «Ария», и иногда вопросы и беседы, бывает, затрагивают старые времена... Собственно, вот вся разница.

Сергей Маврин- Что для вас является основным показателем того, что новый материал понят и прочувствован аудиторией?

- Будут концертные выступления, и они о многом нам расскажут. Потому что то, как публика принимает песню на сцене, это и есть показатель. Четыре композиции с этого альбома мы исполняли на своих концертах уже давно, и у меня уже тогда складывалось ощущение, что зал уже даже знает слова. Буквально со второго припева присутствующие подпевают наши новые песни, которые еще не были выпущены. И мы планируем концерты и большой тур, начиная с осени, в поддержку этого альбома - вот тогда и посмотрим!

- Большое спасибо за интервью!

- Вам спасибо за ожидание и привет Питеру!

 

Вопросы – Феникс
Фото – Алексей Соркин
Беседовала – Мэри Сникерс.